Социально-психологическая толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать связь общей коммуникативной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.



Задачи исследования:



1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.



2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.



3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.



4. Интерпретировать результаты практического исследования.

Содержание

Введение



Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности



1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности



1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)



Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности



2.1 Организация и методы исследования



2.2 Анализ результатов эмпирического исследования



Заключение



Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

н. толерантность.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

7. Меня раздражают любители  поговорить.

 

8. Меня затрудняет разговор  с безразличным для меня попутчиком  в поезде или самолете, начатый  по его желанию.

 

9. Я бы тяготился разговорами  случайного попутчика, который  имеет знания ниже моих.

 

10. Мне трудно найти  общий язык с людьми, по интеллекту  отличающимся от меня.

 

Шкала 3. Категоричность или  консерватизм в оценках других людей.

 

11. Современная молодежь  вызывает неприятные чувства  своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

 

12. Так называемые «новые  русские» обычно производят неприятное  впечатление своим бескультурьем  либо жадностью.

 

13. Представители некоторых  национальностей в моем окружении  мне несимпатичны.

 

14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

 

15. Терпеть не могу людей  с низким профессиональным уровнем.

 

Шкала 4. Неумение скрывать или  сглаживать неприятные чувства при  столкновении с некоммуникабельными  качествами партнеров.

 

16. Считаю, что на грубость  надо отвечать тем же.

 

17. Мне трудно скрыть, если  человек мне чем-то неприятен.

 

18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре  настоять на своем.

 

19. Мне неприятны самоуверенные  люди.

 

20. Обычно мне трудно  удержаться от замечания озлобленному  или нервному человеку, который  толкается в транспорте.

 

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

 

21. Я имею привычку поучать  окружающих.

 

22. Невоспитанные люди  возмущают меня.

 

23. Я часто ловлю себя  на том, что пытаюсь воспитывать  других.

 

24. Я по привычке постоянно  делаю кому-то замечания.

 

25. Я люблю командовать  близкими.

 

Шкала 6. Стремление подогнать  партнера под себя, сделать его  «удобным».

 

26. Меня раздражают старики,  когда они в час пик оказываются  в городском транспорте или  в магазинах.

 

27. Жить в одной комнате  с посторонним человеком для  меня просто пытка.

 

28. Когда другой не соглашается  в чем-то с моим правильным  мнением, то обычно это раздражает  меня.

 

29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.

 

30. Меня раздражает, если  другой делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

 

Шкала 7. Неумение прощать  другим ошибки, неловкость, непреднамеренно  причиненные вам неприятности.

 

31. Обычно я надеюсь,  что моим обидчикам достанется  по заслугам.

 

32. Меня часто упрекают  в ворчливости.

 

33. Я долго помню обиды,  нанесенные мне теми, кого я  ценю или уважаю.

 

34. Нельзя прощать друзьям  и знакомым бестактные шутки.

 

35. Если другой нечаянно  заденет мое самолюбие, я на  него, тем не менее, обижусь.

 

Шкала 8. Нетерпимость к физическому  или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

 

36. Я осуждаю людей, которые  плачутся в чужую жилетку.

 

37. Внутренне я не одобряю  своих знакомых, которые при удобном  случае рассказывают о своих  болезнях.

 

38. Я стараюсь уходить  от разговора, когда кто-нибудь  начинает жаловаться на свою  семейную жизнь.

 

39. Обычно я без особого  внимания выслушиваю исповеди  друзей (подруг).

 

40. Мне иногда нравится  позлить кого-нибудь из родных  или друзей.

 

Шкала 9. Неумение приспосабливаться  к характеру, привычкам и желаниям других.

 

41. Как правило, мне трудно  идти на уступки другим.

 

42. Мне трудно ладить  с людьми, у которых плохой  характер.

 

43. Обычно я с трудом  приспосабливаюсь к новым людям  по совместной работе.

 

44. Я стараюсь не поддерживать  отношения с несколько странными  людьми.

 

45. Чаще всего я из  принципа настаиваю на своем,  даже если понимаю что другой  прав.

 

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале — 15, общее по всем шкалам — 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов  по отдельным шкалам позволяет выявить  наиболее характерные аспекты и  тенденции проявления коммуникативной  толерантности и интолерантности.

 

В рамках данного исследования были продиагностированы в общей  сложности 88 человек из пяти 9х классов  МОУ СОШ № 38 в возрасте 14-16 лет: 36 юношей и 52 девушки (смотри приложения 1-5).

 

2.2 Анализ результатов  эмпирического исследования

 

По результатам диагностики  общей коммуникативной толерантности  был произведен расчет стандартных  отклонений на основе выборки учащихся. Была составлена шкала стенов.

