Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования города
Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ» САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ.
Социально-психологический
тренинг межличностного общения
Работа: Вдовиной Анастасии
психолого-педагогический
факультет, 1 курс
Преподаватель: Терновский И.М.
Содержание
Введение
1. Понятие
социально-психологического тренинга
2. Исторические
аспекты развития СПТ
3. Организационные
особенности СПТ межличностного
общения
4. Методы
и модели проведения СПТ межличностного
общения
Заключение
Введение
Современное общество
не стоит на месте, а постоянно
развивается, и отношения между
людьми в социуме стремятся выйти
на новый, более высокий уровень
коммуникаций. К тому же в последние годы в связи с резким
обострением политических, социальных,
экономических и других противоречий
все больше внимания уделяется проблемам
человека, изучению его индивидуальных
особенностей и возможностей, исследованию
потенциалов межличностного и межгруппового
общения. Наиболее эффективным методом
обучения человека взаимодействию в социуме
является работа в группе, организованная
в виде социально-психологического тренинга,
который обеспечивает познавательную
активность человека в овладении необходимыми
практическими социально-психологическими
знаниями и коммуникационными умениями.
В отличие от других форм работы в группе
социально-психологический тренинг межличностного
общения обладает рядом преимуществ: позволяет
выделить разные аспекты взаимодействия;
дает возможность научиться слушать и
слышать, выражать мысли; помогает понять,
что влияет на исход беседы, что мешает
общению. Тренинг общения может быть полезен
для родителей и детей, которым очень сложно
взаимодействовать между собой в силу
разных установок и опыта; для студентов,
так как он позволяет повысить личную
эффективность и преодолеть страхи при
контактах с незнакомыми людьми; для различных
специалистов, которым грамотное общение
с любым человеком помогает достигать
высоких результатов в профессиональной
деятельности.Тренинг межличностного
общения актуален для многих людей вне
зависимости от их должности, статуса
и положения в обществе, потому что именно
от грамотного умения ориентироваться
в ситуации зависит успех в любом деле,
любой работе. Если вы знаете способы установления
контакта, владеете техниками ведения
эффективной беседы и соблюдаете её последовательность вам легче
достичь взаимопонимания не только с человеком,
но и с группой, коллективом, обществом.
1. Понятие
социально-психологического тренинга
Тренинг сегодня
все больше проникает в различные
области социальной практики. Его
диагностические, обучающие и развивающие
возможности привлекают внимание управленческого
персонала и специалистов кадровых
служб, политических лидеров и менеджеров
предприятий, психологов и педагогов,
психотерапевтов и предпринимателей.
Тренинг (от английского train,
training – подготовка и воспитание лошадей)
имеет ряд значений: воспитание, обучение,
подготовка, тренировка. Наиболее общее
определение группового психологического
тренинга предложено Ю.Н. Емельяновым,
в представление которых тренинг – это
многофункциональный метод преднамеренных
изменений психологических феноменов
человека, группы и организации с целью
гармонизации профессионального и личностного
бытия человека. Этого понятия также придерживаются
Н. Ю. Хрящева и С. И. Макшанов. Используя
же научные труды Петровской Л.А., положившей
начало социально-психологического направления
в отечественной психологии, тренинг необходимо
рассматривать, как «средство психологического
воздействия, направленное на развитие
знаний, социальных установок, умения
и опыта в области межличностного общения».
Разобщенность в определении тренинга
приводит к возникновению разнообразия
видов и методических приемов тренинга:
дискуссии, ролевые игры, психодрама и
ее модификации, способы обратной связи,
психогимнастические упражнения, – что
требует анализа и обобщения. Те виды тренинга,
в которых объектом воздействия являются
качества, свойства, умения, способности
и установки, проявляющиеся в общении,
по сложившейся в отечественной психологии
традиции обозначаются термином социально-психологический
тренинг. Это понятие ввел М. Форверг. Основная
цель социально-психологического тренинга
(СПТ) – повышение компетентности в общении.
Она может быть конкретизирована в ряде
задач с различной формулировкой, но обязательно
связанных с приобретением знаний; формированием
умений, навыков, установок, определяющих
поведение в общении; развитием перцептивных
способностей человека; коррекцией и развитием
системы отношений личности, поскольку
личностное своеобразие является тем
фоном, который придает характерный индивидуальный
оттенок любым действиям человека, всем
его вербальным и невербальным проявлениям.
