Социальное развитие феномена малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к исследованию малых групп возник немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и особенно вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Малая группа – это та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает свой путь развития. Человек с первых своих дней связан с различными малыми группами, нужно заметить что он не просто испытывает на себе их влияние, но и получает информацию о внешнем мире и в дальнейшей жизни организует свою деятельность. Так феномен малой группы непосредственно дан социальным психологам как предмет анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3
1. Понятие малых групп………………………………………………………………….…………....5
1.1 Границы малой группы…………………………………………………...5
1.2 Виды малых групп……………………………………………………...…6
2 Развитие малой группы………………………………………………………...9
2.1Групповая сплочённость…………………………………………………10
2.2Лидерств……………………………………………………………………11
2.3 Групповое решение………………………………………………………15
2.4 Коллектив…………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………...20
Использованные сайты………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

После провала  теории черт, пришло новое объяснение феномена лидерства в «ситуационной теории лидерства». Суть этой теории была в том, что в разных жизненных ситуациях группы, есть такие члены группы, которые превосходят остальных как минимум в одном качестве, как правило это качество и необходимо в какой – либо ситуации, и этот человек становится лидером. Эта теория оказалась очень популярной и именно на ее основе проведено масса исследований лидерства в школе групповой динамики.

Третья теория получила название «системной теории лидерства». Эту теорию породили две  предыдущие, это оказался компромиссный  вариант решения проблемы. Согласно этой теории лидерство рассматривается  как межличностные отношения  в группе, а сам лидер – человек, который управляет этим процессом. При таком подходе лидерство рассматривается как функция группы. Так же структура личности лидерства группы должна учитываться, еще есть и другие переменные, которые не стоит выпускать из вида.  Это, например, длительность существования группы. 

Очень много  отечественных исследований лидерства  реализовывается в рамках этой модели, хотя к ней добавляют нечто  новое, продиктованное общими предпосылками исследования развивающих процессов в группе.  Во главе угла ставили не просто ситуацию, а конкретные задачи для групповой деятельности, которые должны были показать способности определённых членов группы организовать группу для решения этих задач. Наличие более высокого влияния на группу, вот что отличает лидера от остальных членов в группе.

Стили лидерства.

Нужно сразу  сказать, что в обыкновения социальной психологии проверяется задание конкретно о стиле лидерства, а никак не руководства. Однако в связи с отмеченной неоднозначностью потребления определений нередко проблему отмечают как стиль руководства. К сожалению, отсутствие строгости характера для многих исследований согласно данной проблема, в частности ради экспериметна, сделанного под управлением К.Левина, Р.Липпита и Р.Уайта в школе групповой динамики. В следствии этого эксперимента  было выделено 3 стиля лидерства : авторитарный, демократический и попустительский.

Тем не менее принятая терминология вносит тяжелое бремя в изучения, конкретно в мощь вероятных коннотаций и ассоциаций. Необходимо удивительно четко обозначать когда говориться о "авторитарном", "демократическом" или же "попустительском" стиле лидерства. Ряд авторов не согласны с данной терминологией и предлагают внедрить новейшие обозначения, чтоб пропустить заблуждения. Так,  включатся новые определения "директивный", "коллегиальный" и "разрешительный" (свободный) стиль3 ,бесспорно, будто психологический рисунок стилей хранит популярную постоянность.

Поэтому стоит  дать обозначение каждому из стилей Левина.

Авторитарный  стиль – дела и группа намечаются накануне (во всем их размере).  Определяются только лишь точные и непосредственные цели, далекие – не пользующийся известностью. Голос руководителя – решающий.

Демократический стиль – мероприятия планируются в группе. За реализацию предложений, так же все разделы работы предлагаются и обсуждаются.

Попустительский стиль – тут дела идут сами собой, лидер не дает каких – либо указаний. Работа происходит из отдельных интересов или исходя от нового лидера.

2.3 Групповое решение.

