Социально-психологические основы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблему нашего исследования, в общих чертах, можно сформулировать следующим образом: как руководитель использует в процессе принятия управленческого решения свои особенные, отличные от подчиненного личностные качества.
При таком подходе объектом нашего изучения становятся психологические особенности руководителя. Предметом нашего исследования – личность управляющего как фактор принятия управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1.Психологические аспекты принятия управленческих решений
1.2.Методы принятия управленческих решений
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя
2.2. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти руководителя
2.3.Линии поведения руководителя как критерии принятия управленческих решений
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
3.1. Содержание и методика исследования, контингент испытуемых
3.2. Основные данные, полученные в ходе исследования
3.3. Интерпретация результатов исследования и пути их практического применения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 79.83 Кб (Скачать файл)

-           Метод ситуаций. Различными способами (письменно, на экране дисплея  и т.п.) руководителю предъявляют  типичные производственные ситуации, требующие принятия решения;

-           Деловые игры. Использование метода  ситуаций, которые в данном случае  динамично развиваются и зависят  не только от собственных усилий, но и от действий партнеров. Часто деловые игры включают  много участников и бывают  довольно сложными.

Эти методы позволяют преобразовывать внешнюю реальность, они неявно опираются на положение о проблемах во внешней управленческой ситуации.

Думаем, что это только одна сторона реальности. Как показывает наше исследование, очень многое зависит от структуры личности руководителя и от знания его самого себя. Наряду с этими давно известными и часто применяемыми методами обучения принятию решений, можно использовать результаты нашей работы для расширения управленческого профессионального самосознания, обучения самопринятию, осознание себя как серьезного фактора управленческой ситуации, а не просто своей способности влиять на ход событий.

Основные выводы в нашей работе:

-           Принятие решений является профессиональной, специальной деятельностью.

-           Важнейшими психологическими аспектами  принятия управленческих решений  являются: мотивация руководителей  и подчиненных; ответственность, с  которой сопряжены принятие решений; индивидуальный стиль деятельности  руководителя, локус контроля и  т.д.;

-           Социально-психологическими аспектами  принятия решений являются: протекание  принятия решений в общении  и взаимодействии начальников  и подчиненных; на принятие решения  влияют статусы, ролевые ожидания, атрибуция, рефлексия и др.;

-           Важнейшими и очевидными психологическими  сферами, в которых принимается  управленческое решение, являются  мотивация и стимулирование труда, коллективные взаимоотношения, в частности конфликты, управленческие отношения типа «начальник – подчиненный» и т.п.;

-           Принятие решения алгоритмизировано (технологизировано, как любая человеческая деятельность, любое действие);

-           Существуют специальные научные, интернаучные и частные методы принятия управленческих решений;

-           личность руководителя является  важным фактором при принятии  управленческого решения;

-           процесс принятия управленческого  решения индивидуально «окрашен», так как обеспечивается индивидуальным  стилем управленческой деятельности.

-           Известную перспективу психологии  управления составляют исследования  мотивации власти руководителя  и направление им поредством принятия решений властного процесса;

-           Чрезвычайно значимыми в процессе  руководства и принятия решений  являются волевые качества личности  руководителя; такие качества как  настойчивость, работоспособность, практичность  ума являются необходимыми при  любом индивидуальном стиле управления.

-           Руководители часто прибегают  к определенным линиям поведения, выступающими критериями принятия  управленческого решения.

-           не столько личностные качества  руководителя, сколько индивидуальный  стиль руководства в большей  степени влияет на выбор линий  поведения в напряженных ситуациях;

-           Наряду с давно известными  и часто применяемыми методами  обучения принятию решений, можно  использовать результаты нашей  работы для расширения управленческого  профессионального самосознания, обучения  самопринятию, осознанию себя как серьезного фактора управленческой ситуации, а не просто своей способности влиять на ход событий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставив целью нашего исследования выяснение характера и степени взаимосвязи личностных качеств руководителя, линий его поведения, а также индивидуального управленческого стиля, мы построили его, исходя из жизненных реалий. Нашими испытуемыми стали руководители мелких и очень мелких торговых предприятий, вынужденных ежедневно чутко реагировать на изменяющиеся рыночные обстоятельства, постоянно изыскивающих резервы повышения жизнеспособности и эффективности своего бизнеса.

Как правило, использование результатов серьезных психологических исследований – это преимущество устойчивых производственных и торговых предприятий. На фоне серьезных финансовых проблем, нецивилизованного бизнеса, разгула преступности психологические исследования, повышающие эффективность производства и торговли цивилизованным путем, оказываются несвоевременными. И все же ни одно предприятие еще не обошлось без руководства. Ни один подчиненный не будет отрицать того факта, что у его босса есть характер и специфические приемы, стиль ведения коммерческих и финансовых дел. Ни один руководитель не сможет опровергнуть тот факт, что он осуществляет выбор среди нескольких возможностей, принимая решение.

