Сон как предмет психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Вопросами сна занимались философы, физиологи и психологи.
В психологии принято относить сны к области бессознательного, области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог. Сны считают бессознательным отражением действительности.
Существует ряд теорий, объясняющих возникновение сна и его функциональное назначение. Единой, общепризнанной концепции по этому вопросу еще нет. Наряду с теориями "гипнотоксинов", "разлитого коркового торможения", "торможения деятельности ретикулярной формации" существуют и другие взгляды по этому вопросу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Физиологические представления о сне 5
Фазы и стадии сна 5
Нарушения сна 10
Возрастные изменения сна 18
ГЛАВА 2. Философские представления о сне 20
Античная философия 20
Философия ХУП – Х1Х веков 20
ГЛАВА 3. Психологические представления о сне 22
Сон и сновидения 22
Гипноз 25
Психологические методы исследования
нарушений сна 28
Психологические функции сна 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

психология- Психология сна.docx

— 72.65 Кб (Скачать файл)

Освежающее действие сна оказывается более выраженным, если его продолжительность укладывается в полуторачасовые промежутки (1,5–3,0–6,0–7,5–9 часов и т. д.). Цикл ночного сна, содержащий фазы медленного и быстрого сна, длится примерно полтора часа. В конце каждого цикла наблюдается период повышенной активности организма. Пробуждение в этот момент облегчает вхождение в состояние бодрствования, так как сопровождается повышенным физическим тонусом и субъективным ощущением достаточности сна.

 

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СНЕ

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

В древние времена сон воспринимался не так, как сейчас. Люди верили, что сновидения являются откровениями богов, а события, увиденные во сне, воспринимали как реально существующие.

У многих народов длительное время сохранялось представление о том, что во сне людей посещают духи предков и управляют их повседневной жизнью. Особое значение уделялось содержанию сновидений, ими руководствовались при проведении обрядов, церемоний, при решении общественных вопросов.

Во II веке до н. э. древнегреческий писатель Артемидор Эфесский изложил накопившийся к тому времени опыт толкования снов в руководстве под названием «Толкование снов». В этом руководстве уже делаются различия между сновидениями, имеющими смысл для толкования будущего, и сновидениями, возникшими по физиологическим причинам. Выделяются также сновидения, позволяющие определить душевное состояние человека.

Демокрит высказал мысль о том, что сущность сновидений заключается в продолжении автоматической работы мозга.

Сократ верил в божественное происхождение сновидений и допускал, что сны могут предвещать будущее.

Аристотель посвятил проблеме сна трактаты «О сне» и «О вещих снах», в первом из которых попытался дать физиологическое объяснение сна, без ссылок на вмешательство души или духов. Сон, по мнению Аристотеля, является реакцией организма на концентрацию теплоты в теле. Аристотель отрицает божественное происхождение сновидений. По его мнению, сновидение – это результат деятельности органов чувств.

В сочинении одного из учеников Гиппократа «О сновидениях», говорится, что наряду с божественными бывают сны, вызываемые естественными процессами, протекающими в организме. Согласно идеям этого автора, содержание сновидений может являться не только основанием для выводов о состоянии здоровья, но и для непосредственных практических действий профилактического характера.

 

ФИЛОСОФИЯ XVII – XIX ВЕКОВ

 

Рене Декарт (1596 – 1650) поставил вопрос: «Как доказать, что все окружающее меня не сон»? Он говорил: «Сплю я или нет, два и три все равно дают в сумме пять, а квадрат имеет четыре стороны». Чтобы ответить на этот вопрос, он ввел «принцип корректности»: «Если мое переживание тесно связано со всем ходом моей предшествующей жизни и вытекает из нее, то велика вероятность того, что данное переживание не сон». В своей работе «Рассуждение о методе» он пишет: «Так как наши рассуждения во время сна никогда не бывают столь ясными и целостными, как во время бодрствования, хотя некоторые представляющиеся нам образы бывают иногда так же живы и выразительны, то разум указывает нам, что в мыслях наших, не могущих быть всегда верными по причине нашего несовершенства, во время бодрствования должно быть больше правды, чем во время сна» (Декарт, 1989).

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) считал, что нет четкого различия между сном и бодрствованием. Он писал: «Жизнь и сны – страницы одной книги, нудное чтение и есть реальная жизнь, когда обычный урочный час чтения окончен, наступает время отдыха, мы по привычке продолжаем листать книгу, открывая по воле случая то одну страницу, то другую».

По мнению Шопенгауэра, глубокий сон, пока он длится, ничем не отличается от смерти, в которую он часто, например, у замерзающих, постепенно и переходит; он отличается от нее только своим отношением к будущему, т.е. пробуждением. «Смерть – это сон, в котором забывается индивидуальность, все же другое опять просыпается, или, скорее, оно совсем и не засыпало» (Шопенгауэр, 1999 с. 272).

 

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СНЕ

 

С точки зрения психологии сон исследуют сравнительно недавно. Это связано с тем, что психология моложе других наук, занимавшихся этим вопросом. Больше всего психологи изучали сновидения.