Задачи отражают основную составляющую
деятельности профессионального коммуникатора,
ее психологический коммуникативный аспект.
Атмосфера психологической безопасности
и комфорта, создающаяся в ходе тренинга,
позволяет участникам проявить набор
поведенческих эмоциональных стереотипов
и, получив обратную связь на свое поведение,
осознать вероятные ошибки во взаимодействии
с другими людьми, возможности других,
более продуктивных подходов к общению,
приобрести новые навыки взаимодействия.
Каждый тренинг в той или иной мере решает
все перечисленные задачи, и эта мера зависит
не только от тренинга, но и от мотивации,
целей, личных проблем участников группы.
Анализ научных публикаций по данной проблеме
позволяет выделить несколько основных
направлений развития социально-психологического
тренинга:
а) поведенческий, ориентированный
на развитие специальных умений (коммуникативных,
умения разрешать межличностные
конфликты и т. д.);
б) личностно-развивающийся,
направленный на изменение личности
обучаемого с помощью преобразующего
воздействия тренинговой группы
и личности руководителя;
в) ситуационно-аналитический,
ориентированный на углубление опыта
анализа ситуаций общения (имеется
ввиду повышение адекватности самоанализа,
изучение партнера по общению, групповой
ситуации в целом).
В настоящее время психологическими
школами выделены также основные
подходы развития группового психологического
тренинга. Одним из них является гуманистическое
направление. Главным предметом гуманистической
психологии является личность и ее уникальность,
переживание человеком мира и осознание
своего места в нем. В основу теории заложено
предположение, что человек имеет врожденную
способность достигать полного раскрытия
своего духовного потенциала, решать все
свои личностные проблемы, если он находится
в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической
атмосфере. Особенность классического
гуманистического направления – максимально
недиректированный стиль управления группой,
побуждающий участников проявлять активность
и принимать на себя ответственность за
происходящее. Нередко подобный стиль
приводит к возникновению в группе, на
начальных этапах работы, ситуации фрустрации
и проявлению негативных эмоций. Это позволяет
вскрыть многие проблемы участников, которые
в дальнейшем перерабатываются группой.
Следующее направление представляет собой
гештальт-модель. В гештальт–терапии
важное место отводится процессу саморегуляции
организма, приводящему к формированию
целостного психического образования,
некой специфической организации частей,
называемой гештальтом. Центральный момент
теории – все совершается здесь и сейчас.
Целью группового процесса является расширение
сферы сознания каждым участником себя,
своих индивидуальных особенностей, осознание
самоидентичности и совершенства, принятие
личной ответственности за происходящее
с ним. В том числе в качестве основного
подхода рассматривают психодраму. Психодрама
как метод групповой работы, определяет
разыгрывание участниками определенных
ролей в моделируемых жизненных ситуациях,
имеющих для них личностный смысл. Результативность
данного метода во многом основывается
на целительном эффекте группового взаимодействия.
Жизнь в психодраматической группе формируется
как специфическая реальность, в которой
участники могут экспериментировать с
разными жизненными ситуациями, ролями
и формами поведения. Данный метод предоставляет
участникам возможность «выпустить» те
чувства, которые, возможно, годами сдерживались
человеком внутри себя. Многими психологами
и психотерапевтами также используется
трансактная модель. В основе этого направления
лежит концепция Э. Берна о различных состояниях
«Я», которые он назвал «Родитель», «Взрослый»,
«Ребенок». Согласно этой концепции в
каждый момент времени индивид существует
в одном из этих состояний. Оно определяет,
каким образом человек думает, чувствует
и ведет себя. Соответственно его взаимодействие
с другими людьми, как и интерпретация
этого взаимодействия, происходит по-разному.
Центральным моментом концепции является
положение о том, что многие сформированные
ранее жизненные сценарии могут быть «переписаны»
в более конструктивном варианте. Задача
заключается в их распознании, вскрытии
и переформировании. Не последнее место
в развитии группового тренинга занимают
бихевиорально-ориентированные группы,
которые не ставят перед собой глобальных
задач развития личности или реализации
человеческого потенциала. Обычно эти
занятия называют тренингом жизненных
умений. Их задача – обучить участников
справляться с конкретными проблемами
и выработать умение приспосабливаться
к определенным жизненным обстоятельствам.
