Сознание человека и животного, сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:54, реферат

Краткое описание

Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с телесными процессами и характеризуется активностью, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку. Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой.

Содержание

I. Введение
2 Животные: психика и поведение

3. Развитие высших психических функций у человека
4 Сравнение психики животных и человека.
5. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
6. Научение, мышление, интеллект.
7. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 30.79 Кб (Скачать файл)

I. Введение: понятие психики;

Чтобы начать сравнение психики  человека и животных нужно сначала  дать определение этого понятия.

Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический  аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с  окружающей средой. Находится в единстве с телесными процессами и характеризуется активностью, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку. Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой.

Биологические исследования человеческого  организма и животных многократно  продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна  некоторым видам животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных даже с наиболее развитым интеллектом. Как сказал М. Шелер: человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает".

 

 

2  Животные: психика и поведение

 

Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.

Вся история  развития психики и поведения  животных согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяются две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший.

Рассмотрим  вкратце их содержание.

 

1. Стадия  элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень.

Для него характерны примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Элементарные формы движений, нецеленаправленная двигательная активность. Для простейших и многих низших многоклеточных организмов.

 

Б. Высший уровень.

Для представителей данного уровня (кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки) и др.) Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. Развита двигательная активность (ползанье, рытье в грунте, )

 

2. Стадия  перцептивной психики.

А. Низший уровень.

Для рыб, членистоногих и головоногих  моллюсков, насекомых характерно отражение внешней действительности в форме образов предметов. К особенностям поведения можно отнести формирование двигательных навыков (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Развито защитное поведение.

 

Б. Высший уровень.

Высшие  позвоночные (птицы и некоторые  млекопитающие). Характерны элементарные формы мышления (решение задач), складывание определенной «картины мира». К особенностям поведения можно отнести его высокоразвитые инстинктивные формы и способность к научению.

 

В. Наивысший уровень.

На  данном уровне располагаются обезьяны и некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины). Они способны решать одну и ту же задачу разными методами. Обладают также способностью переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, познавать окружающую действительность независимо от наличных биологических потребностей, развиты исследовательские формы поведения.

Разумеется, наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны.

 

3. Развитие высших психических  функций у человека

 

Человек представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем.

 

4. Сравнение психики животных и человека:

История сравнительных  исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком  и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

В XX в. исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных. Последние несколько десятилетий оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти  не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом  деле это не так.

Почти все, что имеется  в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей:

1  передается по наследству

2  усваивается в процессе  учения.

То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; Но то,что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Внимательное изучение психологиии поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, что нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.

Если, изучая человека и сравнивая его с животными, можно обнаружить, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно,  определять методы обучения и воспитания детей.

Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по отношению к жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах  инстинктивных. В связи с этим  возможности психики животных ограничены, так как включают лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Например, если в сознании человека фигура треугольника характеризуется объективно – количеством углов, сторон и т. д. , то для животного она будет характеризоваться и отражаться неотделимо от соответствующего биологического его отношения. Поэтому, если у животного не существует к данной вещи, предмету инстинктивного отношения, то она для животного как бы не существует.  Таким образом, для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.  Отвечая изменению условий существования, изменяется и деятельность животных. Когда человек вступает в отношение к вещи, то он отличает объективный предмет своего отношения, а с другой – свое отношение к нему. Такого разделения у животного не существует. “Животное – не относится ни к чему и вообще не “относится”…” – говорил К. Маркс.

Второй  чертой отличия  психики животного от психики  человека   является показатель отношения  животного к себе подобным. Животное относится к себе подобным также как и к другим внешним предметам и объектам, они тоже принадлежат к кругу инстинктивных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества. У некоторых животных (муравьи, пчелы и др.) можно наблюдать деятельность нескольких животных, но мы никогда не наблюдаем у них совместной деятельности. Исследователи провели такой эксперимент: сразу перед несколькими обезьянами поставили задачу – требовалось положить ящик на ящик, для того, что бы влезть на них и этим способом достать высоко подвешенный банан. Животные действовали, не считаясь с другими. При таком совместном действии возникла борьба за ящики, драки между животными, но постройка так и осталась не возведенной. Хотя в отдельности каждая обезьяна может ставить ящик на ящик и взбираться по ним вверх.

Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта,  передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением  опыта поколений, что коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Но оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях.  Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а зная их он может предвидеть будущее, прогнозировать его – в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека.

 

5. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).

 

Как человек, так и  животные обладают общими врожденными  способностями познавательного  характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде простых ощущений. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие  познавательные процессы обладают особыми  качествами:

восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью,

память — произвольностью

Именно эти качества приобретаются  человеком при жизни и развиваются  далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

У человека память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию  постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее ,но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, (книги, кассеты , диски…)

Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое  позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.

Почти у всех видов  животных имеются способы передачи информации, с помощью которых  каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем.

Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху ,когда изготовлялись свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.

Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и особенности их “речи”.Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл.  Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана.  При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности.

Информация о работе Сознание человека и животного, сходства и различия