Социальные конфликты в молодежной среде в условиях экономического кризиса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:59, реферат
Краткое описание
Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт.
Этика
природы должна формировать
в людях стремление
к гармонии с окружающей
средой. История доказала,
что утверждение
И. Мичурина: «Нам нельзя
ждать милостей от
природы. Наша задача
состоит в том, чтобы
взять их» - в сущности
своей абсурдна и губительна.
Идеология «покорения
природы» должна отойти
в небытие. Люди должны
как можно быстрее научиться
строить свою жизнь
таким образом, чтобы
сохранить для будущих
поколений, как минимум,
не худшие, чем ныне,
природные условия,
а по возможности улучшить
их.
Этика
развития, проистекающая
из возрастающего
разрыва между
богатыми и бедными
странами и людьми,
должна способствовать
сокращению этого
разрыва до оправданных
пределов за счет осознания
того непреложного факта,
что рано или поздно
растущее социальное
напряжение между людьми
внутри отдельных, в
том числе богатых, стран,
а также между богатыми
и бедными странами
приведет к социальным
революциям, вооруженным
конфликтам и войнам,
в огне которых сгорит
все и вся.
Этика
богатства как
противопоставление
финансовым спекуляциям,
в результате которых
за счет разорения
сотен тысяч фирм,
целых стран и
регионов, несчастий
и слез миллиардов
людей отдельные
группы людей наживают
в одночасье миллиарды
долларов, не произведя
ни единицы продукции,
должна сделать недопустимым
и невозможным паразитический
образ жизни.
Этика
образов, выделяемая
из-за ставшей чрезмерной
власти СМИ, должна поставить
преграды на пути пропаганды
жестокости и насилия,
порнографии и низкопробной
культуры.
Этика
солидарности, продиктованная
тем фактом, что
размерность проблем,
перед которыми оказалось
человечество, требует
кооперации усилий всех
стран и миллиардов
людей, должна содействовать
тому, чтобы воспитать
в людях терпимость,
заменить формировавшуюся
тысячелетиями культуру
войны культурой мира.
Чтобы
предупредить мировую
катастрофу, все эти
идеи, и вывод о
реальности мировой
катастрофы, должны
быть осознаны.
Одна
из основных причин
в том, что когда
задумываешься о
том, насколько реально
воплощение этих идей
в жизнь, то неизбежно
приходишь к мысли об
их утопичности. И в
то же время ясно, что
у них нет альтернативы. Необходимо
понять происходящее
и выбрать те пути, которые
должны выбрать, а не
те, которыми (более
легкими и знакомыми)
нам хотелось бы идти.
Ясно и то, что осознание
всех названных проблем,
а тем более их решение -
дело чрезвычайно сложное,
что это глобальная
и потому долговременная
задача, обращенная
прежде всего к нынешним
детям и нынешней молодежи,
к будущим поколениям.
Что это задача требует
титанических усилий
всех, кто занят просвещением,
обучением, воспитанием,
научными исследованиями.
Сегодня
не только социально-экономические
условия и вся
атмосфера жизни,
но также телевидение
буквально толкают
молодых людей на
путь жестокости и насилия.
Если бы ничего больше
не делать, а только
упорядочить телепрограммы
некоторых телеканалов,
предельно ограничив
демонстрацию телеужасов,
насилия и жестокости,
извергающихся в юные
души и умы с телеэкранов,
то уже это было бы большим
делом.
В
программы школ и
вузов надо включить
хотя бы небольшие
курсы по глобалистике.
Сегодня все, кто
действует в сфере
социального управления
и политики, принимает
решения, должны знать
о тех вызовах
и угрозах, перед
которыми стоит человечество
и наша страна; как говорится,
порами чувствовать
единство и неделимость
мира, взаимосвязь и
взаимозависимость
регионов, государств,
народов и наций. Невежество
и этой области - одна
из угроз, без устранения
которой глобальных
проблем не решить.
Сегодня
все, кто принимает политические
и социально-управленческие
решения, должны иметь
хотя бы минимум знаний
по конфликтологии.
Знать, в частности,
что конфликт - не патология
общественной жизни,
а способ существования
социума. Что мечтать
о бесконфликтном развитии -
вредная утопия. Что
конфликт имеет и созидательное
начало. Что дело, в конце
концов, не столько в
конфликте, сколько
в культуре, цивилизованности
его разрешения и т.п.
Можно говорить о понижении
или повышении уровня
конфликтности. Здесь
есть как объективные,
так и субъективные
стороны. В России, например,
многие конфликты спровоцированы
властью. В этом смысле
они противоестественны,
искусственны.