Согласно постулатом бихевиоризма, в упрощенной
форме – весь опыт человек получает посредством
научения. Соответственно для исправления
нежелательного поведения необходимо
переучить его, выработав более эффективное
поведение или боле адаптивные реакции.
Одной из типичных методик, напрямую связанных
с бихевиоризмом, является репетиция желаемого
поведения. В настоящее время активно
развивается и когнитивно-поведенческая
модель психологического тренинга. В данной
модели поведение человека рассматривается
в неразрывной связи с его пониманием
и интерпретацией данного поведения. Человек
не просто совершает поступки, он, так
или иначе, объясняет себе причины данных
поступков или «отсутствие» данных причин.
Именно это объяснение, которое во многом
детерминировано самовосприятием человека,
его представление о том, как его воспринимают
окружающие, а также его интерпретацией
прошлого опыта и имеющихся у него желаний
и потребностей – во многом определяют
его поступки. Человек потенциально не
желает себе зла, и в его интерпретациях
собственного поведения и эмоционального
реагирования можно обнаружить многочисленные
психологические защиты, им не осознаваемые,
но направленные на личностное самосохранение.
Следовательно, трудности и противоречия,
которые объективно отталкивают сегодня
людей друг от друга, создают атмосферу
страха, вызывают ощущение «одиночества
среди толпы», зачастую рождают чувство
неуверенности, замешательства, бессилия.
Но опыт, приобретенный в учебно-тренировочных
группах, создает определенный социально-психологический
«иммунитет», помогающий решать сложные
проблемы, возникающие в межличностном
общении практически у каждого человека.
Умения и навыки, которые формируются
в искусственно созданной социально-психологической
среде, помогают эффективно осваивать
сложности реального мира межличностных
отношений.
2. Исторические аспекты
развития СПТ
Начало изучению
групповых методов, их функций и
механизмов на рубеже XIX и XX веков положили
социологи Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.
Результаты их исследований в той
или иной форме использовались в
групповой психотерапии, хотя психологические
механизмы и особенности функционирования
групп здоровых людей и психотерапевтических
групп не идентичны. Собственно термин
«тренинг» возник все же не в клинической
психотерапии, а в практической работе
со здоровыми людьми и вплоть до
настоящего времени и используется
многими психологами в сочетании
с прилагательным «социально-психологический».
Тем не менее, современное понимание
тренинга включает в себя многие традиционные
методы групповой психотерапии и
психокоррекции, что вынуждает искать
его истоки в разнообразных направлениях
клинической психотерапии в группах.
Хотя сам Зигмунд Фрейд никогда
даже не пытался проводить групповую
психотерапию, целый ряд его последователей
активно использовали психоаналитическое
лечение в группах. В первую очередь,
это был А. Адлер, который придавал
большое значение социальному контексту
развития личности и формирования ее
ценностей и жизненных целей:
именно группа, по его мнению, оказывает
воздействие на цели и ценности и
помогает их модифицировать. Адлер
создал центры групповых занятий, ориентированных
на лечение представителей пролетариата
– больных алкоголизмом, неврозами,
людей с сексуальными нарушениями.
Он организовал детские терапевтические
группы, в которых применялись
методы общей дискуссии и обсуждения
проблем с участием родителей. Психотерапевтами,
использовавшими психоанализ в группе,
были Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу, А.
Вольф и другие. В американской психотерапии
психоаналитики активно применяли групповые
методы в частной медицинской практике
в отличие от своих европейских коллег,
вынужденных обратиться к групповой психотерапии
только во время второй мировой войны
ввиду необходимости лечения большого
количества пациентов с психическими
нарушениями. Большое значение для групповой
психотерапии и групп тренинга имели идеи
школы Курта Левина: именно они лежали
в основе концепции лабораторного тренинга
в США. Первые тренинговые группы, направленные
на повышение компетентности в общении
получили название T-гpyпп. Идея, положенная
в основу этого начинания, заключалась
в следующем. Почти все люди живут и работают
в группах, но при этом человек чаще всего
не отдает себе отчета в том, как именно
он участвует в этих группах, каким его
видят другие люди, какие реакции вызывает
у них его поведение. К. Левин утверждал,
что большинство эффективных изменений
в установках и поведении людей происходят
в групповом, а не в индивидуальном контексте;
следовательно, для того чтобы обнаружить
и изменить свои установки, выработать
новые формы поведения, человек должен
преодолеть свою аутентичность и научиться
видеть себя глазами других. Т-группа определялась
как собрание гетерогенных индивидов,
встретившихся с целью исследовать межличностные
отношения и групповую динамику, которую
они сами порождают своим взаимодействием.
