Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
На основе анализа психологической литературы описать социально-психологическую сущность феномена материнства и отцовства.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблемам социально-психологической сущности материнства и отцовства;
выявить социально-психологические факторы и условия формирования представлений о материнстве и отцовстве в истории культуры.
Объект исследования: содержание представлений о материнстве и отцовстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Функциональное  единство биологических и социальных факторов в жизни человека подчеркивается в работах, выполненных в русле биосоциального подхода. Историческая устойчивость института материнства и социально-культурное стимулирование рождаемости было обосновано с точки зрения социобиологической концепции «эгоистического гена» английского эволюциониста Ричарда Докинза5. Естественный отбор ставит человека в такую ситуацию, в которой женщины по биологическим причинам более ответственны за воспитание детей. В этом случае закрепление за ними роли матери и «хранительницы домашнего очага» имеет не только социальные или теологические корни, а и более глубокие — биологические. Таким образом, с точки зрения социобиологии, материнство — генетически детерминированная стратегия поведения, целью которой является максимальное распространение гена в популяции.

Другое направление  сосредоточилось на изучении «родительского вклада»: оценки ресурсных затрат родительской особи для репродуктивной успешности вида (Р. Л. Триверс, Д. Дьюсбери, Т. Клаттон, С. Элбон и др.).

Итак, для этологических  концепций характерны две тенденции: теоретические концепции («эгоистического  гена») считают материнство генетически  детерминированным, неизменным феноменом; эмпирические концепции, не отрицая  базовые биологические предпосылки  материнского поведения, ведущую роль в его генезисе отводят социальным факторам6.

В противоположность  этологическим концепциям, культурно-антропологический  подход рассматривает материнство  как культурно-детерминированный  феномен. Материнство трактуется как  одна из перспектив реализации женщины в социальном пространстве. Одна из первых поддержала данный подход французская исследовательница, писательница и выдающийся мыслитель Симона де Бовуар.

В своей работе «Второй пол» она последовательно  развивает мысль о том, что возникновение категории «особой» женской природы является спекулятивным и придумано для удобства маскулинного общества. Исследуя процессы формирования женского самосознания и женской экзистенциальной ситуации на всех этапах ее онтогенетического развития, она приводит многочисленные тому доказательства в особенностях положения женщины в социуме, гипертрофированной значимости женской телесности и акцентировании внимания на ее репродуктивном цикле, характерном для многих европейских культур. Таким образом, естественные метаморфозы в женском организме становятся непреодолимыми препятствиями на пути женщины к самоактуализации и экзистенции.

Американские  исследовательницы Дж. Ален и С. Фарейстон  делают вывод, что материнство вообще уничтожило женщину как полноценного творческого субъекта, ограничивая возможности ее развития, вынуждая отдавать приоритет своим материнским функциям и обязанностям. С. Фарейстон видит решение проблемы женской самоактуализации через освобождение ее от материнской роли благодаря новым репродуктивным технологиям.

По мнению американской исследовательницы Андрианны Рич, при существующих культурных стереотипах  тело действительно стало фактически «тюрьмой» для женщины. Преодоление  такого положения дел автор видит  в смещении акцента с детородной функции женского тела на его изначальное значение для женщины, чтобы оно перестало быть «судьбой» и стало источником ее личностного роста, что возможно благодаря характерной способности женщины «мыслить через тело». Эта способность закономерно детерминирована своеобразием психобиологической структуры женщины: «высокого уровня развития тактильного восприятия, дара пристального наблюдения, стойкости к перенесению боли, многомерного вживания в телесность, ... связи и резонанса нашей физиологии с природным порядком». Именно телесность наделяет мышление женщины целостностью всего мироощущения. Кроме того, по ее мнению, институт материнства не ограничивается рождением детей и уходом за ними, а представляет мощный культурный пласт на протяжении всей истории развития человечества. Данная посылка стала базовой для многочисленных дальнейших культурологических исследований феномена материнства, в которых можно выделить два основных направления: изучение культурной специфики материнства (выявление специфических черт и межкультурных универсалий материнства) и его исторической динамики.

Элизабет Бединтер, проследив историю материнских установок поведения и отношения к ребенку на протяжении истории Франции, установила, что материнство — эволюционирующее явление, заключив таким образом, что «материнский инстинкт — это миф»7. В процессе исторического развития происходит переоценка значимости каждой из присущих женщине социальных ролей: матери, жены и самореализирующейся личности. Несмотря на безусловную биологическую составляющую, общественные нормы и ценности оказывают значительное влияние на проявление материнского поведения и отношения.