Но
и объективно мир
становится все более
конфликтным. Надо учиться
жить в условиях повышенной
и растущей конфликтности
государств, народов,
наций, социальных групп,
организаций и индивидов.
Если не говорить о политике,
то способ разрешения
этой проблемы тут может
быть только один - образование,
т.е. обучение и воспитание.
Люди должны знать, что
такое конфликт и как
его преодолевать, а
также иметь для этого
необходимые качества
ума, мышления, характера:
умеренность, сдержанность,
осторожность, терпимость
и т.д.
Надо
развернуть также
работу по распространению
среди молодежи идей
демократии и воспитанию
ее в духе демократии.
То,
что наблюдается
в России - это
не демократия, если
говорить о демократии
как результате и
состоянии. Люди, которые
якобы олицетворяют
и творят российскую
демократию, вовсе
не демократы. И это
нанесло огромный
урон идее демократии
в глазах народа,
в том числе молодых
людей. Но это не меняет
положения вещей. В частности,
того, что демократия
отвечает природе человека.
Того, что (как доказано
историей, в том числе
современной) демократия
является политическим
строем, дающим наибольшие
шансы достичь мира
и справедливости. Того,
что демократия -- это
не столько результат,
сколько процесс демократизации,
растянутый во времени
и (если говорить о России)
весьма надолго. Всегда
существует разрыв между
тем, что должно и могло
быть, и тем, что достигнуто.
И так далее. Иначе говоря,
у нас нет решающих причин,
по которым Россия должна
отказаться от идей
демократии и демократизации.
Надо
учесть, что молодым
досталось недемократическое
наследство. Что ни
в одной стране
мира, и ни в какую
эпоху демократизация
не предшествовала экономической
реформе. Демократия
строится на экономике.
Не может быть удовлетворительной,
развитой и современной
демократии в голодной
стране. Голод и нищета -
это повод к воровству,
грабежам и убийству.
Тут нужна уже не демократия,
а «сильная рука», т.е.
авторитаризм. И уж затем
реформирование экономики.
Реформы должны идти
не синхронно, а асинхронно:
сначала - сдвиги в сознании,
затем - перемены в экономике,
и потом - перестройка
и развитие политических
институтов, в т.ч. демократизация.
Так должно было быть
с самого начала и происходить
на протяжении всех
реформ. В реальности
это крайне сложный
и трудно регулируемый
процесс, но только при
этом условии он мог
быть эффективным.
С
молодежью об этом
надо говорить. Она
должна иметь возможность
получить хотя бы вербальное
знание о природе и сущности
демократии. Ее надо
воспитывать в духе
демократии и т.д.
3.2 Проблема
социального неравенства
в молодежной среде
Совершенно
очевидно, что проблема
бедной и богатой
молодежи появилась
не сейчас.
Она
существовала давно,
но не приобретала
столь выраженного
очертания, которое
имеет место на
стыке тысячелетий.
Каждая
из этих групп (назовем
их «бедная» молодежь
и «богатая» молодежь),
кроме ряда трудностей,
возникающих внутри
самой группы, вступает
в конфликт между
собой, выставляя положение,
в которой она оказалась,
более худшим и достойным
сожаления.
В
условиях социально-экономического
кризиса современной
России в исключительно
сложной ситуации
оказались многие
юноши и девушки.
Процесс
ускоренного социального
расслоения охватывает
российское общество
неравномерно.
Верхние
слои (до 8% населения)
все резче отдаляются
от массовых слоев, концентрируя
в своих руках
экономическую и
политическую власть
См: Кризис увеличит
социальное неравенство //
Вопросы социального
обеспечения.- 2008 .- N 21 .-
С. 29 ..
По
такой же схеме
происходит усиление
различий жизненных
позиций молодежи,
наследующей определенный
социальный статус.
Определенное
поведение, диктуемое
занимаемым социальным
положением, статус
родителей и сложившийся
круг друзей и знакомых
порождает различные
точки зрения молодых
людей разного социального
положения на те или
иные вопросы.
Разные
ценности, совершенно
противоположные
идеалы и стремления
отличают «бедную» и
«богатую» молодежь.
Объективные
данные по социально-экономическому
расслоению в молодежной
среде получить сложнее,
чем в отношении взрослого
населения: кроме обычных
трудностей, связанных
с неясностью социальной
статистики, неопределенностью
истинной картины доходов
в силу широчайшей практики
нефиксированных подработок,
здесь возникает проблема
самостоятельности
молодого человека.
Становится
проблемой, что брать
за основу расчетов -
собственные доходы
или доходы родительской
семьи, с которой
у молодых людей
сохраняются длительные
связи материального
характера даже при
раздельном проживании.
