Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить содержание социальных установок студентов о представителях этнических групп.
Задачи исследования:
Проанализировать литературные источники раскрывающие феномен социальной установки и характеристики этнических групп
Рассмотреть факторы формирования социальных установок
Выявить отношение студентов к представителям этнических групп по методике Э. Богардуса.
База проведения исследования: Челябинский филиал Московского государственного гуманитарно-экономического института.
Выборка: группа социальных педагогов второго курса в количестве 18 человек (16 девушек и 2 юношей в возрасте от 16 до 19 лет).
Краткое описание методики: Шкала социальной дистанции была разработана Э. Богардусом в 1925 г. Автор методики исходил из понимания социальной дистанции как степени принятия людьми друг друга, точнее, как установки на желаемую степень близости с представителями какого-либо народа. Максимальная социальная дистанция означает, что человек (или этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру, большинство коммуникаций в таких случаях символично и формально. Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.
В предложенном Богардусом бланке шкалы респондентам предлагается отметить тот вариант социальной дистанции с представителями определенной этнической группы, который бы их больше всего устраивал.
При разработке методики автор
руководствовался принципом кумулятивности,
иными словами, предполагал, что
выбор испытуемым утверждения, предполагающего
самую близкую форму
2.2. Анализ и
интерпретация результатов
Перед поведением методики была предложена следующая инструкция: «Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности».
Общее количество человек
принявших участие в
Таблица 1
Шкала социальной дистанции Э. Богардуса
Категория |
Национальность |
|
0 |
|
0 |
|
3 |
|
1 |
|
5 |
|
2 |
|
7 |
Числа в столбце «Национальность» обозначают количество человек выбравших ту или иную категорию. Каждому утверждению присваивается свой бал. За первое – 3 балла; второе – 2 балла; третье – 1 балл; четвертое – 0 баллов; пятое – -1 балл; шестое – -2 балла и седьмое – -3 балла. На этой основе можно рассчитать следующие показатели:
Возможная социальная приемлемость (СПв):
СПв = n / (n-1), где n - количество опрошенных людей.
Реальная социальная приемлемость (СПр):
СПр = (∑ (+) + ∑ (-)) / 3(n-1)
Если СПр положительная и равна или больше 50% от СПв, то это свидетельствует о стремлении к интеграции представителей одного этноса с другим.
Если СПр положительная, но меньше 50% от СПв, то это говорит об автономности данного этноса.
Если СПр отрицательная и равна или больше 50% от СПв, то это говорит о стремлении одного этноса обособиться от другого.
Отрицательная СПр может свидетельствовать о наличии явного или скрытого конфликта между двумя этносами.
Возможная социальная экспансивность (СЭв):
СЭв = СПв * 3 / (n-1)
Реальная социальная экспансивность (СЭр):
СЭр = (∑ (+) + ∑(-)) / n(n-1)
Если СЭр положительная и равна или больше 50% от СЭв, то это свидетельствует о глубоких позитивных чувствах, интересе представителей одного этноса к другому.
Если СЭр положительная, но меньше 50% от СЭв, речь может идти о существовании определенной напряженности в отношениях.
Если СЭр отрицательная и равна или больше 50% от СЭв, то это свидетельствует о сильной эмоциональной неприязни людей к другому этносу в целом.
После расчета этих показателей стало очевидно, что среди данной группы студентов существует стремление обособиться от выбранной нами национальности (СПр отрицательный), показатели СЭр говорят о наличии эмоциональной неприязни выборки студентов к жителям Азербайджана.
Таким образом, можно
говорить о наличии негативных
социальных установок у
Заключение
В заключение можно сказать, что проблема социальной установки является достаточно проработанной областью психологической науки, хотя до сих пор не лишенной противоречий. Разные исследователи вкладывают различный смысл в понятие «социальная установка». Также существенно отличаются подходы к принципам формирования данного феномена. В результате проведенного анализа литературных источников можно сказать, что социальная установка формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивную функцию в отношении поведения индивида, она также определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются. Социальная установка объясняет, почему в определенных ситуациях люди ведут себя тем или иным образом.
Также были рассмотрены социально
– психологические
Как уже было сказано в введении к данной работе проблематика социальных установок имеет большую значимость для социально ориентированных профессий. Наше исследование показало наличие негативных социальных установок у студентов учащихся на специальности социального педагога представителям этнических групп. В связи с этим было бы целесообразно продолжить исследование, но уже в контексте формирования толерантности.
Библиография
Информация о работе Социальные установки студентов о представителях этнических групп