Еще одним из ярких представителей историко-психологических  исследований в области материнско-детских  отношений считается Ллойд Де Моз. Материнство, по Л. Де Мозу, определено социально-культурными основами исторического развития человека и детерминировано личностными особенностями матери, сложившимися в определенной культуре в определенный исторический период. Эффективность материнства определяется зрелостью личности взрослого, фактически его способностью к взаимодействию с ребенком без примеси собственных бессознательных проекций8.

Широко известные  исследования, проведенные М. Мид, привели  к выводу о примате культурной составляющей над биологической в феномене материнства. Не отрицая значимости биологической обусловленности зачатия, вынашивания и кормления грудью ребенка, М. Мид подчеркивает влияние социально-культурных установок на становление материнства. Таким образом, адекватный анализ материнства невозможен без учета всех условий бытия, вовлеченных в явление материнства субъектов9.

В отдельную  группу можно выделить работы, посвященные  изучению влияния хозяйственного устройства общества (аграрное, индустриальное) на специфику и развитие содержания и структуры материнства.

Можно подчеркнуть  также и ряд работ, анализирующих  материнство на современном этапе. Среди основных новообразований  материнства современного периода  выделены: появление субъективной ценности ребенка, признание его экзистенциональных прав и независимости; расширение «аффективного пространства» в жизни родителей, которое занимает ребенок (увеличение эмоциональной значимости ребенка); появление возможности сознательного планирования рождения ребенка, реальное регулирование длительности периода детства, положения ребенка в семье и определение основных принципов ухода за ребенком со стороны государства (через законодательные нормативы).

Итак, многочисленные культурологические концепции анализируют  трансформацию материнства и  делают попытку выявления определяющих ее факторов. Материнство рассматривается как историко-культурный феномен. Ведущими факторами исторической динамики материнства являются особенности социально-экономической ситуации. Особенности исторического периода находят свое отражение в содержании аффективной и ценностной составляющих материнства. Вариативность его проявлений обусловлена филогенетической связью с культурной системой (компонентом которой оно является) и онтогенетическим разнообразием индивидуальной жизни человека.

Особое значение имеет признание в данных концепциях динамической, развивающейся природы материнства.

С середины XX века исследование материнства активно  развивалось в психоаналитическом направлении. Начали разрабатываться  теоретические концепции и методы психотерапевтической работы с родителями (на этапе беременности, родов и дальнейшего взаимодействия с ребенком), а также с самими младенцами (А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Кляйн, Д. Винникотт, С. Фанти, М. Марконе, К. Эльячефф, Ф. Дольто).

В психоанализе развитие концепций материнства  проходило по нескольким направлениям, одним из которых стала теория привязанности Дж. Боулби. В основе данной теории лежит представление  об исключительной важности межличностных  связей между матерью и ребенком. Другим направлением развития психоанализа стала теория объектных отношений, разработанная Маргарет Малер. Согласно ее взглядам, материнско-детские отношения представляют систему взаимного удовлетворения потребностей: мать отвечает на сигналы младенца, он, в свою очередь, адаптируется к ее потребностям, эмоциям и требованиям10. Огромное влияние на психоаналитические концепции развития ребенка оказала теория объектных отношений Д. В. Винникотта, которая наиболее известна благодаря авторским идеям о «достаточно хорошей матери» и «обычной преданной матери». Особенностью взглядов Д. В. Винникотта является констатация того, что мать — естественная личность, которой от природы даны все необходимые знания и умения для ухода за ребенком. Таким образом, материнство по Д. В. Винникотту — это фактически биологически детерминированное явление, проистекающее из естественной внутренней сущности женщины; таким образом, для Винникотта материнство — естественная составляющая и условие развития женской идентичности11.

Еще сильнее  эта идея выражена в работах известного английского психоаналитика Диноры Пайнз, по мнению которой устойчивая идентичность появляется у женщин лишь с наступлением собственной беременности, которая является одним из важнейших  этапов в развитии ее личности. «Материнство — это опыт трех поколений» — утверждает автор12.

Итак, в психоаналитическом направлении материнство исследуется  в контексте детско-родительского  взаимодействия, в котором матери отводится значительная роль в развитии ребенка. Вопрос о соотношении биологического и социального в феномене материнства решается двояко: с одной стороны, подчеркивается его инстинктивная природа, с другой — утверждается особая значимость раннего опыта, в том числе и в становлении материнской сферы женщины.