Психолог представляется в настоящее время важной фигурой, которая на теоретическом уровне может рассмотреть значимость личностного фактора в принятии управленческих решений, и обеспечить на практике посредством психологических методов условия развития управленческих качеств и возможностей обучения методам принятия управленческих решений.

Одновременно с психологией управления развиваются смежные области, знания в которых для руководителя не являются лишними: экономика, менеджмент, юриспруденция, социология и др. В связи с таким бурным развитием предмет психологии управления претерпевает изменения, не успевая оформиться. Влияние других наук на психологию управления чрезвычайно велико. В связи с этим встает задача оформления психологией управления своего предмета. Принятие управленческого решения также можно рассматривать с позиций самых разных наук. Психологический аспект принятия управленческих решений связан, в первую очередь, с личностью руководителя и подчиненных, а также с развитием и функционированием коллектива. Важно выявлять и использовать закономерности личностных и межличностных изменений при принятии решения.

Такая работа имеет еще одно важное практическое следствие: охрана психического и психологического здоровья руководителя. Управленческая деятельность полна стрессов, быстро приводит к эмоциональному истощению и выгоранию, профессиональным деформациям. Пока что профессиональные руководители работают в напряженных режимах, расплачиваясь невосполнимыми потерями здоровья.

Наша работа может внести скромный вклад в развитие здорового отечественного профессионального управления.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997.

2.         Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

3.         Психология. Словарь. М., 1990.

4.         Вендров Е.Е. Командир производства и его авторитет. М., 1968.

5.         Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., 1969.

6.         Уманский Л.И. Организаторские способности  и их развитие. Курск. 1967.

7.         Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. М., 1978.

8.         Генов Ф. Психология управления. М., 1982.

9.         Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.

10.       Мануйлов  Г.М., Новиков В.В. Психологическое  управление в кризисном обществе. СПб., 1999.

11.       Кочетков  В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М., 1993.

12.       Ковалев  А.Г. Коллектив и социально-психологические  проблемы руководства. М., 1978.

13.       Лебедев  В.И. Психология и управление. М., 1990

14.       Скок  Н.А. Поведение руководителя в  ситуациях принятия решения. Л., 1981.

15.       Практическая  психодиагностика / ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара., 1998.

16.       Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

17.       Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

18.       Филиппов  А.В.Психолог советует наставнику. М., 1986.

19.       Удальцова  М.В., Аверченко Л.К. Социология и  психология управления. Ростов-на-Дону, Новосибирск., 2001.

20.       Кудряшова  Л.Д. Каким быть руководителю. Психология управления. Л., 1986.

21.       Ж.Т.Тощенко. Социология. М., 2003.

22.       Рабочая  книга социолога / под общ. редакцией Осипова Г.В. М., 2003.

23.       Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. М., 1972.

24.       Основы  психодиагностики / под общ. ред. Шмелева А.Г. Ростов-на-Дону., 1996.

25.       Климов  Е.А. Индивидуальный стиль деятельности  в зависимости от типологических  свойств нервной системы. Казань, 1969.

26.       Веснин  В.Р. Основы менеджмента. М., 2000.

27.       Андреева  Г.М. Социальная психология. М., 1980.

28.       Прохоров  А.П. Солидарность подчиненных на  предприятиях при различных режимах  управления // журнал СОЦИС № 12, 2002.

29.       Михайлов  Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии  №5, 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Выбор и ранжирование испытуемыми группы руководителей личностных качеств предъявленного списка

 

и указание на выявленный у него стиль управления и принятия решений[18]

№ исп.

Практичный ум

общительность

Глубокий ум

активность

инициативность

настойчивость

самообладание

работоспособность

наблюдательность

организованность

Стиль деятельности

1 1  6 2  5 4 3   попустит

2 2    3 4 5 6  1 коллегиал

3 2 4    1  3   Директивн

4   4 3 2 1  5 6  Директив

5 3 2    4  5  1 Коллегиал

6  8  3 2 1 4 5 6 7 Директивн

7 2 1   4 3  5   Коллегиал

8 2 7  3  6 4 5 1  Коллегиал

9 4   3 2 1  5  6 Директивн

10 4   3 1 2 5 6 8 7 Директивн

11 3  8 4 5 7 2 6 1  Попустит

12 6   5 4 1 3 2 8 7 Директивн

13 5 6  4 3 1  2   Директивн

14 5   3 4 1  2  6 директивн

 

Приложение 2

Выбор значимых личностных качеств в группе подчиненных

 

