Социальная педагогика – педагогика среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:33, контрольная работа

Краткое описание

Каждая наука - философия, социология, психология и другие, изучает не объект науки, а лишь его часть, которой присущи закономерности, свойства, а это и составляет предмет данной науки.
В последние годы западные педагоги все чаще обращаются к социологическим проблемам.

Содержание

Введение 3
Возникновение социальной педагогики 4
Предмет социальной педагогики. 5

Функции социальной педагогики. 7
Заключение 9
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика - педагогика среды.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

Новосибирский Государственный Технический Университет

 

 

 

 

Дисциплина: Психология

 

 

Контрольная работа на тему:

Социальная педагогика – педагогика среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Педагог:

                                                                                                             

           Студент

 

 

2008г.

 

Содержание

Введение 3

Возникновение социальной педагогики 4

Предмет социальной педагогики. 5

 

Функции социальной педагогики.  7

Заключение    9

Список литературы                                                                                        10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

     Определить сферы социальной педагогики, на кого или на что направлена методика социальной педагогики. Как связана социальная педагогика со средой. Выявить функции социальной педагогики, ее проблемы во время кризиса образования.

Введение

 

Каждая наука - философия, социология, психология и другие, изучает не объект науки, а лишь его часть, которой присущи закономерности, свойства, а это и составляет предмет данной науки.

В последние годы западные педагоги все чаще обращаются к социологическим проблемам. Сложилась новая отрасль педагогики, так называемая соципедагогика, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой отраслей, анализирующая влияние социальных факторов на воспитание и образование и обратное влияние педагогической практики на развитие общества. Проводятся многочисленные исследования, имеющие целью определить экономический эффект образования, проанализировать распределение детей из разных социальных слоев по типам учебных заведений, влияние социальной среды на успехи учащихся в школе. Расширяется сотрудничество педагогических центров с экономическими, статистическими, демографическими научными учреждениями, организуются национальные и международные конференции по вопросам планирования развития просвещения.

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.

Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы.

Социальные технологии носят комплексный характер. Они включают социологические, экономические, правовые, психологические, медицинские, педагогические подсистемы. Педагогические элементы систематизируют содержательные и процессуальные компоненты социальной работы, относящиеся к личности человека, участника социального процесса.

Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют ввиду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение социальной педагогики

 

Социальная педагогика – одно из направлений буржуазной педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.

Время возникновения соц. педагогики (рубеж ХIХ – ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики, выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме – в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни.*

 Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит; Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально- педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы.

 Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай и А.П.Нечаев).

     Научное представление  о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированность воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека – пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

     Советская  педагогика в первые же послеоктябрьские  годы разрабатывалась в тесной  связей с марксистской социологией. Тем не менее научное соотношение  между педагогикой и социологией  было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники “свободного воспитания” совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике. Советская педагогика, признающая, что проблема школьного советского воспитания не могут быть выведены ни из биологии, ни из психологии, ни из каких либо других положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории, не сводится ни к социологии ни к политики, т.к. она имеет свой предмет и свои задачи.*

     Советские  педагоги четко различают воспитание  как специально организованную  деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки – сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного образования.

 

Предмет социальной педагогики.

 

     Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

     По утверждению  ученых, социальная педагогика – это “отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных” (А.В. Мудрик).

     По мнению  В.Д.Семенова, “Социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения, смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания”.

     Социальная  педагогика опирается на историю  педагогики, на опыт обучения  и воспитания в прошлом, на  практику воспитания и обучения в других странах.

     Социальная  педагогика является основой  для отраслей педагогики, которые  представляют отрасли социальной педагогики:

 

  • дошкольную педагогику,
  • педагогику школы,
  • педагогику профессионального образования,
  • воспитания в закрытых учреждениях,
  • детских и юношеских организациях,
  • педагогику клубной работы,
  • педагогику среды,
  • военную педагогику,
  • производственную педагогику,
  • педагогику временных объединений,
  • педагогику социальной работы.

 

     Каждое из  этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

     Социальная  педагогика “вступает в междисциплинарные  контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической  социальной психологией, психологией управления”.

Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.

     Поэтому в  условиях кризисного состояния  общества она выступает ведущей  отраслью знаний.

     Особенностью  современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

     Гуманизм социального  воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не  заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей исключительности, уникальности как человека, и быть ответственным за свою жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

     В современных  условиях социальная педагогика  – это самостоятельный раздел  педагогики, где сложилась особая  методика социальной воспитательной  и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики  направлена на личность, на ее  самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.     Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

Рассмотрим более основательно существо терминов социальной педагогики. Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда.

 

  • Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство. 
  • Во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование.

 

«Социальное воспитание» - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

 Это значит – научить человека найти новый путь в своей жизни и перестроиться в новой жизненной ситуации.

 Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы человека, его знаний, опыта интереса. Чтобы добиться успеха в этой области необходимо изучать человека еще ребенком уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние на него окружающей среды.

  Термин «социальное  воспитание» означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.

Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение.

«Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Информация о работе Социальная педагогика – педагогика среды