Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:31, доклад
Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Введение
1. Методы социальной психологии
2. Факторы формирования личности человека
3. Психологические процессы в малой группе
Заключение
Список использованных источников
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
План
Введение
1. Методы социальной психологии
2. Факторы формирования личности человека
3. Психологические процессы в малой группе
Заключение
Список использованных источников:
Введение
Что же такое социальная психология?
- это область психологии,
изучает механизмы сознания и
поведения социальных
- это область психологии,
призвана изучать те
- это научное исследование
поведения человека под
Обобщая данные определения, можно сказать:
Социальная психология -
это отрасль психологической
науки, которая изучает факты, закономерности
и механизмы поведения, общения
и деятельности личностей, обусловленные
включенностью их в социальные общности,
а также психологические
Опираясь на это определение, можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
1. Методы социальной психологии
В современной науке термином "методология" (от греч - Путь исследования или познания) обозначают три разных уровня научного знания.
1. Общая методология -
это совокупность общих
2. Частная методология
- совокупность частных
3. Методические приемы - совокупность методик исследования, терапии, развития и т.п.
Для научного исследования
с позиций современной
Каждая из перечисленных
характеристик имеет свою специфическую
реализацию в социальной психологии.
Так, в качестве объекта исследования
классический бихевиоризм принимает
лишь элементы поведения, когнитивизм
- образы, ценности, установки и т.п.
Социально-психологические
В 40-е годы американский социолог
Р.Мертон предложил выделять в структуре
социологии теории трех уровней: 1) общие
(всеохватывающие теории). 2) теории
среднего уровня и 3) эмпирические обобщения.
Теории среднего уровня - это совокупность
эмпирически проверяемых
Своеобразие социальной психологии
связано, прежде всего о особенностями
объектов приложения социально-психологических
методов. Такими объектами, в первую
очередь, являются: личность отдельного
человека, группы людей, взаимодействие
между ними. Если мы хотим, например,
получить какую-либо информацию, то следует
учитывать индивидуально-
Существуют различные
классификации социально-
1) феноменологизации и концептуализации;
2) исследования и диагностики;
3) обработки и интерпретации;
4) коррекции и терапии:
5) мотивирования и управления;
6) обучения и развития;
7) конструирования и творчества.
Между перечисленными методами
социальной психологии нет жестких
границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются,
дополняют друг друга. Скорее следует
говорить об акценте в той или
иной группе методов на решение определенного
круга задач. Так, например, чтобы
научить использованию методов
психологии, необходимо, кроме применения
собственно социально-психологических
методов обучения, знать, наличный уровень
знаний студента, его индивидуально-
Методы феноменологизации
и концептуализации позволяют произвести
предварительную работу по выделению
и первоначальной категоризации, интересующих
нас социально-психологических
К группе методов исследования
и диагностики можно отнести:
наблюдение, опрос, эксперимент, анализ
продуктов деятельности, моделирование.
При организации наблюдения важно
ответить на вопросы: Что наблюдать?
Как фиксировать результаты? В
случае опроса большое значение играет
желание испытуемых искренне отвечать
(мотивация), их осведомленность и
интеллектуальный уровень, учет воздействия
на опрашиваемых ситуации обследования.
Лабораторный эксперимент представляет
собой искусственно созданную модель
действительности; при этом важно
отобрать наиболее существенные факторы,
уметь перенести полученные результаты
на поведение обследуемых в
Группа методов обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые придают содержательно-психологический смысл полученным данным.
Выбор методов диагностики и обработки определяется целью исследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т. п.), учет которых необходимым для более точного измерения.
Методы групповой терапии
и коррекции позволяют улучшать
и развивать различные
В социальной психологии разрабатываются различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и организовывать ее для отдельных личностей и групп.
Методы обучения и развития
личности (или группы) призваны задействовать
социально-психологический
Методы конструирования
и творчества позволяют задействовать
потенциал группового взаимодействия
с целью алгоритмизированного (по
заданной совокупности правил) или
полностью спонтанного
2. Факторы формирования личности человека
Для выявления факторов формирующих
личность человека рассмотрим такое
понятие как структура
1) индивид;
2) персона;
3) индивидуальность.
Индивид - это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.
Персону образуют социально-типические
образования личности, что, как правило,
обусловлено сходным для
Индивидуальность - это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально-неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).
Человека как личность
формируют следующие
1) темперамент - особенности нейродинамической организации индивида;
2) потребностно-мотивационная
сфера. Она включает различные
потребности (испытываемые
3) эмоционально-волевая сфера;
4) когнитивно-познавательная сфера;
5) характер - совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;
6) способности - сочетание
психических свойств,
Рассмотрев личность человека
с позиции ее структуры и формирующих
ее факторов можно сделать вывод,
что основными факторами
Внутренние факторы – это индивидуальные особенности личности (индивидуальность – уникальные особенности личности).
Внешние факторы - это среда, в которой происходит формирование личности, ее социализация.
Внутренние факторы в совокупности с процессом развития составляют процесс совершенствования человека.
В первую очередь, биологическое
развитие, так и развитие в целом,
обусловливает фактор наследственности.
Новорожденный несет в себе комплекс
генов не только своих родителей,
но и их отдаленных предков, то есть
имеет свой, только ему присущий
богатейший наследственный фонд или
наследственно предопределенную биологическую
программу, благодаря которой возникают
и развиваются его
Внешние факторы влияют на последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.
Мощным инструментом социализации личности в наше время выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей.