Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:40, реферат
Как все материальные объекты состоят из молекул, атомов и элементарных частиц, как все живые организмы состоят из клеток, так и общество, состоящее из сложного сочетания систем и подсистем, включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Но человек - это родовое понятие, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. В таком понимании это понятие выступает в качестве философской категории. Отдельно взятый человек в его природной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Вместе с тем человек выступает и как носитель социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность, именно в этом понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры, а личность - в качестве особой социологической категории.
Социальная и психическая структура личности
Как все материальные объекты
состоят из молекул, атомов и элементарных
частиц, как все живые организмы
состоят из клеток, так и общество,
состоящее из сложного сочетания
систем и подсистем, включает в себя
в качестве исходного элемента отдельно
взятого человека. Но человек - это
родовое понятие, отличающее разумное
существо от всех остальных предметов
природы. В таком понимании это
понятие выступает в качестве
философской категории. Отдельно взятый
человек в его природной
Личность - интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической организации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность все же определяют социальные реальности.
В личности переплетаются и единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создает проекты своей будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общественных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность во многом обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность рабочего, личность интеллигента, личность руководителя, личность врача, личность инженера и т.д.). Различают базисную личность (личность, обладающую наиболее распространенными в данном обществе чертами) и идеал личности (личность, которую общество провозглашает своеобразным эталоном).
В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействий с социальными реальностями.
Совокупность
Базис отражается в сознании
личности, детерминирует формирование
и развитие ее внутреннего мира.
В мировоззрении личности совокупность
социальных связей отражается непосредственно,
в нем содержится также их оценка
и установка на поддержание или
изменение существующего
Многообразные связи современного человека с социокультурной средой, их своеобразие, непохожесть на аналогичные связи окружающих и одновременно быстрая смена обстоятельств жизни, необходимость в этих условиях сохранения собственного лица детерминируют дальнейшее развитие процесса индивидуализации личности. Происходит отождествление составных частей механизма функционирования мировоззрения с личностными «Я». Они воспринимаются не как нечто внешнее или даже отражение внешнего, а как собственное, внутриличностное. Опыт личности, ее прошлое в результате ) субъективизации принимают форму ретроспективного «Я»; индивидуальные цели и нормы поведения, представляющие с точки зрения личности идеальный вариант ее развития, - идеального «Я»; отражение трудовой и внутриколлективной деятельности, а значит, и их оценка со стороны окружающих, - отраженного «Я». Постоянная дискуссия между четырьмя личностными «Я» приводит к образованию реального «Я». Реальное «Я» - это решение, принятое в ходе спора между личностными «Я». Оно является глубинным внутренним источником индивидуального поведения.
Отношения между элементами внутреннего мира, если их соотнести с отношениями личности с социальной средой, являются вторичными. Одновременно с этим они развиваются по своим специфическим законам, приводя в конечном итоге к изменению в базисе личности, которая является активным социальным началом, постоянно преобразующим себя и созидающим мир. Особый теоретический смысл имеет вопрос о структуре личности.
Когда речь идет о структуре личности, имеется в виду выделение целостных "внутренних" комплексов, мотивирующих и побуждающих изменения как в самом индивиде, так и в формах его предметной и коммуникативной активности, и находящихся, в свою очередь, под тем или иным стимулирующим эти изменения воздействием «внешней» социокультурной среды, индивидуальных факторов человеческого бытия. Становление структур личности и анализ механизмов ее саморегуляции является предметом анализа, прежде всего, психологии. Социологию же эта проблематика интересует в той мере, в какой она помогает описывать и анализировать процессы самоопределения индивида в различных социокультурных условиях и ситуациях и «простраивать» системы межличностных и надличностных взаимодействий в рамках групп, общностей и социальных институтов. С этой точки зрения необходим анализ трех взаимопроникающих друг в друга систем представлений, лежащих в основе формирования так называемых субъективного, отраженного и ролевого «Я».