Практичность ума

общительность

Глубина ума

активность

инициативность

настойчивость

самообладание

работоспособность

наблюдательность

организованность

1    +   +  + +

2  +  +   +  + +

3   +    +  + +

4 + +     +   

5  + +   + +  + 

6  + +    + +  

7  +  + +  +   +

8       + + + 

9    +  + +   +

10 +   +  + +  + 

11      + +   +

12 +   +  + +   +

13  +  +    + + 

14  +    +  + + +

15    +   + + + +

16      + + +  +

17  + +   + +  + 

18 +     +   + +

19 +    + + +  + 

20   +    + + + 

21   +    +  + +

 

Приложение 3[19]

Личная продуктивность

Официальные отношения

Воспитательные позиции

Оперативность руководства

самокритичность

авторитарность

Производственная направленность

Демонстрация деятельности

Волевое руководство

1

2

 

4

3

1

 

 

 

 

2

3

 

2

1

4

 

5

 

 

3

5

 

3

4

 

2

 

 

1

4

7

6

3

4

 

 

5

2

1

5

3

 

4

2

5

 

1

 

 

6

1

 

4

3

5

2

 

 

 

7

4

 

3

2

5

 

1

 

 

8

4

 

5

3

2

 

1

 

 

9

4

 

3

5

 

 

2

 

1

10

1

 

5

4

3

 

 

6

2

11

1

 

4

3

2

5

 

 

 

12

 

5

2

3

4

 

 

 

1

13

 

 

 

3

4

 

2

 

1

14

4

 

 

3

5

 

2

 

1

Приложение 4

Сопряженность личностных качеств руководителя

 

и линий его поведения, обусловленных принятием решения

 

Практичность ума

общительность

Глубина ума

активность

инициативность

настойчивость

самообладание

работоспособность

наблюдательность

организованность

Личная продук

-,053 -,476 -,933 -,125 -,044 -,392 ,289 -,308 -,017 -,339

 

,442 ,209 ,117 ,384 ,459 ,104 ,290 ,165 ,489 ,255

 

10 5 3 8 8 12 6 12 5 6

Официальные

.(a) .(a) .(a) -1,000(**) -1,000(**) .(a) .(a) 1,000(**) -1,000(**) .(a)

 

. . . . . . . . . .

 

1 0 1 2 2 2 1 2 2 1

Воспитательная

-,248 ,627 ,866 -,545 -,382 ,418 ,089 ,349 -,424 ,239

 

,244 ,129 ,167 ,081 ,175 ,088 ,425 ,133 ,201 ,324

 

10 5 3 8 8 12 7 12 6 6

Оперативное

,282 ,537 -,866 -,232 -,486 -,425 -,198 -,114 ,480 ,746(*)

 

,188 ,136 ,167 ,260 ,077 ,065 ,335 ,348 ,167 ,027

 

12 6 3 10 10 14 7 14 6 7

самокритичност

,450 -,480 1,000(**) ,341 -,104 -,680(*) ,220 -,121 ,710 -,218

 

,096 ,206 . ,205 ,403 ,011 ,317 ,362 ,089 ,339

 

10 5 2 8 8 11 7 11 5 6

авторитарность

1,000(**) .(a) .(a) 1,000(**) 1,000(**) 1,000(**) -1,000(**) ,756 -1,000(**) .(a)

 

. . . . . . . ,227 . .

 

2 2 1 2 2 3 2 3 2 1

Производственн

-,246 ,982 .(a) -,333 -,519 -,038 .(a) ,354 .(a) -,333

 

,319 ,061 . ,333 ,146 ,468 . ,218 . ,333

 

6 3 1 4 6 7 1 7 1 4

демонстрация

.(a) .(a) .(a) .(a) -1,000(**) 1,000(**) .(a) 1,000(**) 1,000(**) .(a)

 

. . . . . . . . . .

 

1 0 1 2 2 2 1 2 2 1

Волевое рук

-,120 .(a) .(a) -,293 -,674 1,000(**) 1,000(**) ,623 ,500 ,577

 

,411 . . ,287 ,071 . . ,067 ,333 ,211

 

6 2 1 6 6 7 2 7 3 4

**  уровень значимости 0.01

*  уровень значимости 0.05

a  корреляция невозможна, так как переменная принимает постоянное значение

 

[1] См. Подробнее: Ю.Б.Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. М., 1997.

[2] Михайлов Г.С. Психология  принятия решений.//Журнал прикладной  психологии № 5, 2001. С.2.

[3] См подробнее: Д.Майерс. Социальная психология. СПб., 1999. С. 256-259.

Информация о работе Социально-психологические основы принятия управленческих решений