Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Слухи, скандалы, сплетни, интриги – с ними ежедневно сталкиваются почти все люди. Эти понятия ассоциируются у нас с «желтой» прессой, где наиболее сконцентрированы эти явления. Кто женился, кто развелся, кто и что сказал и по какому поводу, что подорожает, а что наоборот подешевеет, что будет модным в будущем сезоне – все это и многое другое можно встретить на страницах газет, журналов, услышать на радио и увидеть по телевизору. Люди по разному реагируют на эти явления: кому-то все это не интересно, кто-то, наоборот, вовсю интересуются мельчайшими подробностями, ну а кто-то прослушал, прочитал эту, не всегда правдивую информацию, да и забыл подробности.

Содержание

Вступление 3
Вопрос №1. «Слухи, сплетни, скандалы – как средства массовой коммуникации». 4
Вопрос №2. «Деловое общение, его особенности». 5

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

    1. Вступление                                                                                         3
    2. Вопрос №1. «Слухи, сплетни, скандалы – как средства массовой коммуникации».                                                                                   4
    3. Вопрос №2. «Деловое общение, его особенности».                       5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Слухи, скандалы, сплетни, интриги – с ними ежедневно сталкиваются почти все люди. Эти понятия ассоциируются у нас с «желтой» прессой, где наиболее сконцентрированы эти явления. Кто женился, кто развелся, кто и что сказал и по какому поводу, что подорожает, а что наоборот подешевеет, что будет модным в будущем сезоне – все это и многое другое можно встретить на страницах газет, журналов, услышать на радио и увидеть по телевизору. Люди по разному реагируют на эти явления: кому-то все это не интересно, кто-то, наоборот, вовсю интересуются мельчайшими подробностями, ну а кто-то прослушал, прочитал эту, не всегда правдивую информацию, да и забыл подробности.

Психологи заметили, что благодаря слухам и сплетням можно управлять обществом. Например, чтобы поднять уровень продаж того или иного товара производители  дают информацию о том, что скоро  цены на данную продукцию сильно возрастут, а то и вообще данный товар исчезнет с прилавков отечественных магазинов, тем самым миллионы людей устремляются в магазины и скупают продукцию.

 

Каждый из нас представляет, что такое общение. Оно является необходимым условием нормального развития человека как  члена общества и как личности, условием его духовного и физического развития.

Деловое общение  – это искусство, которым должен владеть каждый человек, так как  от манеры общения порой зависит  будущее человека, группы людей, страны или даже мира в целом. Данным видом  искусства должны владеть в первую очередь политики, дипломаты, предприниматели  и все публичные люди. 

Без данного  вида общения вряд ли можно найти  хорошую работу, подписать необходимый  контракт, заключить мировое соглашение и др. 

 

Современному  менеджеру, чтобы быть успешным,  необходимо владеть культурой делового общения, а также уметь противостоять  слухам и сплетням, находить выход  из скандальных ситуаций, поэтому я решила изучить эти вопросы подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  № 1

Слухи, сплетни, скандалы –  как средства массовой коммуникации

 

Слухи —  это специфический вид неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени  отражающий некоторые реальные или  вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории.

Иначе говоря, слух — это сообщение (исходящее  от одного или более лиц) о некоторых  событиях, официально не подтвержденных, устно передающееся в массе людей  от одного человека другому. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов.

Слухи стихийно возникают или целенаправленно  фабрикуются и распространяются для удовлетворения конкретных потребностей людей. Известный специалист в области  военной психологии и психологии пропаганды Э. Боринг подчеркивал: «Люди  повторяют слухи только тогда, когда  они способствуют удовлетворению какой-либо их потребности».