Процесс принятия группового решения непосредственно связан с проблемный лидерства, поэтому принятие  решения – один с главных функций лидера, а организация группа для этого решения – в особенности непростая задача. В наше время, если энергия группы активизацируется в почти всех звеньях общего организма, и эта проблема приобретает особую актуальность. Не только в социальной психологии, психологии управления, однако и в ежедневной практике изобретены каждые технологии принятия групповых решений, и дело науки -  выявить этот потенциал, признать их результативность и пригодность в всевозможных конкретный ситуации. В этом случае говориться о групповом обсуждении , в последствии которого группа принимает какое – нибудь решение. Классификация групповых задач дал Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Эта классификация включает в себя следующие типы групповых задач:

  • продуктивные (их решение ведет к получению  творческих продуктов, например, к генерированию  новых идей);
  • дискуссионные (Ведутся дискуссии в группе, принимается согласованное решение по поводу того, или иного вопроса);
  • проблемные (они требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).

     Групповые задачи, согласно  М.Шоу, имеют следующие  измерения;

  • трудность (величина усилия для выполнения задачи);
  • множественность решений (набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений);
  • внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);
  • требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);
  • интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи: от чисто умственного, до чисто двигательного характера);
  • популяционное знакомство (степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

     Как любой другой процее, процесс принятия группового решения состоит из фаз, всего их 4:

  1. установление фактов (групповое интервью);
  2. оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);
  3. поиск решений;
  4. принятие группового решения.

Первая фаза заключается в том, что члены  группы, которые собирают факты, воздерживаются от их оценок.

Вторая фаза заключается в оценочном характере, то есть члены группы имеют право  говорить все что они думают о  собранной информации.

Третья фаза представляет собой непосредственный поиск решения, тут от группы требуется максимальное воображения для того что бы решить проблемы разными способами.

Четвертая фаза представляет собой  принятие решения  сравнительно варианта действия из решении  проблемы.

    Методы коллективного принятия решений .

    Морфологический метод и метод анализа круга проблем -  технологии заключаются в разложении класть в основу проблемки на компоненты или же представать перед глазами вопросы, а потом в их дальнейшей разбивке в прочие методы осуществлении. Потом оформляются все допустимые виды соединений. Для любого из их либо только ради более многообещающих альтернатив оформляется согласовывающийся план.

    Метод аналогий - мысль технологии складывается в вычленении появившейся задачи и стремлению её вывода с поддержкою идей с прочих зон существования и науки. один период метод использовался столько удачно, будто в его базе появляться на свет целая наука - синектика. её сфера, которая занимается заимствованием промышленных мыслей в биологии, именуется бионикой.

   Случайный импульс - Наш интеллектуальный установка функционирует в варианте самоукрупняющейся запоминающей системы. величина внимательности отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. близ синхронном поступлении в разум 2-ух сигналов при намеренно сделанных контрактах между ними обязана конституироваться какая-то закономерная цепочка, которая может быть значительно поменять восприятия любого из сигналов.

   Метод «635» - Шесть людей высказывают по мнению три мысли согласно установленному вопросу за пять мин.. далее согласно часовой стрелке листки с их сужденьями вручаются, к примеру, согласно часовой стрелке. За последующие пяти мин. всякий принимающий участие обязан ознакомиться с всеми предложениями собственного соседа и -де-тализировать их. таким родом поступают вплоть до тех пор, покуда всякий не поработал над всеми мыслями группы. чрез тридцать минут, как максимум, готово 18 исследованных суждений. последующие тридцать минут даются для их рассмотрение, дополнение и отбор лучших вариантов

   Метод модераций - члены берут по 3 карточки с коротким описанием существующих проблем (анонимно). Модератор тасует принятые карточки и согласно очередности объявляет их содержание, предлагая отнести их к конкретным группам. в случае если мнения участников разойдутся, окончательное заключение принадлежит автору предоставленной карточки. В итоге все задачи попадают разбиты на группы (кластеры). дискуссируется любой из кластеров. предполагаются последующие способности: исключение (включение) из него некоторых вопросов, разбиение на некоторое количество наиболее мелких групп или же, напротив, их увеличение. Разрабатывается совокупное название кластеров. ориентируется их относительная значимость.

