М.И. Бобнева определяет наличие
особой потребности у формирующейся личности
– потребность в социальном опыте. Эта
потребность может искать выход в стихийном
поиске в виде неорганизованных, неуправляемых
поступков и действий[1] , но может быть
реализована и в специально созданных
условиях. Т.е. существуют и необходимы
для полноценного развития личности две
формы приобретения социального опыта
– и организованное социальное научение,
и стихийная практика социальных взаимодействий,
обеспечивающая спонтанное и активное
развитие личности. Т.о. важнейшей задачей
прикладной социальной психологии личности
и психологии воспитания, как замечает
исследователь, является поиск оптимальных
форм сочетания обоих видов социального
научения и выявления их специфических
закономерностей.
Надо отметить, забегая вперед,
что правомерность и значение последнего
утверждения становятся особо очевидными
в свете данного исследования. В нем наглядно
демонстрируется необходимость организации
социально-психологической работы с молодежью,
моделирование и развитие социального
интеллекта для профилактики социально-ненормативного
поведения.
Социально-психологическое
развитие личности предполагает формирование
способностей и свойств, обеспечивающих
ее социальную адекватность (на практике
выделяют адекватное поведение человека
в условиях макро- и микросоциальной среды).
Такими важнейшими способностями выступают
социальное воображение и социальный
интеллект. Под первым понимается способность
человека помещать себя в реальный социальный
контекст и намечать свою линию поведения
в соответствии с таким «воображением».
Социальный интеллект – это способность
усматривать и улавливать сложные отношения
и зависимости в социальной сфере. Бобнева
М.И. считает, что социальный интеллект
следует расценивать как особую способность
человека, формирующуюся в процессе его
деятельности в социальной сфере, в сфере
общения и социальных взаимодействий.
И принципиально важно, подчеркивает автор,
что уровень «общего» интеллектуального
развития не связан однозначно с уровнем
социального интеллекта. Высокий интеллектуальный
уровень является лишь необходимым, но
не достаточным условием собственно социального
развития личности. Он может благоприятствовать
социальному развитию, но не замещать
и не обуславливать его. Более того, высокий
интеллект может полностью обесцениваться
социальной слепотой человека, социальной
неадекватностью его поведения, его установок
и т.д.
Другой отечественный исследователь,
Ю. Н. Емельянов, изучал социальный интеллект
в рамках практической психологической
деятельности – повышение коммуникативной
компетентности индивида с помощью активного
социально-психологического обучения.
Определяя социальный интеллект, он пишет:
«Сферу возможностей субъект-субъектного
познания индивида можно назвать его социальным
интеллектом, понимая под этим устойчивую,
основанную на специфике мыслительных
процессов, аффективного реагирования
и социального опыта способность понимать
самого себя, а также других людей, их взаимоотношения
и прогнозировать межличностные события»
(Емельянов, 1985). Автор предлагает термин
«коммуникативная компетенция», схожий
с понятием социальный интеллект. Коммуникативная
компетенция формируется благодаря интериоризации
социальных контекстов. Это процесс бесконечный
и постоянный. Он имеет вектор от интер-
к интра-, от актуальных межличностных
событий к результатам осознания этих
событий которые закрепляются в когнитивных
структурах психики в виде умений, и навыков.
Эмпатия является основой сенситивности
– особой чувствительности к психическим
состояниям других, их стремлениям, ценностям
и целям, которая в свою очередь формирует
социальный интеллект. Ученый подчеркивает,
что с годами эмпатическая способность
тускнеет, вытесняется символическими
средствами представленности. Т.о. социальный
интеллект выступает относительно независимым
праксеологическим образованием.
На основе анализа литературы
можно выделить следующие источники развития
социального интеллекта.
Жизненный опыт – ему принадлежит ведущая
роль в развитии коммуникативной компетенции.
Важен опыт межличностного общения. Его
характеристики следующие. (1) он социален,
включает интериоризированные нормы и
ценности конкретной общественной среды;
(2) он индивидуален, т.к. основывается на
индивидуальных особенностях и психологических
событиях личной жизни.
Искусство – эстетическая деятельность
двусторонне обогащает человека: и в роли
творца и в роли воспринимающего произведения
искусства. Оно способствует развитию
коммуникативных умений.
Общая эрудиция – это запас достоверных и
систематизированных гуманитарных знаний,
относящиеся к истории и культуре человеческого
общения, которыми располагает данный
индивид.
Научные методы – предполагают интеграцию
всех источников коммуникативной компетенции,
открывают возможность описания, концептуализации,
объяснения и прогноза межличностного
взаимодействия с последующей разработкой
практических средств повышения коммуникативной
компетенции на уровне индивида, групп
и коллективов, а также всего общества.
Коммуникативная компетенция
по форме и содержанию непосредственно
соотносится с особенностями выполняемых
социальных ролей индивида. Целесообразно
выделять также профессиональную коммуникативную
компетенцию и общую коммуникативную
компетенцию.
