Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью рассмотрения данной работы, является - анализ специфики и особенностей социализации молодежи как социально-демографической группы в современном обществе, когда последнее находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране.
1. Ведение………………………………………………………………………………………...3
2. Каналы (факторы) социализации современной молодежи…………………………....3
3. Механизм социализации молодых людей………………………………………………..3 4. Социальные институты и их роль в жизни общества…………………………………5 5. Молодёжь как социально-демографическая группа, её положение в социальной структуре общества…………………………………………………………………………….7
6. Место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества…………………………………………………………………………………………8 7. Особенности социализации молодёжи в современных условиях……………………10 8. Заключение…………………………………………………………………………………12 9. Список используемой литературы……………………………………………………
· изменился характер воспроизводства молодёжью родительского поколения. Молодые люди оказались в условиях, когда для успешной адаптации к современной социальной среде необходимо скорее не усвоение, а отрицание опыта старших;
· изменились механизмы социализации. Снизилось влияние традиционных агентов социализации – семьи, школы, государства и расширяются контакты молодёжи новыми социальными посредниками – средствами массовой информации и коммуникации, новыми политическими партиями и общественными организациями, различными религиозными течениями;
· ухудшилось по многим позициям социальное положение молодого поколения: снизились жизненный уровень и материальные возможности большинства семей, рыночные отношения в экономике привели к появлению безработицы и её росту, особенно среди молодёжи, и т.д.;
· отсутствие у общества чётких ориентиров своего развития особо негативно сказалось на молодёжи, так как в отличие от старших поколений у неё ещё нет социального опыта, чтобы объективно оценить происходящие в обществе процессы и наметить свои цели в жизни. Кардинальные изменения в постсоветском обществе особенно сильно сказались на трансформации ценностных ориентаций современной молодёжи. Уже в начале 90-х гг. социологические исследования отмечали коренную переориентацию молодёжи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Социологические исследования, проводившиеся в Республике Беларусь в 1999 г., показывают, что приоритетные места в системе ценностных ориентаций молодых людей занимают дружба, любовь, жизнь, её безопасность, получение профессионального образования, карьера, высокий социальный статус, материальное благополучие, деньги. Ценны также полезные связи, выгодные знакомства, развлечения, получение удовольствий. Наименее ценными оказались труд, патриотизм и национальное достоинство. Таким образом, ценностные ориентации современной молодёжи прагматичны, приземлены, обладают повышенными материальными притязаниями. Молодёжь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой – сам этот процесс связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что существенным образом сказывается на социализации молодого поколения. В переходном обществе молодёжь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится их жертвой. Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодёжи. Социальные проблемы молодёжи – занятость, доступ к получению образования, жилищная проблема, досуг, зависимость от родителей и другие, – отягощаются сложностью самореализации, поиска своего места при вступлении во взрослую жизнь. Как следствие – рост в молодёжной среде преступности, алкоголизма, наркомании, числа разводов и др.
8. Заключение:
Исходя из вышесказанного можно сделать генеральный вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений является социализация детей и молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Изучение проблемы формирования молодёжи как группы населения, играет наиболее активную роль в дальнейшем развитии общества.
Государственная молодёжная политика – это особое направление в деятельности государства, целью которого является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Анализ государственной молодёжной политики в Республике Беларусь даёт возможность выявить некоторые характерные тенденции:
1. Реформирование системы образования и переподготовки молодёжи, направленное на формирование нового стиля мышления, основ экономического поведения для успешного выполнения новых социальных ролей в условиях рыночной экономики.
2. Создание необходимых материальных и экономических условий для сохранения преемственности в работе основных государственных и негосударственных структур, обеспечивающих жизнедеятельность общества, с учётом дальнейшего развития научно-технического прогресса, внедрения новой техники, изменения условий и содержания труда.
3. Использование соответствующих экономических и моральных стимулов с целью создания мотивационных основ для переключения миграционных потоков молодёжи в социально-значимые отрасли и регионы республики.
4. Создание необходимых правовых и финансовых возможностей для самостоятельного решения молодёжью своих проблем, развития инициативы и предприимчивости: открытия своего дела, строительства жилья и т.д.
5. Расширение возможностей для обмена опытом и знаниями с молодыми людьми из ближнего и дальнего зарубежья: упрощение въезда и выезда граждан, заграничные стажировки, учёба в других странах и т.п.
6. Создание системы стимулирования, материального и морального поощрения талантливой и творческой молодёжи, развития национального искусства и культуры.
Новая Республиканская программа “Молодёжь Беларуси” на 2006–2010 гг. призвана продолжить реализацию мер по формированию эффективной молодёжной политики, разработанной в предшествующие годы, и направлена на развитие инновационного потенциала молодых граждан. Она предполагает решение следующих задач:
· патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них политической культуры, стимулирование ответственного и активного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь;
· формирование правового сознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения;
· создание условий для более активного и эффективного включения молодёжи в социально-экономическую жизнь общества;
· развитие позитивных молодёжных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития государства;
· совершенствование системы социальной защиты молодёжи и молодой семьи;
· развитие международного молодёжного сотрудничества;
· информационное обеспечение системы работы с молодёжью.
9. Список используемой литературы: