Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:52, курсовая работа
Основная задача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие девиантного поведения, различные научные подходы в социальной психологии девиантного поведения, а также современные исследования в области девиантного поведения и их проблемы.
Введение
1.Социальная психология девиации – активно развивающаяся отрасль современной социальной психологии.
1.1. Предмет и объект исследований социальной психологии девиантного поведения.
1.2. Анализ различных научных подходов в социальной психологии девиантного поведения.
2. Современные исследования в области девиантного поведения.
2.1. Анализ социально-психологических исследований, направленных на изучение наркозависимого поведения.
2.2. Социальная психология правонарушений в современных исследованиях.
Заключение
Литература
Анализ существующей литературы не дает
ответа на вопрос о том, какие именно особенности
личности можно считать факторами риска
в приобщении к употреблению наркотических
веществ. Среди психологических факторов,
создающих условия для злоупотребления
подростками психоактивными веществами,
большое значение имеет неблагополучие
в семье. Кроме этого, многие исследования
показывают, что большое количество подростков
наркоманов воспитываются в неполных
семьях. Неблагополучие в семье служит
фоном, который чаще всего подталкивает
подростка к участию в асоциальных компаниях,
особенно при некоторых типах акцентуаций
характера. П.Б. Ганнушкин считает, что
конституциональная предрасположенность
к наркозависимости наиболее характерна
эпилептоидным, неустойчивым, циклоидным
и истероидным типам акцентуаций. Было
выявлено, что риск злоупотребления наиболее
высок для эпилептоидного и истероидного
типа акцентуаций. Гипертимы проявляют
интерес к галлюциногенам и ингаляторам,
которые способны вызывать яркие, красочные
образы. Кроме того, им также свойственно
стремление "все попробовать". Подростки
с истероидной акцентуацией предпочитают
приятное состояние или успокоение, вызываемое
транквилизаторами. При шизоидном типе
наблюдается тенденция к употреблению
опийных препаратов, то есть желание вызвать
у себя эмоционально приятное состояние.
Но большинство авторов пришло к выводу
о том, что риск нарко- и токсикомании наиболее
характерен подросткам с эпилептоидной,
неустойчивой и гипертимной акцентуацией.
К сожалению, приходится констатировать
тот факт, что в большинстве случаев выявление
подростков, злоупотребляющих психоактивными
веществами, происходит поздно, когда
их поведение уже характеризуется патохарактерологическими
реакциями. Это обстоятельство ставит
под сомнение достоверность данных о том,
что акцентуации характера являются факторам
предрасположенности к наркомании, поскольку
причинно-следственная связь может быть
и прямой, и обратной: акцентуанты имеют
больший риск начать употреблять наркотики,
но и употребление наркотиков также ведет
к существенным нарушениям в поведении
и изменениям характера.
2.2. Социальная психология правонарушений в современных исследованиях
Отклоняющееся поведение нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различные теории, оформившиеся на стыке психологии, социологии, культурологии, медицины и т.д. Социально-психологические теории, объясняющие возникновение отклоняющегося поведения и социальных дезадаптаций, возникли во многом, благодаря разработкам в смежных науках.
Специально правонарушения и
психологию правонарушителей
а) социологические факторы, проявление которых обусловлено структурой общества и культурой;
б) психологические факторы (влияние межличностных отношений, характер подростка и т.д.);
в) биологические факторы.
Одним из важнейших социально-
Гипертимные личности с первых
лет обучения в школе
Шизоидный тип личности
Эпилептоидный тип личности
Неустойчивый тип личности
К личностному фактору следует
отнести самооценку и
Важнейшим социально-
Неблагополучие в отношениях со сверстниками, выражающееся в низком социально-психологическом статусе в коллективе, членом которого является подросток, (особенно хроническое, длящееся годами) сказывается тяжелейшим образом на склонности к противоправному поведению. Низкий социально-психологический статус, подкрепленный неприкрытой жестокостью более благополучных в социально-психологическом плане сверстников, может стать причиной прогулов, побегов, суицида, а также противоправных деяний и преступлений.
Взаимоотношения с учителями также могут спровоцировать аддиктивное поведение. Часто наличие-отсутствие отклонений в поведении ученика зависит от взгляда учителя, который, в свою очередь, определяется уровнем его личностного и профессионального развития. При взаимодействии с педагогами можно ориентироваться на модели личности учителя, например на описанную М.Н. Мироновой: «В русле гуманитарной психологии Б.С. Братусем разработана шкала личностных смыслов, имеющая поуровневое строение, и содержащая пять уровней (приведены по восходящей): почти неличностный - здесь нет личного отношения к выполняемым действиям; эгоцентрический - смысловыми устремлениями являются личная выгода, успех, престижность, удобство, все остальные люди в зависимости от этого «хорошие», или «удобные»; группоцентрический - человек идентифицирует себя с группой, главным становится успех группы, человек ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе; гуманистический - смысловые устремления общечеловеческой направленности; за каждым человеком подразумевается равенство прав, свобод и обязанностей, устремленность на создание результатов, которые принесут равное благо другим, возможно, лично ему незнакомым; Эсхатологический, или духовный, - человек решает свои субъективные отношения с Богом, другой человек в его глазах приобретает сакральную ценность как образ и подобие Божье. Помимо иерархии личностных смыслов имеется в виду интенсивность присвоения каждого из уровней. То или иное число уровней присутствует в каждом человеке, и ситуационно в тот или иной момент побеждает один из них. Но можно говорить о типичном для данного человека уровне».
У подростков, склонных к нарушению закона, как правило, непростые отношения в семье, с родителями. М. Раттер отмечает, что группу правонарушителей составляют, по большому счету, две категории детей:
1) Дети, которым не удалось усвоить какой-либо последовательной системы норм поведения;
2) Дети,
у которых есть такая система,
но их интересы находятся в
противоречии с интересами
Такой результат воспитания получается в семьях, где родители сами не в состоянии демонстрировать твердые принципы поведения и самоконтроль, либо родители демонстрируют социально-неодобряемые стандарты.
О роли семьи в формировании отклоняющегося
поведения подростков написано очень
много. Общепризнано, что семья – это один
из ключевых факторов воспитания как героя,
так и преступника.
Заключение
Подведя итог всей работы, задача,
поставленная при написании
В первой главе работы
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
Во второй главе
В современных исследованиях, направленных на изучение причин наркотизации, определенное место уделяется анализу социально-психологических факторов. Ведется широкая дискуссия о существовании так называемой наркоманической личности.
В.С. Битенский и другие авторы считают, что подросток, как правило, руководствуется комплексом мотивов. При этом характер ведущего определяется стадией наркотизации, особенностями характера и другими факторами.