В настоящее время психологи определяют сон как периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более отчетливо выражены. Например, если в состоянии релаксации наблюдается снижение критичности, то во время сна у человека наблюдается угнетение осознаваемой психической активности.

 

СОН И СНОВИДЕНИЯ

 

Интересен факт, что богатые содержанием сновидения, кажущиеся спящему весьма продолжительными, на самом деле протекают очень быстро – всего несколько секунд. Представления о времени и пространстве во сне резко нарушены. Описан, например, такой случай. Один известный драматург, явившись на представление своей пьесы, заснул от усталости. Во сне он видел всю свою пьесу от начала до конца, следил за развитием действия и за тем, как принимает его произведение публика. Наконец занавес опускается под оглушительные аплодисменты, драматург просыпается и, к своему удивлению, слышит, что на сцене произносятся еще только первые реплики первой сцены. Вся пьеса, прошедшая перед его глазами во время сна, заняла, таким образом, всего несколько секунд.

О том, что и в состоянии бодрствования представления и воспоминания могут иногда проноситься с необычной скоростью, свидетельствуют показания людей, переживших миг смертельной опасности. В такой миг якобы проявляются воспоминания чуть ли не всей прожитой жизни.

Не менее частым источником сновидений являются возбуждения, приходящие в мозг не из внешнего мира, а из внутренних органов тела – желудка, кишечника, мочевого пузыря, легких, сердца и пр. Все эти органы обладают чувствительностью и связаны нервными путями с “органом психики” – корой больших полушарий головного мозга. Днем мы обычно не замечаем “сигналов”, идущих из внутренних органов, потому что сознание заполнено более сильными впечатлениями внешнего мира. Ночью обстановка меняется: чем более замирает деятельность наружных органов чувств, тем отчетливее начинают ощущаться раздражения, возникающие во внутренних органах, – особенно эти раздражения вызывают какие-либо болезненные процессы. Так возникают кошмарные сны, пугающие суеверных людей. Нарушение во время сна нормальной сердечной деятельности или дыхания – наиболее частый источник таких сновидений.

Сновидения, вызываемые раздражением внутренних органов, могут иметь диагностическое значение. По ним опытный врач иногда может распознать начало той или иной внутренней болезни, которая в состоянии бодрствования еще не проявляется типичными для нее симптомами.

Многие неприятные сновидения могут говорить о каком-то заболевании. Такой вещий сон не несет в себе ничего мистического. Более того, медики уже сравнительно давно обратили внимание на такую связь. Еще в 1935 году профессор М. И. Аставацатуров писал по этому поводу: “Можно, например, признать, что если тревожные сновидения с элементами страха смерти сочетаются с внезапными пробуждениями, сопровождающимися безотчетным страхом смерти, то это может возбуждать подозрение о заболевании сердца в таком периоде, когда никаких других субъективных жалоб, указывающих на такое заболевание, не имеется”.

Конечно, не все здесь так просто. При диагностике с помощью сновидений мешают всевозможные случайности и отклонения. Но если сновидения навязчивы и однотипны, они указывают на большую вероятность какого-то скрытого заболевания. Заболевания сердца (инфаркт миокарда, стенокардия) нередко вызывают кошмарные видения, они могут сопровождаться сильным чувством страха смерти. При сердечных заболеваниях может сниться падение в пропасть или в обрыв.

Конечно, далеко не каждое неприятное сновидение говорит о каком-то заболевании. Очень часто причинами тяжелых сновидений служат такие вещи, как духота в комнате, переполненный желудок, неудобное положение спящего в постели.

Нередко рассказывают, что во сне человек видит себя летящим в пропасть или проваливающимся в яму, после чего он сейчас же просыпается. Такое сновидение может произойти оттого, что у спящего нарушилась работа сердца. Сердце на несколько секунд останавливается, и в этот момент может присниться падение в пропасть.

Ну, а поскольку многие внешние причины могут влиять на содержание сновидений, то, очевидно, мы можем вызывать появление тех или иных снов. И это доказывалось многократно. В конце прошлого века норвежский ученый Вольд проводил такие опыты: на ночь он перевязывал испытуемым суставы пониже лодыжек шнурком. Стопа приводилась в такое положение, как будто человек стоит на цыпочках. Спящему снилось, что он бежит, поднимается по лестнице, становится на цыпочки, едет на велосипеде.

К ногам человека, когда он спал, приложили горячую грелку, и ему приснилось извержение вулкана: он бежит с горы по горячим камням, которые обжигают ему ногу. Как оказалось, незадолго перед опытом этот человек читал книжку о вулканах и вулканических извержениях.

Спящему, лежавшему на спине с открытым ртом, влили в рот несколько капель воды; спящий перевернулся на живот и стал производить руками и ногами плавательные движения; ему приснилось, что он упал в воду и был вынужден спасаться вплавь.

Во время быстрого сна мозг работает очень активно. Но если это так, то можно ожидать не только одних фантастических, беспорядочных сновидений, но и мыслительной работы – над тем, о чем человек думал днем. Особенно этого можно ожидать в тех случаях, когда человек думает над какой-то проблемой, трудным вопросом не один и не два дня.

