Социальная работа с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 23:03, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью в городе Ярославль.
Объектом исследования является молодежь как социальная группа.
Предметом исследования является социальная работа с молодежью средствами общественных объединений.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы социальной работы с молодежью.
Рассмотреть общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.1 Молодежь как объект социальной работы
1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные службы в решении молодежных проблем
Вывод
Глава II. Анализ социальной работы с молодежью в Звенигороде средствами общественных объединений
2.1 Опыт общественных организаций по осуществлению социальной работы с молодежью в Звенигороде
2.2 Исследование информированности молодежи г. Звенигород в области социальной политики и работы молодежных объединений
2.3 Рекомендации по совершенствованию работы молодежных объединений в Звенигороде
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 146.04 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Структура, функции и задачи общественных  объединений

 

Итак, наиболее важной на сегодня проблемой является занятость молодежи и ее самореализация. Молодежные общественные объединения позволяют не только самореализовываться, но и приобрести большой опыт для будущей не только политической и профессиональной деятельности. Поскольку проблемами молодежных общественных объединений занимался довольно узкий круг ученых, о чем свидетельствует малое количество монографий, необходимо изучение в данной области для организации большей и лучшей самодеятельности и самоорганизации молодежи.

На основе существующих определений таких понятий, как молодежь, общественное объединение, организация, можно сформулировать определение Молодежного общественного объединения. Молодежным общественным объединением является Объединение молодежи (людей в возрасте от 14 до 30 лет), совместно реализующей интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. Один из компонентов социальной структуры общества – инициативное, самодельное, самоуправляемое объединение молодежи, единая воля которых направлена на совместное решение общих проблем, защиту общих интересов других людей и групп. Взаимодействия в МОО определяются формальными правилами и регламентированными нормами поведения.

Воспитательная функция молодежных и детских общественных объединений основывается на удовлетворении и реализации потребностей и интересов молодого человека, формирование молодого поколения как социально-творческой силы.

Особенность реализации воспитательных функций молодежных организаций состоит в исключительной значимости самодеятельности и творчества детей, подростков, молодых людей. Они главным образом сами формируют нормативы общей деятельности, включая и ее стимулирование, ее организацию и принуждая к ней.

Прекращение деятельности комсомола привело к образованию большого количества организаций, что само по себе можно приветствовать. К сожалению, к общей характеристике состояния современного детского и молодежного движения относится ослабление идейного воспитания влияния на молодежь. Их программные документы свидетельствуют о невнимании к идейным основам своей деятельности, к утверждению в молодежной среде исповедуемых принципов и идеалов. Как правило, отсутствует постановка политических целей, и молодые люди не могут соотнести себя с организацией в этой важнейшей сфере жизни современного нам российского общества.

Чтобы сократить сроки адаптации в преобразующемся обществе, человеку нужно пройти гражданскую социализацию - усвоить систему норм и ценностей, которые позволили бы ему функционировать в качестве полноправного и ответственного члена общества. Итогом социализации должно стать массовое появление «новых» граждан. При этом важнейшей чертой социализации должна быть ориентация на формирование «социального капитала» в виде чувства общественной солидарности, заинтересованности в межличностном взаимодействии.

Однако солидарность не врожденное, а приобретенное качество личности. Она важна как осознанное, пережитое чувство, а осознание приходит лишь во время практической деятельности. Солидарность можно охарактеризовать как навык. В этом контексте особую значимость в деле формирования активного представителя гражданского общества приобретают детские и молодежные организации. Именно они призваны вызвать социальный интерес - базу для появления солидарности. Эти организации можно считать институтами гражданской социализации. Несмотря на различие форм деятельности этих организаций, их конечная цель - сформировать гражданина, преобразовать человека-индивидуалиста в автономную, но общественную личность.

К одной из проблем теории детского движения можно отнести проблему соотношения индивидуального и социального в мотивации и организации деятельности добровольных общественных объединений. Индивидуальное начало тесно связано с внутренними установками, потребностями, качествами личности, уровнем способностей, сформированностью Я-концепции. Общественное объединение детей и подростков с устойчивыми индивидуальными характеристиками становится полем удовлетворения их личностного роста, саморазвития и самоактуализации. Дети, подростки с индивидуальной направленностью признают полезность участия в общественном объединении только тогда, когда они удовлетворены собственными достижениями. Наиболее ярко такие установки проявляются у подростков - лидеров. Общественную работу они рассматривают как стартовую площадку дальнейшей карьеры и главное внимание уделяют развитию лидерского менеджмента. Целью лидерства для них является командное достижение, конкретный результат деятельности. Потребность командной, коллективной деятельности, ориентированной на достижение результата - это то, что потом человек должен пронести через всю жизнь. Наличие команды вызывает всплеск ответственности, а ответственность есть одна из основных черт «нового» гражданина.

Несомненно, личный интерес является значимым мотивом общественной деятельности и должен поощряться и всесторонне поддерживаться. Индивидуальные и командные достижения также представляют общественную ценность и являются целью педагогического руководства детскими объединениями.

Вместе с тем в деятельности общественных объединений важна и другая составляющая личности - социальная. Это социальная компетентность (сформированные навыки социального поведения), уровень социального интеллекта, социальное творчество, социальные установки. Лидерские цели направлены на успешность взаимодействия, результатом становятся отношения как внутри организуемого лидером коллектива, так и отношения с окружающими людьми и явлениями. Воспитательное значение развития такого рода лидерства имеет более широкий диапазон, так как ориентирует личность не только на успех и технологичность организаторских навыков, но и на общечеловеческие ценности, ценности взаимодействия с другими людьми.

Остановимся более подробно на анализе возможностей развития в детских и подростковых общественных объединениях именно социальных свойств личности, в частности, такого значимого показателя, как социальный интерес.

