Социально-психологический климат в коллективе сотрудников ОВД. Конфликты в служебных коллективах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

По существу, их можно рассматривать как стили реагирования человека в угрожающих для него ситуациях, используемые на бессознательном уровне. Не случайно одна из методик, с помощью которой диагностируется выраженность того или иного защитного механизма, названа "методикой психологической диагностики индекса жизненного стиля".
Выделено уже большое количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Содержание

Введение
Механизмы психологической защиты сотрудника и устранения негативных психических состояний
Конфликты в служебных коллективах. Причины, способствующие возникновению конфликтов и неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОВД.
Динамика конфликта. Методы разрешения конфликта между руководителем и подчиненным.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologia.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Теория переговоров разработана американскими конфликтологами Фишером Р., Юри У., Деном Д.

Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным  привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они  выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В  том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции  силы, с целью достигнуть односторонней  победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и  переговоры служат лишь дополнением  к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

Метод переговоров, основанных на определенных принципах, характеризуются четырьмя основными правилами:

1. Разграничение между участниками  переговоров и предметом переговоров.  Переговоры ведут люди, обладающие  определенными чертами характера.  Обсуждение их недопустимо, т.к.  это привносит в ход переговоров  мешающий решению проблемы эмоциональный  фактор. Критика личных качеств  участников переговоров только  обостряет конфликт;

2. Концентрация на интересах,  а не на позициях. Позиции оппонентов  могут скрывать их подлинные  цели, а тем более интересы. Между  тем, в основе противоречивых  позиций всегда лежат интересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить  о позициях, нужно исследовать  определяющие их интересы. За  противоположными позициями наряду  с противоречиями находятся разделяемые  и приемлемые интересы.

3. Разработка взаимовыгодных вариантов.  Договоренность на основе интересов  способствует поиску взаимовыгодного  решения путем изучения вариантов,  удовлетворяющих обе стороны.  При такой ориентации возможно  использование мозгового штурма. В результате может быть получено  не одно альтернативное решение.  Это позволит отобрать нужный  вариант, соответствующий интересам  сторон-участников переговоров.

4. Поиск объективных критериев.  Согласие как цель переговоров  должно базироваться на таких  критериях, которые были бы  нейтральными по отношению к  интересам конфликтующих сторон. Если же критерии не нейтральны  по отношению к какой-либо стороне,  то другая сторона будет чувствовать  себя ущемленной, а стало быть, соглашение будет восприниматься  как несправедливое и в конечном счете оно не будет выполняться.

Идеальным с этой точки зрения является рационально - интуитивный метод  разрешения конфликтов, разработанный  американским ученым Джини Грехем Скотт. (В.И. Андреев, 1994), [1, с. 52]

С самого начала этот метод вовлекает  в работу сознание и интуицию при  осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд вовлеченных  в конфликт людей, а так же собственных  целей, интересов, нужд. В серьезные  конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним  из первых шагов к разрешению конфликта  является подавление рождаемых им отрицательных  эмоций - собственных и эмоций других людей. После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы  сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.

Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать  любую конфликтную ситуацию как  проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем  подбирается подходящий метод решения  проблем, пользуясь арсеналом возможных  стратегических мер контроля конфликтных  ситуаций. Выбираемая стратегия будет  зависеть от того, на какой стадии находится  конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый конфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций, проявляемых  в конфликте. После выбора подходящего  метода определяется наилучший способ его применения.

 

 

 

Заключение

Проблема конфликта в ОВД, ее социальная значимость во многом зависит  от позиции руководителя. Он интегрирует  все внутренние импульсы и проблемы организации, должен знать ее сильные  и слабые стороны, располагать информацией  о положении дел в наиболее напряженных подразделениях.

Один из наиболее важных аспектов в деятельности любого ОВД заключается  в соотношении формальной (официальной) структуры организации и неформальных, нигде не зафиксированных реальных отношений между людьми. В ходе совместной работы происходит стихийное  распределение авторитета и уважения друг к другу, которое имеет существенное значение с точки зрения эффективности  организации. Если формальная и неформальная структура правоохранительного  подразделения находятся в состоянии  совпадения (идентификации), то в нем  складывается более или менее  благоприятная обстановка в межличностных  отношениях. В случае же несовпадения или открытого конфликта между  этими структурами эффективная  деятельность организации может  быть полностью блокирована.

Когда между участниками деловой  встречи отсутствует элементарное взаимопонимание, конфликтная ситуация может возникнуть совершенно неожиданно, даже без причин. Как показывает анализ конфликтов такого рода, конфликтные  стороны обычно не делают даже слабых попыток, чтобы понять мотивы и интересы противоположной стороны. А на самом  деле эти мотивы часто бывают не так уж плохи, хотя мы невольно пытаемся представить их в негативном свете  своей озлобленности. Часто из-за недостатка информации мы склонны представлять весьма доброжелательные мотивы как  высокомерные амбиции, забывая, что  нет ничего более обманчивого, чем  мнимая очевидность. Поэтому для  достижения взаимопонимания следует поставить себя на место своего взволнованного собеседника, а любое его действие, которое мы расцениваем как конфликт, всесторонне осмыслить и понять, а также выяснить, в чем все-таки дело. При этом нужно стараться сохранять хладнокровно и не выражать поспешно своих негативных эмоций.

Итак, защитное поведение является сложным и неоднозначным феноменом, который изучался такими зарубежными и отечественными специалистами - психологами на протяжении истории психологии.

Психологическая защита является одним из сложнейших явлений в  психологии. Этому подтверждение  и наличие достаточно большого количества определений термина и методов  классификации, которые предлагают психологи.

В целом сущностью и  главной функцией механизмов психологической  защиты можно считать охрану сознания личности от переживаний и психологического дискомфорта.

Изучение механизмов психологической  защиты является важным и актуальным для психологической науки, т.к. благодаря  этому можно изучить способы  борьбы с внешними и внутренними  конфликтами.

Список использованной литературы

1.Буданов А.В. Педагогика личной  профессиональной безопасности  сотрудников ОВД. – М., 1997.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 551 с.

3.Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «Тетра Системс», 2001. – 464 с.

4.Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. 3-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – 318 с.

5.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 224 с.

6.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. – 320 с.

7.Дмитриев  А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 320 с.

         8. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 2009. - № 4.

9. Дмитриев А. А., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. - М., 1993.


Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе сотрудников ОВД. Конфликты в служебных коллективах