В сновидениях математики решали задачи, композиторы дописывали музыку, поэты сочиняли стихи. Знаменитый французский математик А. Пуанкаре утверждал, что плодотворные идеи у него возникали в полусонном состоянии. Немецкий химик Ф. А. Кекуле увидел во время сна структурную формулу бензола, о которой много думал днем.

Некоторые люди обдумывают сложные проблемы перед сном и утром или ночью нередко получают их решение. Было проведено специальное обследование. Почти четверть обследованных утверждают, что во сне иногда рождались полезные для работы мысли. Все эти примеры свидетельствуют о том, что и в сновидениях работа мозга может быть вполне осмысленной.

Если вы читаете очень интересную книгу или с увлечением над чем-то работаете, сон пропадает. Причины здесь в том, что в коре головного мозга возникает стойкий очаг возбуждения. Иному человеку нелегко уснуть, если им овладевает какое-либо сильное чувство – радости, тревоги, страха, – и в этом случае в коре мозга возникает стойкий очаг возбуждения – сна нет. Когда человек все-таки уснет, очаг порой остается связанным с начатой днем мысленной работой, он продолжает функционировать и во сне, причем поскольку мозгу в это время не мешают посторонние раздражители, работа эта может быть более эффективной.

Правда, здесь возможны ошибочные умозаключения: сновидение “предсказало” будущее открытие. В действительности же перед нами завершение какой-либо мысли, возникшей днем, и доказательство того, что во время сна мозг продолжает активно работать.

Сновидения – это частичная деятельность угнетенной во время сна мозговой коры, вызываемая различными раздражениями внешних или внутренних органов чувств, – таков смысл положений доктора Окса, высказанных сто лет назад, но уже приближающихся к современному учению о сне и сновидениях, экспериментально обоснованному Павловым и его сотрудниками. Ошибался Окс только в понимании причин, приводящих к угнетению мозговых клеток во время сна. Он (как почти все его современники) полагал, что такой причиной является самоотравление мозговых клеток продуктами обмена веществ – “гипнотоксинами”, которые накапливаются в крови и в клетках во время бодрствования и действуют усыпляющим образом, подобно наркотикам. На самом деле мы засыпаем еще до того, как успеют накопиться ядовитые продукты обмена. Мы можем сладко вздремнуть даже утром, после достаточно длительного ночного сна, когда о “гипнотоксинах” не может быть и речи. И только в исключительных случаях, когда бодрствование, поддерживаемое искусственными приемами, продолжается несколько суток подряд, когда потребность в сне становится болезненной, непреодолимой, – только тогда фактор самоотравления начинает играть главную роль.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний. Мы не можем воздействовать на них и порой вынуждены скрывать их от самих себя. Это нездоровое и подсознательное стремление обрести равновесие, представить свои желания сознательному разуму в виде снов, находя таким образом выход подавляемым потребностям.

Швейцарский коллега Фрейда Карл Густав Юнг видел различные образы сновидений как полные значения символы, каждый из которых может быть по-разному интерпретирован в соответствии с общим контекстом сна. Он верил, что в состоянии бодрствования подсознание воспринимает, интерпретирует события и опыт и учится по ним, а во время сна сообщает это «внутреннее» знание сознанию посредством системы простых визуальных образов. Он попытался классифицировать образы сновидений по их символическому значению. Он верил, что символы в системе образов сновидений присущи всему человечеству, что они были сформулированы в течение эволюционного развития человеческого мозга и передавались через поколения по наследству.

Сон со сновидениями – разновидность неполного торможения коры больших полушарий. Если сон глубок, то кора глубоко заторможена и импульсы возбуждения, приходящие в нее от органов чувств, тут же заглохнут. Сновидений не будет. Ближе к утру, когда клетки коры достаточно отдохнут, охранительное торможение ослабевает и проникающие в нее импульсы возбуждения перебегают от одной группы клеток к другой и, растормаживая их, вызывают образы, преимущественно зрительного характера, которые мы называем сновидением.

 

ГИПНОЗ

 

В обыденном сознании гипноз часто связывается с сеансами иллюзионистов и фокусников. Такого рода представления отличаются яркой зрелищностью. Термин “гипноз” введен шотландским врачом – хирургом Бредом и происходит от греческого слова, означающего “сон”. Действительно, гипнотизер как бы усыпляет гипнотизируемого, вводит его в состояние неполного сна, во время которого последний слышит голос гипнотизера и выполняет его команды. Гипнотизируемый может двигаться и выполнять различные действия, которые ему внушены и которым он не сопротивляется, поскольку не воспринимает их критически.

Явление, которое сегодня мы называем гипнозом, было известно тысячи лет назад. Например, его использовали эллины в храме бога здоровья Асклепия. Судя по древним источникам, больные приходили в этот храм, засыпали и просыпались здоровыми. Этот лечебный сон, вероятно, и был гипнозом. Во время сна жрецы внушали больным, что они излечились. Из сведений, дошедших до нас, мы узнаем, что большинство больных слышали ночью голоса или же видели перед собой образ мужчины, принимая его за самого бога Асклепия.

Информация о работе Сон как предмет психологического исследования