Социальный интерес - это способность интересоваться другими и принимать в них участие. Это движущая сила при установлении партнерских отношений, очень важных, когда речь идет о гражданском обществе. Для детского и подросткового возраста социальный интерес является одним из центральных социальных новообразований личности. Несомненно, развитие социального интереса может осуществляться в любой социальной группе, но в общественном объединении на этом концентрируется внимание, и зачастую он становится целеполагающей деятельностью группы добровольцев-общественников. Общественное признание социально полезной деятельности также поднимает в глазах подростка значение такого качества личности, как социальный интерес.

В западной научной литературе теории социального интереса значительное место уделено в работах А.Адлера. Он рассматривает социальный интерес как процесс, формирующий способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Социальный интерес, по мнению А.Адлера, может быть направлен на объекты троякого рода:

  1. субсоциальные - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности: природа, наука, искусство; человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным «Я» - это интерес бескорыстный и самозабвенный, независимый от «Я». Это база для будущего ценного вклада человека в развитие всего человечества;
  2. социальные - все живое; социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принимать точку зрения другого человека;
  3. супрасоциальные - вселенная, весь мир в целом; интерес к ним предполагает выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира.

Как видно из определений, общественное объединение, в отличие от любой другой социальной единицы, создает наиболее благоприятные условия развития социального интереса на всех этих трех уровнях, так как естественно соединяет предметную деятельность, отношения и общечеловеческие ценности. Социальная направленность деятельности, членов общественных объединений развивает умение ладить с другими людьми, понимать их нужды и проблемы, сочувствовать им, что впоследствии делает солидарность сформированным образованием в ценностно-мотивационной структуре личности. Рефлексия общественно полезной деятельности участниками детских объединений подчеркивает ценность данных качеств личности в глазах общества и сверстников.

Для того чтобы определить уровень развития социального интереса, А. Адлер предложил ряд критериев, проявляющихся в чувствах, мыслях и поведении (эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сферах личности). Среди таких чувств ученый называет:

  1. принадлежность (ощущение, что ты член группы или групп);
  2. ощущение легкости и комфортности при взаимодействии с другими людьми;
  3. ощущение, что тебя многое объединяет с другими людьми и ты во многом похож на них;
  4. веру в других - чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее.

Принципиально важным для детского и подросткового возраста является такое чувство, как мужество быть несовершенным - ощущение того, что делать ошибки - это естественно, и что не надо быть всегда «первым» и «лучшим». Это впоследствии устраняет нездоровую, нечестную общественную конкуренцию и снижает уровень криминогенности в обществе. Кроме того, социальный интерес проявляется в ощущении себя человеком - обладании чувством, что ты являешься частью всего человечества. И, наконец, социальный интерес проявляется в оптимизме - ощущении, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Высокий уровень социального интереса, как утверждает А. Адлер, выражается в присвоении таких мыслей:

  1. «Я - человек и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей»;
  2. «Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом»;
  3. «Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом»;
  4. «Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне»;
  5. «Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества».

Наличие в сознании указанных мыслей демонстрирует сформированность гражданского самосознания, указывает на высокий уровень гражданственности, в которых так нуждается российское общество.

В поведении личности с устойчивым социальным интересом можно наблюдать высокий уровень готовности использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям, готовность поделиться тем, что тебе принадлежит. Социальный интерес стимулирует присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней; готовность признавать чужие права, идти на уступки для достижения взаимоприемлемых решений. Для личности с развитым социальным интересом характерны умения показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства; она способна воодушевлять, мотивировать других людей, проявляет стремление работать вместе ради достижения общей цели или общей пользы. А ведь это тоже навык - увидеть в общем частное и сделать частное общим.

На основе этих показателей был разработан ряд методик, выявляющих социальный интерес как свойство личности. Исследовательские данные позволили сделать вывод, что высокий уровень социального интереса свидетельствует о гармоничности социализации и индивидуализации личности, о естественной интеграции ребенка в общество.

Дальнейшее развитие теория социального интереса получила в работах Т. Шебутани, Э. Эриксона, К. Роджерса, Дж. Роттера и др. Они пришли к выводу, что целенаправленный процесс становления просоциально ориентированной личности с положительной шкалой ценностей приводит к ранней социальной зрелости. Были предложены различные технологии формирования социального интереса, в том числе и в детских сообществах. Центральное место проблема социального интереса занимает в исследованиях волонтерского движения.

В отечественной педагогической науке изучение социальных качеств личности тесно связано с исследованием общественной активности и коллективного воспитания (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Не выделяя социальный интерес как единицу научного анализа, ученые раскрывают сущность этого явления через изучение социальных потребностей, социальных ценностей, социальных ролей. Личностный аспект проблемы рассматривается через ценности, поступки, чувства детей и подростков. В теории детского движения особенно актуальными были проблемы эмоциональных ориентиров активной позиции личности (К.Д. Радина), учета возрастных особенностей становления общественной активности (Л.И. Божович), развития общественной позиции личности (Т.Е. Конникова).

Практика деятельности молодежных общественных объединений также доказывала значимость формирования личностных социальных качеств. Блестящим примером этому служат тимуровское и коммунарское движения (И.П. Иванов).

В последнее время подобных исследований становится меньше, хотя острота проблемы не снижается. Социальные аспекты деятельности молодежных общественных объединений, социальные проявления их членов вытесняются изучением способов личностного роста и личностного успеха подростка (М.И. Рожков, А.В. Волохов). Педагогическая практика деятельности общественных объединений в переходный период также ориентируется на личностные достижения детей и подростков в процессе общественной работы.

Таким образом, позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность молодежных общественных объединений, предоставляющая право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Информация о работе Социальная работа с молодежью