Успешная работа учеников К. Левина в мастерской
межгрупповых отношений привела к созданию
в США Национальной лаборатории тренинга,
где была сформирована группа тренинга
базовых умений. Впоследствии результаты
ее деятельности учитывались в практике
Т-групп. Говоря об истории групповых методов
в психотерапии и психологии, нельзя не
вспомнить о Джекобе Морено, создавшем
психодраму, организовавшем первую профессиональную
ассоциацию групповых психотерапевтов,
основавшем первый профессиональный журнал
по групповой психотерапии. Многие последователи
Морено считают его отцом групповой психотерапии,
хотя групповые методы лечения психических
расстройств возникли задолго до него.
Несколько позже началось развитие групповой
работы в России. Но, несмотря на то, что
в развитии конкретных тренинговых методов
российские психологи-практики шли по
стопам западных коллег, в целом, групповая
психологическая работа имеет в России
собственные глубокие традиции. К тому
же в нашей стране еще в 20-30-е годы изучались
и внедрялись в практику методы профотбора
и профконсультаций, психологической
рационализации профессионального образования,
создавались специальные тренажеры и
разрабатывались приемы психологического
воздействия на группу. Практически в
это же время были созданы первые деловые
игры, ставшие впоследствии составными
элементами многих тренингов. Другим направлением,
реализовывавшим групповые методы в социальной
практике, выступила педология, разрабатывающая
методы и приемы развития школьных коллективов
в соответствии с целями коммунистического
воспитания. Многие воспитательные системы
тех лет имеют примеры психотехнологий,
оказавшихся позже востребованными в
психологических тренингах. Яркой иллюстрацией
служит ряд методик, применявшихся в групповой
работе с беспризорниками А. С. Макаренко.
Еще одной из наиболее привлекательных
концепций в то время являлся фрейдизм.
Отечественные психологи пытались применять
групповые методы, творчески используя
психоаналитические идеи в работе с детьми.
Однако и педология, и работа в рамках
концепции Фрейда не сумели получить своего
развития в отечественной науке в связи
с фактическим запретом властей и гонениями
на ученых и практиков. Долгие годы психология
в России была лишена возможности изучать
и развивать методы групповой работы с
целью психологической помощи.
3. Организационные особенности СПТ межличностного
общения
Социально-психологический
тренинг общения – это вид
социально-психологических тренингов,
связанный с развитием в процессе
групповой работы знаний, навыков, умений
и установок, определяющих поведение
в общении, коммуникативной компетентности
и способностей человека. Под тренинговыми
группами обычно понимаются все специально
созданные малые группы, участники которых
при содействии ведущего психолога включаются
в своеобразный опыт интенсивного общения
и взаимодействия, ориентированный на
решение разнообразных психологических
проблем участников, их самосовершенствование,
а также на развитие группы и решение общегрупповых
проблем.
Для эффективного
функционирования группы социально-психологического
тренинга руководителю, организующему
занятия, необходимо предварительно продумать
цели и задачи СПТ. Основной целью группы,
по мнению большинства психологов, занимающихся
теоретическими и практическими вопросами
тренинга, является развитие социально-психологической
компетентности личности, т.е. способности
индивида эффективно взаимодействовать
с окружающими его людьми. Но есть еще
две сопутствующие цели: развитие активной
социально-психологической позиции участника
тренинга, т.е. способности человека производить
общественно значимые преобразования
в сфере межличностных отношений; повышение
психологической культуры как существенного
аспекта всестороннего развития личности.
Общие цели социально-психологического
обучения конкретизируются в следующих
психолого-педагогических задачах:
- Приобретение психологических знаний о личности человека, процессе взаимодействия людей и приемах эффективного общения.
- Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащении тактики и техники общения.
- Коррекция коммуникативных установок: партнерство – взаимодействие с позиции силы; искренность – манипуляция; вовлеченность – избегание общения; настойчивость – соглашательство. Благодаря этой задаче вырабатываются собственные стратегии общения.
- Развитие способности адекватного и полного познания себя и других ситуации общения, осознание целостности своего социально-психологического бытия среди людей
- Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, развитие личностных экзистенциальных проблем.
- Чувственное познание динамических феноменов группы и осознание своей причастности к межличностным ситуациям.