Благодаря слухам могут разряжаться сильные негативные переживания людей (стремление «выплеснуться», «хоть немного облегчить душу»). В данном случае действует механизм проекции. Распространяя слухи, человек  неосознанно выражает свои страхи, желания и враждебные чувства  и надеется, что сомнения и беспокойства будут развеяны окружающими. Здесь  важную роль играет стремление к получению  эмоциональной поддержки. Распространяя  тревожные слухи, он надеется на их опровержение другими, что, в свою очередь, помогает снизить его собственную  тревогу. Человек получает подсознательное  облегчение от того, как адресат  реагирует на сообщение — удивлением, испугом, восхищением, благодарностью; для усиления впечатления информация нередко «творчески» обогащается  неприятными подробностями. Такой  механизм особенно силен у людей, неудовлетворенных своим социально-психологическим  статусом и не нашедших достойного места в жизни.

В контексте  реализации данной потребности срабатывает  механизм оказания услуги. Распространяя  слухи, человек может стремиться сделать приятное другому, выдавая  желаемое за действительное.

Поэтому слухи  повторяются и теми, кто в них  не верит, но благодаря им выражает свои чувства или отношение к кому-либо или чему-либо. Слухи нередко помогают людям сохранить последовательность, стабильность своих представлений о мире: в них часто содержится информация «обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих. Тем самым делается шаг к стратификации общества в обыденном сознании: мир привычно и устойчиво поделен на своих и чужих». При таком разделении мира появляется возможность для коррекции своей самооценки с помощью процедур «низвержения» и «вознесения».

Слух, если и  не удовлетворяет полностью любопытство  человека, его интерес к конкретному  предмету, событию, то в значительной мере приглушает его.

По происхождению слухи могут быть спонтанно, стихийно возникающими либо умышленно фабрикуемыми, целенаправленно распространяемыми. Возможны и промежуточные разновидности. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных ревностных распространителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами. Бывает и наоборот, когда первоначально слух запущен умышленно, но впоследствии, попадая в стихийно действующие социально-психологические механизмы, многократно ими усиливается.

По результатам влияния на сознание и поведение людей выделяют слухи:

1) будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения;

2) вызывающие  антиобщественное поведение известной  части населения; 

3) разрушающие  социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки.

Слухи часто  обращают соратников и друзей во врагов, сметают с политической арены  политических лидеров и партии, возносят или сокрушают престиж людей, превращают в жалкую толпу паникеров  боеспособные полки и дивизии, разрушают  семьи, порождают пессимизм и  неверие в собственные силы и  т.п. Так, слух о смерти Саддама Хусейна  стал одной из основных причин резкого  снижения боевого духа иракских солдат, слома их воли к сопротивлению войскам США и их союзников.

По экспрессивной характеристике, составляющей тип эмоциональных состояний, отражаемых сюжетом слуха и типом доминирующей эмоциональной реакции, различают три типа слухов, характер которых достаточно ясно представлен в их обозначениях: «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивный слух».

«Слух-желание» чаще всего представляет собой попытку выдать желаемое за действительное, причем в условиях, когда реальность приходит в противоречие с тем, что людям необходимо. Хрестоматийным примером такого слуха стало долгожданное и долго обсуждавшееся в середине XIX в. в среде русских крепостных крестьян освобождение. Молва утверждала, что освободят всех участников Крымской войны (отчего многие добровольно шли в армию), упоминались и другие условия. Эти слухи отражали страстное стремление крестьян к свободе и в то же время веру в доброго «царя-батюшку». Однако задержавшееся на несколько лет после окончания Крымской войны освобождение и несбывшиеся надежды порождали массовый протест, восстания и побеги. Циркуляция стихийно возникавших слухов, таким образом, в чем-то ускорила складывание ситуации, в результате которой царское правительство действительно вынуждено было отменить крепостное право.

«Слух-пугало» обычно выражает боязливое предвидение каких-либо неприятных событий и становится возможным благодаря довольно распространенной привычке не очень далеких или суеверных людей пессимистически ожидать худшего. Мотивом для воспроизведения «слуха-пугала» чаще всего служит удовлетворение от разделенного с кем-либо страха и тайная надежда на возможность опровержения пугающего сюжета. Но даже если опровержение не происходит из-за отсутствия у слушателя соответствующей информации, то разделенный страх переносится легче. «Слухи-пугала» часто возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта (стихийное бедствие, война, революционная ситуация, государственный переворот и т. д.), и их сюжеты варьируют от просто пессимистических до откровенно панических.