Столь
же неопределенна
в молодежной среде
фиксация данного
показателя по субъективным
оценкам само отнесенности
к «богатым», «бедным»
и т.п.: молодой
человек часто
не в полном объеме
представляет себе реальные
доходы и расходы родительской
семьи.
Особую
сложность составляет
усугубление социальных
различий по территориям.
Молодежные проблемы
по-разному проявляются
в столице, областном
центре, малом городе
и на селе, в разных
регионах России.
Подрастающее
поколение, студенчество (как
наиболее яркая его
часть) уже четко сформировало
свое мнение в области
основных принципов
организации хозяйственной
жизни.
Студенческие
экзамены открывают
путь в университет
или другое высшее
учебное заведение,
а начало обучения
для большинства
молодых людей знаменуется
долгожданным побегом
из дома, даже если университет
или другое учебное
заведение расположен
в том же городе, где
живут их родители. И
даже если у родителей
нет проблем с жилплощадью
и пр.
Многие
выезжают в общежитие,
кто-то снимает квартиру,
а некоторые, объединившись
в небольшую компанию,
снимают большую квартиру.
Но каждый непременно
желает иметь отдельную
комнату.
Это
же правило распространяется
и на общежитие, где
комнаты одноместные.
Есть и счастливчики,
которым родители
покупают квартиры.
Сейчас осталось совсем
мало студентов, способных
прожить на свою стипендию.
Остальные вынуждены
искать работу или просить
деньги на жизнь у родителей.
Практически
каждый второй студент (в
эту категорию
попадают именно «бедные»
студенты) ищет себе
работу Сивцева А. П.
Социальная работа в
кризисной ситуации //
Социальная работа. - 2008 .- N 5 .-
С. 45.. Сделать это нелегко,
так как желающих достаточно
много, и молодые люди
берутся за любую работу,
например, за уборку
помещений. Можно найти
работу продавца в круглосуточном
киоске или обслуживать
клиентов на бензоколонке.
Круг
предлагаемых работ
не так уж и велик.
Но оказавшись в положении
самостоятельного и
независимого человека,
студент начинает
привыкать ко взрослой
жизни. И у молодежи,
недостаточно обеспеченной,
процесс происходит
намного быстрее, чем
у молодых людей, имеющих
возможность брать деньги
у родителей и не думать
о завтрашнем дне.
«Бедная»
молодежь через какое-то
время может заработать
себе на жизнь.
Естественно,
это не такие уж и
большие суммы, но минимумом
можно себя обеспечить.
Но некоторые все же
жалуются. Это связано
с тем, что жизнь постоянно
усложняется, и наши
потребности растут.
Все становится и привлекательнее,
и дороже - одежда, мебель,
бытовая техника и т.д.
Многие молодые люди
имеют диктофоны, магнитофоны,
компьютеры и красивую
одежду. У других молодых
людей ситуация сложнее.
Отсутствие
связи между уровнем
образования и
размером доходов
молодежи уже давно
и четко усвоилось.
Высшее
образование дает
более широкий
выбор видов деятельности,
развивает способность
приспосабливаться
к жизни.
Однако
тут же возникает
проблема невостребованности
достаточно высокого
трудового потенциала
современного молодого
поколения.
Каждый
третий безработный -
молодой человек
в возрасте до 30 лет.
Несмотря на некоторую
стабилизацию молодежной
безработицы в последние
два года, она остается
значимым фактором социального
исключения большой
группы молодых людей.
Если
в экономически более
развитых обществах
проблема труда наиболее
остро встает для
низкоквалифицированных
рабочих, то в России
с нею сталкиваются
образованные, дипломированные
специалисты.
Как
неизбежное следствие
этих процессов, происходит
духовная и профессионально-квалификационная
деградация части
молодежи как субъекта
труда, выраженная в
депрофессионализации,
а также изменение, извращение
отчужденной функции
в формах девиации. Ее
ярким примером служит
криминальный бизнес.
Налицо
явный конфликт между
интересами молодежи
и реальными возможностями
социальной мобильности.
Как
известно, снижение
статуса в одной из сфер
часто провоцирует нисходящую
мобильность в других
сферах. Поэтому нет
уверенности, что рост
непривилегированных
слоев не приведет к
укреплению андеркласса
как постоянного источника
социальной нестабильности.
Молодые
люди, которым «повезло»,
образуют пусть небольшую,
но по- настоящему процветающую
группу. Это, как правило,
те, кто унаследовал
положение элиты, плавно
перешедшей в разряд
нового руководства,
банкиров и бизнесменов.
Они составляют около
70% «новых русских».