Социально-психологическая сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть социально-психологическую сущность человека.
Для этого необходимо дать общее понятие «сущности»; выявить особенности человека как социального и психологического существа; раскрыть сущность человеческой деятельности, охарактеризовать социально-психологические особенности, свойства и качества личности их многообразие, а также рассмотреть основные потребности человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1 Сущность человека …………………………………………………4
1.1 Понятие сущности………………………………..………….4
1.2 Сущность и личность человека……………………………..4
2 Социально-психологическая сущность человека…………………6
2.1 Социальная сущность человека……………………………..6
2.2 Психологическая сущность человека……………………...11
3 Социально-психологические особенности человека…………….13
3.1 Социально-психологические качества личности…………13
3.2 Социально-психологические свойства личности…………14
3.3 Классификация типов личностей и уровней ее развития...15
3.4 Социально-психологические способности человека……..19
4 Основные потребности человека…………………………………22
Заключение…………………………………………………………....24
Список использованных источников………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР.РАБ. Психология управления.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется при небольшой помощи.

Основные социально-психологические особенности личности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения;

2) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;

3) степенью осознанности своего места в обществе;

4) характером потребностей и интересов;

5) спецификой соотношения различных личностных качеств.

3.4  Социально-психологические способности личности

В целом вся группа этих способностей связывается с  проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность», «способность к эмоциональному отклику», «общая способность к оценке другого»; «наблюдательность» и «проницательность» и тому подобные. Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и другие.

Хотя проблема находится  на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические  качества личности — это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.

Качества, непосредственно  проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и так далее. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.

В теоретическом плане  этот подход позволяет более тонко  различать эффективность деятельности личности и ее общую активность, которая не обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно приводит к продуктивному результату. Нет сомнения в том, что и общая активная жизненная позиция личности весьма важна, но не менее важно и выявление условий, при которых личность оказывается успешной в конкретном виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая группа.

Качества личности, проявляющиеся  в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга. Однако и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы. Они, в частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии некоторые результаты изучения личности, полученные в общей психологии, соотнести с ними некоторые специальные механизмы перцептивного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Основные потребности человека

 

Образ жизни человека обычно трактуется как способ удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных-психологических ограничений. Следовательно, качество жизни — это мера взаимодействия между средой и ее использованием, легкостью или затрудненностью удовлетворения человеческих потребностей. Иными словами, качество жизни диктует и ее образ, отражается на формах поведения людей. При этом понятие качества жизни нельзя примитивно ограничивать экономическими показателями. Духовные потребности человека выходят далеко за рамки такого примитива.

Таким образом, степень  и способ удовлетворения потребностей человека служат зеркалом всего развития антропосистемы и ее соотношения с природной средой. Цель производства — удовлетворение комплекса материальных и духовных потребностей людей. Четкое понимание того, что же такое «потребности», каковы они и в чем состоят, крайне необходимо для всего общественного развития. Теория в данном случае выступает как мощный инструмент практики. А она, к сожалению, явно отстает от насущных нужд человечества. Нет более тяжелых стрессов, чем те, которые возникают на основе неудовлетворенных потребностей.

Итак, выделяют основные потребности человека:

1) Физиологические потребности.  Самыми базовыми, самыми мощными,  самыми обязательными из всех  человеческих потребностей являются  те, которые связаны с физическим  выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.

2) Экзистенциальные потребности. Специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка. Здоровый индивидуум обладает способностью находить пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в установлении связей, преодолении себя, укорененности в мире, самоидентичности, наконец, в наличии системы ценностей. Стремление человека обеспечить безопасность и постоянство своего существования

3) Социальные потребности. Это потребность в общении, чувство духовной близости, любви и так далее.

4) Потребность в самореализации. Это потребность в самопознании, в определении своей роли в этом мире. Определение своих возможностей и способностей. Развитие собственной личности.

5) Интеллектуальные (познавательные) потребности. Это потребность к знаниям. Потребности в познании нового, в решении задач, в раскрытии тайн. Должное развитие этих потребностей вызывает у человека стремление к научному познанию явлений, стимулирует наблюдательность, развитие мышления.

6) Духовные потребности. Это потребность в вере, большинство из нас верят в более высокую божественную власть. Духовные потребности человека позволяют обрести внутренний покой и гармонию, пережить различные неприятности и содействовать более более глубокому пониманию мира.

7) Эстетические потребности. Это красота, гармония, порядок. Стремление к прекрасному. Человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее.

Потребности человека характеризуют  его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование).

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев тему реферата «Социально-психологическая  сущность человека», мы выявили, что  понятие сущности охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее подробных характеристиках и  чертах человека, а точнее личности, индивида в его социальной и психологической сущности.

Проблема сущности человека - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие сущности относится к  числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения, многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но  конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность.

Рассмотрев все качества, свойства и особенности человеческой сущности и его личности, можно  сделать вывод о том, что человек  как социально-психологическое существо является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. И каждый человек имеет свою сущность и соответственно свои определенные личные данные, что и позволяет выделять человека (индивида) как личность, отличающуюся от других своей определенной деятельностью, качествами, способностями и соответственно потребностями.

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – М.: Академический проект, 1997. 256 с.

2 Боголюбов Л. Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и социум»: Под ред. / Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина - М.: Просвещение, 2003. С. 6-11.

3 Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Р. С. Немов - М.: Просвещение, 1995. 243с.

4 Осипова Г. В. Энциклопедический социологический словарь: Под ред. / Г. В. Осипова - М.: ИСПИ, 1999. 174с.

5 Райзберг Б. А. Социально-психологические особенности личности / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. – М.: Юнити, 2005. 240с.

6 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.  565с.

7 Шерстнев М. П. Психологическое управление людьми / М. П. Шерстнев. 4–е изд. // – М.: Русская Правда, 2006. 240. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-психологическая сущность человека