Преднамеренное  распространение слухов такого типа давно стало излюбленным элементом  идеологических, политических и экономических диверсий.

Агрессивный слух обычно основывается на предрассудке и выражает собой резко негативное отношение некоторой группы людей к объекту, фигурирующему в сюжете слуха. Элемент агрессивности часто присутствует в пугающих слухах. Не случайно, например, что под влиянием слухов о стерилизации детей многие родители не только стали в панике забирать детей из школ, но и в ряде случаев устраивали погромы; реакцией на слух о «большом одеяле» подчас становились контрреволюционные акции крестьян, поощряемые реакционным мусульманским духовенством; слухи с сюжетами типа «кобальтовых бомб» стимулировали очередные всплески антисоветских настроений по поводу «русской военной угрозы», помогая военно-промышленному комплексу добиваться новых ассигнований на вооружения.

Очевидно, что  деление на «слухи-желания», «слухи-пугала»  и «агрессивные слухи» во многих случаях  достаточно условно, поскольку один и тот же циркулирующий сюжет  способен выражать различные отношения  и эмоции в различных слоях антагонистического общества.

Отсюда возникает  главная задача исследования слухов — выяснение условий и причин их возникновения, что делает возможной  разработку средств активного противоборства.

Слухи —  серьезное оружие  пропаганды. Оно  представляет опасность, если с ним  не бороться или бороться неумело, без  знания закономерностей, которые обусловливают  возникновение и циркуляцию слухов. Оно не страшно, если известно, как  ему противодействовать, если знания о закономерностях возникновения и функционирования слухов своевременно и умело применять, сочетая профилактические мероприятия с оперативными контрмерами.

Слух – это искаженная, либо неполная или недостоверная информация, которая порождается в пространстве человеческих отношений. Таким образом, это коллективное действие, благодаря которому слух путешествует быстро и доступен широкой аудитории.

Сплетня - буквально: плести разговор о ком-то. Это форма передачи информации от личности к личности.                                                                                                                  

Научный подход к определению сплетни заключается  в следующем: сплетня - это заранее продуманный с самого начала целостный и логичный строй оригинальных мыслей, который должен содержать в себе скрытую психологическую (подсознательную, а то и сознательную) подоплёку для доверия сказанному, несмотря на всю его необычность, логическую и фактическую голословность и очевидные стимулы сочинителей.

Скандал – это процесс, имеющий цель, сюжет и результат. Результатом скандала вокруг артиста или проекта, как правило, оказывается приобретение популярности, увеличение своей зрительской аудитории косвенными способами.

Новости, слухи, сплетни, скандалы, интриги – все  это PR-инструменты индустрии, служащие развлечением для публики и источником доходности организаторов проекта  и средств СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2

Деловое общение, его особенности.

 

В целом деловое  общение отличается от обычного тем, что в его процессе ставится цель и конкретные задачи, требующие решения. Здесь нельзя прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без  потерь с обеих сторон), так как  деловое общение – это обмен  информацией, значимой для участников общения.

Деловое общение  реализуется в различных формах:

    • Деловая беседа;
    • Деловые переговоры;
    • Деловые совещания;
    • Публичные выступления.

Деловое общение - это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научно-коммерческой и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. От качества делового общения зависят взаимопонимание, согласованность действий и четкость приоритетов, возникающих у субъектов, занятых общим делом.

В процессе делового общения его участники  обмениваются информацией, которая  передается в форме управленческих решений, замыслов, идей, отчетов, докладов, сообщений и т.д. Не менее важен  обмен интересами, настроениями, чувствами. В этом случае деловое общение  предстает как коммуникативный  процесс, т.е. как обмен информацией, значимой для участников общения.

Информация о работе Социальная психология