Система субъективного «Я» есть комплекс представлений индивида о своей внутренней подлинной сущности, о своей выделенноети из среды и противопоставленности другим «Я», структурам «не – Я» в целом. Субъективное «Я» формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и способностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием социального окружения индивида. Однако, конечная «цель» субъективного «Я» - автономизировать человека, сформировать его экзистенциальные установки и ориентации, систему его личностных смыслов, в конечном счете - его индивидуальность. Оно предполагает наличие механизмов самоидентификации и самозащиты личности, их выражение (в той или иной мере) в самосознании. Самоидентификация опирается на «глубинные» индивидуальные ценности, ее механизмы максимально скрыты от «внешнего наблюдателя», практически не поддаются фиксации средствами социологического анализа. Однако можно установить степень ее адекватности различным ситуациям деятельности. Особо явно самоидентификация может проявляться в конфликтах личности и ситуациях, предполагающих выбор линии поведения вообще.
Субъективное «Я» во многом
как раз и предопределяет выбираемые
личностью способы
Субъективное «Я» часто выполняет компенсаторские функции, «смягчая» для индивида неудачи в реальной деятельности и коммуникации, и поэтому может весьма неадекватно репрезентировать как возможности самого человека, так и реальные социальные коллизии, в которые он попадает. Корректирующую функцию в этом случае может выполнить система отраженного «Я», выступающая в целом своеобразным посредником между планами содержания и выражения, индивидуальной замкнутостью внешним самоутверждением индивида. Отраженное «Я» характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки.
Оно также может быть в разной степени адекватным реальному положению дел. Ведь люди весьма избирательны в отборе информации и субъективны в оценке реакций других людей, и, как часто бывает, малопредсказуемыми в своих реакциях. Кроме того, отраженное «Я» может не только корректировать субъективное «Я», но и вступать с ним в открытое противостояние. Однако в целом оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, реальных социальных связей и отношений. Сильными детерминантами формирования отраженного «Я» являются микросреда, первичные группы, в которые входит индивид, а также референтные и эталонные для него группы.
Ответственность же за реальное самоутверждение человека в мире несет его ролевое «Я», построенное на основе реально выполняемых индивидом социальных функций. В рамках этой структуры он вынужден как бы «выносить себя вовне», ориентироваться на достижение конкретных внешних, видимых другими результатов, реализовывать свои интенции через формирование комплекса черт и свойств, проявления которых от него ожидают, т.е. требуют и санкционируют другие люди, группы, общности, институты. Это максимально «открытая» вовне личностная структура, эксплицирующая внешнюю детерминацию индивидуальных моделей и стратегий поведения. Ее конституирование предполагает активное «задействование» механизмов приспособления и адаптации к среде не только через процессы воспитания и обучения, но и через прямое внушение, заражение, подражание.
Ролевое «Я» также может
быть в разной степени согласовано
с другими подсистемами личности.
Однако его рассогласование с
ними ведет не только к возможной
дезинтеграции и фрустрации личностных
структур, но и к дезорганизации
систем социальных взаимодействий, явлениям
социальной изоляции или, наоборот, агрессии
по отношению к окружению, росту
конфликтов, в которые втягивается
индивид. Наложение структур субъективного,
отраженного и ролевого «Я» друг
на друга, их проекции вовне лежат
в основе формирования различных
моделей и стратегий
Неадекватная оценка себя
и своих возможностей, а также
реальных социальных условий и ситуаций,
рассогласование подструктур
Подводя итог сказанному, можно отметить, что различная степень учета структур личности в социологии приводит к своеобразной поляризации теорий, акцентирующих, прежде всего, «внешнюю» детерминацию индивидуального поведения, и теорий, настаивающих (опять же в предельном случае) на первостепенности самодетерминации индивидуального поведения. Первые можно определить как ролевые, а вторые - как диспозиционные концепции личности. Современные исследовательские разработки небезуспешно ищут различные варианты их синтеза.
Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 5
Социальные роли
Социальные роли –
термин, активно используемый как
социальной психологией, так и
социологией. Он концентрирует
внимание на универсальных,
Понятие о социальной роли
Социальный статус
и социальная роль
Итак, в физике элементарная частица – это единство статистического и динамического образов мира. Для описания каждого из этих аспектов есть свой понятийный аппарат. Точно также в социологии по поводу статуса и роли существуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не противоречат друг другу.
Различие между двумя важнейшими социологическими категориями очень простое: мы занимаем статус, но играем роль.
Различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. Если статус – это позиция в обществе, то роль – модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль – это динамическая характеристика статуса.
Информация о работе Социальная и психическая структура личности