Социальный интеллект и социальная компетентность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:36, реферат

Краткое описание

Благодаря данной способности происходит приспособление к условиям социальной среды (социальная адаптация). А значит, понимание межличностных отношений и управлению ими способствует эффективной профессиональной деятельности, обеспечивая карьерный рост и позитивное социальное самочувствие.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1.1. История развития представлений о социальном интеллекте.............4
Глава 1.2. Новый подход к проблеме социального интеллекта............................8
Глава 2. Содержание и структура социальной компетентности........................10
Заключение...............................................................................................................13
Список литературы.................................................................................................14

Вложенные файлы: 1 файл

соц псих.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

 решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

       Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнёрами по взаимодействию.

Основные функции социальной компетентности:

 ■ социальная ориентация личности;

 ■ адаптация в меняющихся условиях;

 ■ интеграция общесоциального и личного опыта.

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, отечественных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

1. Оперативная социальная компетентность  – знание о социальных институтах  и структурах, их представителей  в обществе; представление о функционировании  социальных групп, современной  конъюктуры, широты и требований  современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомлённость.

2. Вербальная компетентность –  уместность высказываний, учёт контекста  и подтекста высказывания, отсутствие  трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов и т. д.

3. Коммуникативная компетентность  – владение сложными коммуникативными  навыками и умениями, формирование  адекватных умений в новых  социальных структурах, знание

11

 

 культурных норм и ограничений в общении, знание общений, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии.

4. Социально-психологическая компетентность  – межличностная ориентация; представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях.

5.  Эго-компетентность – осознание  своей  национальной, половой,  сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов., понимание причин своих промахов и ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретённые в жизненном опыте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Заключение

 

Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях  своего развития проявляются в таких  существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность.

Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность как продукт этого познания.

Социальный интеллект и социальную  компетентность объединяет то, что:

 - они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен;

 - они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений;

 - они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены.

Различие состоит  в функциях, механизмах, содержательных характеристиках  и способах совершенствования. Социальная компетентность совершенствуется через научение, расширение знаний, и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально – желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.

В реальном человеческом поведении  социальный интеллект и социальная компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

 

13

Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005

2. Белинская Е.П. Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2005

3. Смирнов О.С. Социология личности: Учебное пособие. - Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2007.

4. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию.: АСАР, 2005.

Интернет-ресурс

Каталог статей по социологии в Интернете

http://socionet.ieie.nsc.ru/Files/article_sociologia/l.xml

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14


Информация о работе Социальный интеллект и социальная компетентность