Состояние психического напряжения в опасных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д.
Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических, как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии.

Содержание

Введение
1. Психические состояния человека.
2. Определение опасной ситуации.
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям.
4. Поведение в состоянии стресса.
5. Поведение в состоянии фрустрации и аффекта.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Поволжский филиал МИИТ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему «Состояние психического напряжения

в опасных ситуациях»

 

 

 

 

Выполнил: Карисова А.Г.

шифр  1130-ц/ЭЖс-1807

Проверил : Орлова Г.Н.

 

 

 

Саратов 2012

Содержание

 

Введение

1. Психические состояния человека.

2. Определение опасной ситуации.

3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям.

4. Поведение в состоянии стресса.

5. Поведение в состоянии фрустрации и аффекта.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оказавшиеся в опасных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии. Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой  ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

На смену этому этапу  приходит стадия разрешения, когда  постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются  пониженный эмоциональный фон и  контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное  общение. На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

Значительное внимание уделяется  в психологической литературе выявлению, психологическому анализу и классификации  разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных  происшествий. В частности, психологические  феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под  названием посттравматического  стрессового синдрома, или посттравматического  стрессового расстройства. Исследуются  разнообразные негативные психические  состояния, возникающие вследствие воздействия опасных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуальную деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Во всех опасных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

 

1.Психические  состояния человека.

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д.

Психологические состояния  — важнейший компонент психики  человека. Относительно простые психологические  состояния лежат в основе всего  многообразия психических, как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Каждому психическому состоянию  человека соответствует противоположное  состояние (уверенность -  неуверенность, активность - пассивность и т.д.). Выделяют положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (опасными, необычными, крайними) условиями.

В данной работе мы рассмотрим отрицательные психические состояния, а именно состояние психического напряжения, возникающее у человека в опасных ситуациях.

 

2. Определение  опасной ситуации

Опасной называют ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая или же положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, и сопровождается человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.

Опасные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.

Основные характеристики чрезвычайной ситуации:

  • Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.
  • Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.
  • Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.
  • Чрезвычайная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.
  • Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.
  • Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.

Считается, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты. К ним можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов, убежать от опасности, энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Особые условия, в которых  может оказаться человек, как  правило, вызывают у него психологическую  и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это  сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Во всех опасных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

 

3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям

Стихийные бедствия, крупные  аварии и катастрофы, их трагические  последствия вызывают у людей  большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической  стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых  случаях могут нарушить процесс  нормального мышления, ослабить или  полностью исключить контроль над  собой, что приводит к неоправданным  и непредсказуемым действиям.

Как правило, преодолению  страха способствует, прежде всего, чувство  личной ответственности, осознание  значимости дела, которое делают. Опасность  и риск для здоровья, важность выполняемых  работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство  страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический  шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс  нормального мышления, ослабевает или  полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные  процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у  некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", нарушается дыхание, начинается сердцебиение "сердце готово вырваться из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел как мел", появляется холодный пот, слабеют мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого  нарушения работы сердечно - сосудистой системы.

Такое состояние бывает довольно продолжительным - от нескольких часов  до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и  аварий приходится иногда наблюдать  людей, которые находятся в состоянии  душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.

Неожиданность возникновения  опасности, незнание характера и  возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения  в этой обстановке, отсутствие опыта  и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения  людей.

 

4. Поведение в состоянии стресса

Воздействие опасных условий  может привести к возникновению  у человека специфического состояния  нервно-психологической напряженности, называемого стрессом.

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеют свои отличительные особенности.

Стресс, прежде всего, возникает  только при наличии экстремальной  ситуации, тогда как аффект может  возникнуть по любому поводу. Второе отличие  заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации  для выхода из опасной ситуации.

Стресс может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на личность. Положительную  роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную  функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая  психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности. По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую человек реагирует адекватно, вне зависимости от ее тяжести.

В состоянии стресса возникают  затруднения в осуществлении  функций, связанных с направленностью  мышления на решение определенных задач. Это происходит потому, что стресс выступает как фактор, разрушающий  предварительное «эмоциональное планирование», а далее и всю схему предстоящей  деятельности. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездействию.

Независимо от разновидности  внешнего эмоциогенного воздействия (стрессоров), психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Особенно сильное дезорганизующее воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы, достигшие степени аффекта в той или иной его форме (импульсивной, тормозной или генерализующей). Сила аффекта такова, что они способны тормозить любые другие психические процессы. Более того, аффекты навязывают человеку определенные стереотипные способы "аварийного выхода" из опасной ситуации, соответствующие форме проявления аффекта.

Информация о работе Состояние психического напряжения в опасных ситуациях