Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель: на основе анализа литературы по теме исследования, показать необходимость социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Выявить сущность исследуемого понятия «адаптация» в результате изучения педагогической и методической литературы.
2. Рассмотреть различные виды деятельности педагога деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников.
3. Изучить возможность использования деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы.
4. Провести диагностику адаптации первоклассников на конкретном классе.
5. Составить рекомендации педагогу и родителям детей с низкой и средней адаптацией.
Введение
Актуальность темы исследования
Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного, находишься в постоянном напряжении. Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии. Вследствие чего у детей нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Появляются состояние тревоги, капризы, проявляются более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. Он поступает в первый класс, поэтому адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако, из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе, из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период. Процесс адаптации детей в современной школе остаётся не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным. Поэтому, проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.
Проблема адаптации
Проблема: Каковы особенности адаптации первоклассников к школе?
Цель: на основе анализа литературы по теме исследования, показать необходимость социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что социально – педагогическая деятельность в процессе обучения первоклассников, является условием, способствующим школьной адаптации.
Задачи:
1. Выявить сущность исследуемого
понятия «адаптация» в
2. Рассмотреть различные
виды деятельности педагога
3. Изучить возможность
использования деятельности
4. Провести диагностику адаптации первоклассников на конкретном классе.
5. Составить рекомендации педагогу и родителям детей с низкой и средней адаптацией.
Методологическая основа: Дубровина И. В., Варламова А. Я., Гуткина Н. И., Зеленова М. Б., Платонова А. А., Эльконин Д. Б., Венгер А. Л., Обухова Л. Ф., Битянова М. Р., Бугаева Н. Н.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, аналогия, моделирование, прогнозирование, идеализация.
Эмпирические: изучение литературы и источников, анализ диагностик, психологическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, обобщение опыта.
Теоретическая значимость: определение понятия «адаптация», а также изучение направлений деятельности педагога – психолога.
Практическая значимость: диагностирование первоклассников по адаптации в школе, составтение рекомендаций по адаптации детей с низким и средним уровнем для педагога и родителей.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ с. Архангельское.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Глава 1. Теоретические основы школьной адаптации как психолого – педагогической проблемы
1.1 Сущность адаптации
Начало обучения в школе
– один из наиболее сложных и
ответственных моментов в жизни
детей, как в социально –
Поступив в школу, ребенок
становится школьником далеко не сразу.
Это становление, вхождение в
школьную жизнь, происходит на протяжении
начальной школы, и сочетание
черт дошкольного детства с
Адаптация – это:
1. Приспособление строения
и функций организма, его
2. Приспособление органов
чувств к особенностям
Социальная адаптация
является одним из видов адаптации,
под которой понимается постоянный
процесс интеграции индивида в общество,
процесс активного
В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку.
Приступая к какой-то деятельности,
человек адаптируется к новым
условиям, постепенно привыкает к
ним. В этом ему помогает накопленный
опыт, который с возрастом
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально - волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [5, c. 65 - 66].
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.
Режим школьных занятий требует
гораздо более высокого, чем в
дошкольном детстве, уровня произвольности
поведения. Необходимость налаживать
и поддерживать взаимоотношения
с педагогами и сверстниками в
ходе совместной деятельности требует
развитых навыков общения. В этой
связи особую важность приобретает
готовность к школьному обучению,
которая должна быть сформирована у
старших дошкольников. Дети, имеющие
достаточный опыт общения, с развитой
речью, сформированными
Часто в более выигрышных
условиях оказываются дети, посещавшие
детский сад, поскольку там элементы
готовности к школьному обучению
целенаправленно формируются
В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).
В большинстве работ
Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.
Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др.). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская) [4, c. 23].
Известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Особо отметим понятие "дезадаптация", которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости (Э.М. Александровская, Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.).
Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами.
Поступление в школу вносит
большие перемены в жизнь ребенка.
Период адаптации к школе является
очень сложным для
Конечно, не у всех детей
адаптация к школе протекает
с подобными отклонениями, но есть
первоклассники, у которых этот процесс
сильно затягивается. Такие дети часто
и подолгу болеют, причем болезни
носят психосоматический
Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация организма
к новым условиям жизни и
деятельности, к физическим и
интеллектуальным нагрузкам. В
данном случае уровень
2. Адаптация к новым
социальным отношениям и
3. Адаптация к новым
условиям познавательной