 

Количество баллов

 

 

23 и меньше

 

 

24-28

 

 

29-34

 

 

35-41

 

 

42-48

 

 

49-53

 

 

54-62

 

 

63-74

 

 

75 и больше

 

Стен

 

 

9

 

 

8

 

 

7

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

По результатам диагностики  среднее значение общей коммуникативной  толерантности юношей – 40,58 баллов, девушек – 49,44 баллов. В результате социометрической диагностики в  классах были выявлены неформальные лидеры.

 

9 «А» класс

 

Испытуемый

 

 

Количество взаимовыборов

 

 

Количество взаимоотклонений

 

 

Общая коммуникативная толерантность, стен

 

Артем С.

 

 

4

 

 

0

 

 

7

 

Владислав С.

 

 

4

 

 

0

 

 

8

 

Максим К.

 

 

8

 

 

1

 

 

8

 

9 «Б» класс

 

Испытуемый

 

 

Количество взаимовыборов

 

 

Количество взаимоотклонений

 

 

Общая коммуникативная толерантность, стен

 

Ален Т.

 

 

4

 

 

0

 

 

9

 

Виктория П.

 

 

4

 

 

0

 

 

8

 

Евгений М.

 

 

5

 

 

0

 

 

7

 

Екатерина Б.

 

 

4

 

 

0

 

 

9

 

9 «В» класс

 

Испытуемый

 

 

Количество взаимовыборов

 

 

Количество взаимоотклонений

 

 

Общая коммуникативная толерантность, стен

 

Абай С.

 

 

4

 

 

0

 

 

9

 

Алена Г.

 

 

4

 

 

0

 

 

7

 

Филипп М.

 

 

4

 

 

0

 

 

9

 

Яна К.

 

 

6

 

 

0

 

 

9

 

9 «Г» класс

 

Испытуемый

 

 

Количество взаимовыборов

 

 

Количество взаимоотклонений

 

 

Общая коммуникативная толерантность, стен

 

Дмитрий М.

 

 

9

 

 

0

 

 

8

 

Елена Ц.

 

 

4

 

 

0

 

 

6

 

9 «Е» класс является  сборным, так как с уменьшением  количества учащихся в 9 «Д»  классе, учащиеся данного класса  были переведены в 9 «Е» класс.  Поскольку идет процесс формирования  коллектива, на момент проведения  диагностики лидеры не определились.

 

В результате практического  исследования выявились следующие  закономерности:

 

1. В среднем юноши обладают  более высоким уровнем общей  коммуникативной толерантности,  нежели девушки.

 

3. Гипотеза подтвердилась  - неформальные лидеры в коллективах  старших школьников обладают  высоким уровнем общей коммуникативной  толерантности.

 

Заключение

 

Существует широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных  компонентах, параметрах, факторах, детерминантах  толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления  новой научной области, каковой  является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти  подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

 

Кроме того, в результате практического исследования выявились  следующие закономерности:

 

1. Гипотеза подтвердилась  - неформальные лидеры в коллективах  старших школьников обладают  высоким уровнем общей коммуникативной  толерантности. В коллективах  старших школьников имеются и  спортсмены, успевающие в учебе  ребята, имеющие склонности и  желание занять места неформальных  лидеров, но обладающие низким  уровнем общей коммуникативной  толерантности, проявляющие интолерантность в общении, принимающую вид грубости, в связи с чем они не могут реализовать данную потребность.

 

2. В среднем юноши обладают  более высоким уровнем общей  коммуникативной толерантности,  нежели девушки. Вероятно, низкий  уровень общей коммуникативной  толерантности среди девушек  обусловлен отсутствием целенаправленного  воспитания полоролевой идентификации.

 

Список литературы

 

1. Г. Л. Бардиер. Социальная психология толерантности. СПб.,2005.

 

2. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.

 

3. Дзялошинский И. М. Культура, журналистика, толерантность // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002.

 

4. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.

 

5. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

 

6. Недорезова Н. В. Толерантность  в межличностном общении старшеклассников.

 

7. О смыслах понятия  «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1.

 

8. Перцев А. В. Ментальная  толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1.

 

9. Почебут Л. Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб., 2004.

 

10. Психодиагностика толерантности  личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008.

 

11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

 

12. Риердон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. М., 2001.

 

13. Скрипкина Т.П. Доверие  и толерантность: существуют ли  границы? // Межкультурный диалог: исследования  и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

 

14. Солдатова Г. У. Толерантность:  психологическая устойчивость и  нравственный императив // Практикум  по психодиагностике и исследованию  толерантности / Под ред. Г.  У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003.

 

15. Толерантное сознание  и формирование толерантных отношений  (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. М.: Изд-во Мог.ков. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

 

16. Толерантное сознание  и формирование толерантных отношений.  М., 2002.

 

17. Толерантность как моральный  идеал // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ. наук. 2001. №1.

 

18. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

 

19. Харламова О. Ю. Воспитание  у студентов вузов профессиональной  толерантности в ходе обучения  иностранному языку.


Информация о работе Социально-психологическая толерантность