Емельянов так же, как и другие
исследователи, связывает социальный
интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный
интеллект предполагает свободное владение
вербальными и невербальными средствами
социального поведения, – всеми видами
семиотических систем. Автор дополняет
коммуникативную компетенцию элементами,
относящимися к осознанию деятельностной
среды (социальной и физической), окружающей
человека, и способность воздействовать
на нее для достижения своих целей, а в
условиях совместной работы делать свои
действия понятными для других. Этот «акциональный»
аспект коммуникативной компетенции требует
осознания: а) собственных потребностей
и ценностных ориентаций, техники личной
работы; б) своих перцептивных умений,
т.е. способность воспринимать окружающее
без субъективных искажений и «систематизированных
слепых пятен» (стойких предубеждений
в отношении тех или иных проблем); в) готовности
воспринимать новое во внешней среде;
г) своих возможностей в понимании норм
и ценностей других социальных групп и
культур (реальный интернационализм);
д) своих чувств и психических состояний
в связи с воздействием факторов внешней
среды (экологическая психокультура);
е) способов персонализации окружающей
среды (материальное воплощение «чувства
хозяина»); ж) уровня своей экономической
культуры (отношение к среде обитания
– жилищу, земле как источнику продуктов
питания, родному краю, архитектуре и т.п.).
Говоря о пути повышения коммуникативной
компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает,
что коммуникативные умения и интеллект
межличностных отношений при их несомненной
важности, тем не менее, являются вторичными
(как в филогенетической, так и онтогенетической
перспективе) по отношению к фактору совместной
деятельности людей. Поэтому, ключевые
способы повышения коммуникативной компетенции
нужно искать не в шлифовке поведенческих
умений и не в рискованных попытках личностной
реконструкции, а на путях активного осознания
индивидом естественных межличностных
ситуаций и самого себя как участника
этих деятельностных ситуаций, на путях
развития социально-психологического
воображения, позволяющего видеть мир
с точки зрения других людей.
А.Л. Южанинова (1984) также выделяет
социальный интеллект как третью характеристику
интеллектуальной структуры, в дополнение
к практическому и логическому интеллекту.
Последние отражают сферу субъект-объектных
отношений, а социальный интеллект – субъект-субъектных.
Она рассматривает социальный
интеллект как особую социальную способность
в трех измерениях: социально-перцептивных
способностей, социального воображения
и социальной техники общения.
Социально-перцептивные
способности – это такое целостно-личностное
образование, которое обеспечивает возможность
адекватного отражения индивидуальных,
личностных свойств реципиента, особенностей
протекания его психических процессов
и проявления эмоциональной сферы, а также
точность в понимании характера отношений
реципиента с окружающими. С другой стороны,
учитывая связь рефлексивных процессов
с социально-перцептивными, следует дополнить
психологическое содержание данного феномена
способностью самопознания (осознание
своих индивидуально-личностных свойств,
мотивов поведения и характера восприятия
себя другими).
Социальное воображение – это способность адекватного
моделирования индивидуальных и личностных
особенностей людей на основе внешних
признаков, а также способность прогнозирования
характера поведения реципиента в конкретных
ситуациях, точного предвидения особенностей
дальнейшего взаимодействия.
Социальная техника
общения – это «действенный» компонент,
проявляется в способности принять роль
другого, владеть ситуацией и направлять
взаимодействие в нужно для личности русле,
в богатстве техники и средств общения.
И высшим критерием проявления социально-интеллектуального
потенциала личности является способность
воздействовать на психические состояния
и проявления других людей, а также оказывать
влияния на формирование психических
свойств окружающих.
Исследования, которые провела
А.Л. Южанинова, а также ряд других ученых,
выявили, что социальный интеллект слабо
связан с оценками общего интеллекта,
со шкалой интеллектуальной продуктивности
теста MMPI (Гауер, 1957), с данными по фактору
В теста Кеттелла. Все эти данные позволяет
говорить о правомерности выделения социального
интеллекта в качестве самостоятельного
компонента общей системы познавательных
способностей личности. Были обнаружены
корреляции с некоторым шкалам теста MMPI.
Значимая положительная связь
с оценками шкалы «играние роли» (Макклеланд,
1951). Т.о., умение взаимодействовать с окружающими,
быть социально приемлемой личностью
– компонент социального интеллекта.
Значимая отрицательная с оценками
шкалы «уверенность в себе» (Гибсон, 1955).
Очевидно, что завышение самооценки действительно
связано с неспособностью ориентироваться
в социальном окружении.
Слабая теснота связей с «социальной
преемственностью» и «социальной уверенностью».
Чем выше социальный интеллект, тем общение
с человеком желательнее для окружающих,
тем увереннее он себя чувствует.
Нелинейная связь, имеющая характер
инвертированной V-образной кривой, с тревожностью.
Т.о., вывод о том, что чем выше
социальный интеллект, тем более адаптивен
человек, кажется вполне оправданным.
Значение данной стороны психики с особой
наглядностью обнаруживаются на многочисленных
примерах, когда люди, отличающиеся высокими
достижениями в изучении явлений материального
мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный
интеллект), оказываются беспомощными
в области межличностных отношений.
Таким образом, социальный интеллект
– интегральная интеллектуальная способность,
определяющая успешность общения и социальной
адаптации. Социальный интеллект объединяет
и регулирует познавательные процессы,
связанные с отражением социальных объектов
(человека как партнера по общению, группы
людей). К процессам, его образующим, относятся
социальная сензитивность, социальная
перцепция, социальная память и социальное
мышление. Иногда в литературе социальный
интеллект отождествляется с одним из
процессов, чаще всего с социальным мышлением
или социальной перцепцией. Это связано
традицией раздельного, несоотнесенного
изучения этих феноменов в рамках общей
и социальной психологий.
Социальный интеллект обеспечивает
понимание поступков и действий людей,
понимание речевой продукции человека,
а также его невербальных реакций (мимики,
поз, жестов). Он является когнитивной
составляющей коммуникативных способностей
личности и профессионально важным качеством
в профессиях типа «человек - человек»,
а также некоторых профессиях «человек
– художественный образ». В онтогенезе
социальный интеллект развивается позднее,
чем эмоциональная составляющая коммуникативных
способностей – эмпатия. Его формирование
стимулируется началом школьного обучения.
В этот период увеличивается
круг общения ребёнка, развиваются его
сензитивность, социально-перцептивные
способности, способность переживать
за другого без непосредственного восприятия
его чувств, способность к децентрации
(умение встать на точку зрения другого
человека, отличать свою точку зрения
от других возможных), что и составляет
основу социального интеллекта. Нарушение,
гипотрофия этих способностей может явиться
причиной асоциального поведения, либо
вызвать склонность к таковому (Михайлова,
1991).
Как показали исследования
Ж. Пиаже (Пиаже, 1981), формирование способности
к децентрации связано с преодолением
эгоцентризма. Примером перехода от «познавательного
эгоцентризма» к децентрации в сфере общения
может служить правило, взятое из искусства
спора. Которое принципиально состоит
в знании того, как встать на точку зрения
партнёра, чтобы доказать ему что-то с
его собственных позиций. Без этой способности
спор бесполезен.
Лишь изучив историю определения
и всесторонность использования социального
интеллекта возможно найти ответы на вопросы
связанные с поведением объектов какой-либо
ситуации.
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Социальная компетенция - Соответствие конкретного
человека условиям и возможностям, предоставляемым
конкретным обществом.
Не существует социальной компетенции
самой по себе, оторванной от реального
и конкретного общества. Социальная компетенция
зависит от основных характеристик жизни
данного общества: экономического и политического
уклада, историко-культурных особенностей,
рациональной организации общественных
отношений. Социальная компетенция это
не только и не столько некоторая воспитанность
или социализированность человека, сколько
способность выжить в данном обществе
и достичь успеха, пользуясь социальными
ресурсами.
С психологической точки зрения социальную
компетенцию можно разбить на ряд отдельных
способностей и иных компетенций:
- коммуникативная
компетенция,
- социальная предприимчивость,
- общая правовая и экономическая грамотность,
- умение разбираться в скрытых, теневых
особенностях социума,
- способность принимать ответственность
и уходить от нее,
- способность повести за собой (социальная
уверенность),
- умение разбираться в социальных ролях
и межличностных отношениях,
- умение устанавливать долговременные
партнерские отношения,
- способность управлять собственным
имиджем.
Актуальность данного вопроса очень
важна, находится в постоянной эволюции
и нуждается в инновациях.
Современная социальная работа распространена
в различных направлениях - социальная
защита, образование, здравоохранение,
пенитенциарная система и правоохранительная
деятельность, благотворительность, молодежная
политика и т.д. Социальная работа требует
от специалистов, занятых в этой профессии
большого объема знаний и профессиональных
навыков и умений. Вполне естественно,
что встает вопрос о границах компетенции
специалиста по социальной работе, о его
профессиональных качествах, повышении
образования и появлении новых функций
и ролей. Подготовка специалистов и их
профессиональное становление является
такой же важной задачей для российской
социальной работы, как и научное осмысление
и практические формы оказания помощи
нуждающимся категориям граждан. Необходимость
повышения профессиональной компетенции
специалиста по социальной работе обусловлена
динамично изменяющимся обществом, предъявляющим
все новые требования к представителям
данной работы. На протяжении истории
своего развития, социальная работа осваивала
все новые сферы влияния. И это требовало
новых знаний и повышения квалификации
от специалистов социальных служб.