    Экспериментальные изучения сравнительного отношения к риску при принятии вывода согласно одной и той же теме демонстрировали, что группа соглашаться на возможность значительно наиболее охотно, нежели отдельные личности. Это установлено рядом обстоятельств: разбиение ответственности за финал опасных действий между членами группы; рвение следовать в собственном предпочтении, за лидером; нежелание оказаться наиболее осмотрительным, нежели остальные, и т.д. что ни говори далеко не во всех вариантах свойство групповых выводов выше по сопоставлению с персональными. В неких вариантах может быть оказаться, будто коллективный отбор никак не отвечает ни одному из личных заключений. Групповое заключение бывает гораздо лучше личного как правило в том случае, в случае если члены группы никак не располагают опыта принятия личных выводов. С иной стороны, практика групповых решений увеличивает качество решений, принимаемых субъективному. изучения демонстрируют также, будто достоинства группового заключения непосредственно связаны с видом решаемой проблемы. 
 
 
 
 
 

2.4 Коллектив.

     Проблема становления группы приняла собственное специфичное решение в психологической теории коллектива. Особенность конкретно подобного подхода продиктован 2-мя ситуациями. С одной стороны, конкретной традицией изучения коллектива в отечественной науке. данная традиция в собственную очередь содержит 2 источника. 1-ый – постановка задачи коллектива в марксистском обществоведении, где ей дано конкретное идеологическое содержание. В трудах Маркса в первый раз была высказана идею о том, будто коллектив – специфичная форма системы людей социалистического общества. Для Маркса настоящая коллективность невозможна в критериях существования антагонистичных классов, коллективный труд словно труд свободный основан на общественный собственности. Значит, настоящая коллективность, в абсолютным значении данного слова, может быть пребывать реализована только в социалистическом обществе, и, поэтому, коллективы смогут пребывать формой основания людей исключительно в таком обществе. Согласно Марксу, буржуйское общество понимает только всякие групповые образования, какие, разумеется, никак не смогут предоставить материал для разбора специфичность характеристик коллектива.

 
     Чисто научное смысл особенности развиваемого подхода установлено этим, будто для социальной психологии было важно отметить в широком смысле термина конкретно этот нюанс, который может быть пребывать изучен ее оружиями
, в рамках её концептуальных методик. чтоб найти данный нюанс, нужно вспомнить о коллективном принципе подхода к группе в отечественной социальной психологии. отбор в социологическом анализе, беспристрастно существующие общественные группы тут исследуются словно субъекты деятельности, так имеется до того в целом с точки зрения конкретно психических данных данного субъекта. Другими словами, обнаруживаются те признаки группы, каковые принимаются членами предоставленной группы будто особенности некой психической общности. так как выделение психических данных группы исполняется в базе принципа деятельности, потому что социально – психологическое изучение группы подразумевает как рассмотрение степеней становления ее деятельности, так и роли данной общей деятельности в развитии психологической общности, определения деятельности полных групповых действий. Особенное свойство группы, связанной единой деятельностью, имеется продукт развития группы. Этот факт, будто это особое свойство группы, высший степень её развития пребывало намечено термином коллектив, есть только дань перечисленной традиции. Хотя в наше время условиях нашего общества предложенное в марксистском потреблении понятие коллектив бесконечно спорно, в ежедневной речи сохраняется. недостает причин отступиться от него и в социальной психологии, беря во внимание отмеченную специфику его нахождения. характер взаимоотношений в коллективе имеет особенным качеством, признанием важной значимости совместной деятельности в свойстве обстоятельства, производящего коллектив и характеризуя целую систему взглядов между его членами. Таковой подход подразумевает сразу же и необходимость развития коллектива, неминуемость ряда стадий, какие он изучает, и согласно критерию прохождения каких до сих пор наименованные особенности вполне развертываются.

      Характеризуя данные стадии, А. С. Макаренко образовывал довольно конкретную картину того, каким способом только и остается предоставить перемещение коллектива согласно ступенькам. Важным условием считается постоянное развитие этих наиболее социально значимых целей, про каких создан коллектив. такой иметь в своем распоряжении, будто обязаны быть обрисованы особенные линии развития коллектива, разработана диалектика требований. удачное соединение всех данных условий создает в коллективе такую атмосферу, какая лучшим образом подходит развитию личностей, входящих в него.  
      Красной нитью во всех рассуждениях у А. С. Макаренко изучает идею о том, будто успех внутренних процессов, проходящих в коллективе, может быть пребывать обеспечен исключительно в том случае, ежели до сих пор нормы отношений, вся организация деятельности внутри коллектива сооружаются на базе соотношения данных образцов наиболее широкой системе социальных взаимоотношений, развивающихся в окружении в целом.

Информация о работе Социальное развитие феномена малых групп