Еще одно направление теории социального научения рассматривает материнство как сугубо социальный феномен. Согласно данной теории, материнская забота и привязанность ребенка не заданы изначально (генетически, инстинктивно); взаимодействие матери и ребенка представляет собой взаимно вызванное стимул-реактивное поведение, трансформирующееся в процессе взаимного научения. При этом подчеркивается уникальность содержания отношений между матерью и ребенком, базирующаяся на основе имеющихся у каждого из них исходных, биологически детерминированных способов взаимодействия и взаимовлияния («поведенческая взаимозависимость»). А материнская роль в контексте данного подхода фактически сводится к совокупности поведенческих проявлений без учета его аффективной составляющей. Во многих исследованиях значительный интерес уделяется механизмам (в контексте стимул-реактивного поведения) построения отношений и формирования привязанности.

Еще один цикл исследований, важных для понимания природы  материнства, посвящен изучению материнской депривации. Й. Лангеймер и З. Матейчик выделили три основных вида депривации: сенсорную, социальную, эмоциональную (аффективную). Результатом депривированного материнства становятся, как правило, сочетанные нарушения онтогенетического развития.

Таким образом, в зарубежной психологической литературе материнство рассматривается с различных сторон: в культурологическом подходе – как феномен культуры; в этологическом направлении – как биологически закрепленное поведение; в теории социального научения – как специфический тип поведения; в психоаналитическом направлении – как проявление инстинктов либо с точки зрения материнской привязанности.  Предметом исследования выступают различные стороны материнства: его сущность как личностного феномена, связь с культурными, социальными, средовыми характеристиками, физиология и психофизиология различных фаз репродуктивного цикла женщины, роль материнства в жизни детей разного возраста. В данный момент намечается тенденция к объединению различных теоретических направлений, привлечению новых данных и объяснительных принципов.

В отечественной  психологии в последнее время  также появился ряд работ, посвященных  изучению различных сторон материнства. Существует несколько классификаций  психологических подходов к изучению феномена материнства, характерных для отечественной психологии.

Так, И. С. Кон  выделяет в качестве основных два  подхода:

•   Трактовка материнства, исходящая из рационально-экономических соображений (дети экономически полезны как работники, опора в старости, большое количество детей является гарантией прочных социальных позиций и т. п.);

•   Психологическая трактовка (потребность в детях как социально-психологическое свойство индивида)13.

Надо отметить, что данная классификация делает практически невозможным анализ собственно психологических концепций материнства.

Классификация, предложенная В. А. Рамих, разделяет  концепции материнства на две  группы: традиционные, патриархальные (рассмотрение феномена материнства  с точки зрения его природной  и биологической детерминированности) и социально — демографические (рассмотрение феномена материнства и роли женщины с точки зрения воспроизводства населения)14. Данная классификация также несколько ограниченна для полноценного анализа психологических концепций.

М. Ю. Чибисова предлагает собственную классификацию, основанием которой служит предмет исследования, в зависимости от которого можно выделить следующие направления изучения материнства в отечественной психологии:

•   Изучение детско-родительских отношений (взаимодействия матери и ребенка).

•   Изучение материнства в ситуации девиации (изучение феномена материнской депривации, девиантного материнства, изучение матерей соматически больных детей и детей с ограниченными возможностями).

•   Изучение материнства как самостоятельного психологического феномена.

Данная классификация  кажется нам наиболее полно и  логично отражающей существующие на настоящий момент психологические  концепции материнства в отечественной  науке.

В традициях  отечественной психологии и педагогики роль взрослого в психическом развитии ребенка всегда оценивалась высоко, и потому первоначально изучение материнско-детского (родительско-детского) взаимодействия подразумевало в основном изучение детского развития, а поведение и личностные особенности взрослого рассматривались лишь как фактор, позитивно или негативно влияющий на данный процесс.

Многочисленные  исследования свидетельствуют, что  в становлении материнско-детского взаимодействия центральным является материнское отношение; несмотря на то, что единого универсального определения понятия «материнское отношение» не существует, оно довольно популярно как предмет психологического исследования. Подробную концепцию отношений разработала А. Я. Варга, в работах которой затрагиваются все стороны материнско-детских взаимоотношений: когнитивная, эмоциональная и поведенческая, что определяет ее большую теоретическую и эмпирическую ценность.

Информация о работе Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры