Социальный интеллект и социальная компетенция подготовки специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» и многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.
1.1. Социальный интеллект.
1.2. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка.
1.3. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.
1.4. Исследования социального интеллекта отечественными психологами.

2. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
2.1. Социальная компетенция.
2.2. Профессиональная компетенция.
2.3. Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе.
2.4. Система непрерывного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Социальный интеллект и социальная компетенция подготовки специалистов.docx

— 61.85 Кб (Скачать файл)

Множество проблем, которые возникают в общественном и экономическом развитии - это следствие прежде всего плохого управления, невнимания к приоритетам, неумения принимать решения, учитывая всю систему факторов. Например, только треть выборки руководителей предприятий признают абсолютно необходимым значительное повышение качества управления и переподготовку всех менеджеров среднего и высшего уровней. 57% руководителей считают уровень квалификации своих менеджеров соответствующим ситуации, а неэффективную работу ставят в полную зависимость от внешних обстоятельств.

Одним из наиболее прогрессивных методов, который широко применяется в последние годы для повышения профессиональной подготовки менеджеров, является модульный подход. Он включает в себя:

1. ориентации на конкретные  результаты обучения;

2. гибкости, обеспечивающей  возможность регулирования объема  и содержания обучения в зависимости  от потребностей пользователей;

3. оптимального соотношения  теоретического знания с практическим  освоением и формированием навыков;

4. равных возможностей  для обучения с помощью преподавателей  и самообучения;

5. оперативности в развитии  и обновлении программ за счет  изменения состава и разработки  новых модулей;

6. относительно небольших  затрат времени и средств на  обучение при высокой стоимости  разработки.

В модульном обучении менеджеры получают то, что необходимо, исходя из их личных интересов или потребностей организации, в которой они работают. Внимание акцентируется на активном участии специалистов по управлению в процессе обучения путем их вовлечения в решение реальных проблем организации.

Для этого сам процесс обучения делится на сессии, во время проведения которых менеджеры получают необходимые им знания, полезные для решения проблем организации. Количество таких модулей зависит от целей программы обучения, их сложности и содержания.

Такой подход позволяет максимально соединить теорию с практикой и приносит видимую пользу не только обучаемому, но и организациям, отправляющим менеджеров на учебу.

Программы обучения для менеджеров должны учитывать особенности знаний и умений менеджеров разного уровня.

Дифференцированный подход к обучению в нашей стране реализуется через систему дополнительного профессионального образования. В ней предусмотрены программы, удовлетворяющие разные потребности в обучении:

1. для повышения квалификации  предусматриваются программы продолжительностью  от 1-2 дней в месяц;

2. обучение сроком от 4 до 6 месяцев для программ повышения  профессиональной квалификации, а  также 1,5 - 2 лет для программ профессиональной  переподготовки с присвоением  новой квалификации;

3. для подготовки специалистов  на базе высшего образования - подготовка магистров в течении двух лет и получение второго высшего образования (2,5 - 3 года).

Подобная система, на наш взгляд реализуема и в социальных службах, для специалистов разного уровня.

Так как социальная работа является динамично развивающимся видом профессиональной деятельности, нуждающейся в инновациях, то и повышение уровня профессиональных знаний необходимо для поддержания и повышения профессиональной компетентности специалистов.

Супервизорство представляет собой технологию, включающую в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков. Супервизия дает возможность специалисту проанализировать вопросы, касающиеся практической работы, с более опытным специалистом, выступающим в роли супервизора. В своей работе сотрудник социальной службы сталкивается с профессиональными рисками, «эмоциональным сгоранием». В таких ситуациях важна квалифицированная помощь супервизора. Супервизор помогает специалисту совершенствовать свои профессиональные знания и умения. Супервизия является также инструментом совершенствования профессиональной деятельности и повышение уровня специалиста. Одновременно обеспечивается повышение уровня услуг организации социальной службы.  Она основана на взаимодействии и сотрудничестве супервизора и специалиста.  Позволяет оглянуться назад и оценить происходящее, дает шанс молодому профессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые возможности, открыть для себя новые знания, которые возникают в наиболее сложных ситуациях и получать поддержку со стороны. Можно посетовать, что такое хорошее начинание как супервизорство не имеет широкого применения в российских социальных службах, так как подобная система позволяет повышать свою профессиональную компетентность и молодому специалисту, и его наставнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В заключении можно сделать выводы, что социальный интеллект возможно использовать во многих жизненных ситуациях. Примером может стать любой спор людей основанный на поведении человека в той или иной ситуации. Например некто скажет: «Маша не поедет с нами учиться в другую страну т.к. боится далеко уезжать от дома!». Другой ответит: «А мне кажется что она с радостью сделает это, ведь она давно мечтала о путешествии!». Кто прав в этой ситуации? Конечно мы не сможем ответить на данный вопрос не зная человека. Найти ответ на данный вопрос, можно лишь взвесив мотивы данного объекта, а это как раз один из способов использования работы социального интеллекта.
  2. профессиональная компетенция специалиста по социальной работе - важный аспект, требующий внимательного отношения со стороны исследователей и социальных служб;
  3. профессиональная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, опыта работы, способности и желания развиваться дальше в рамках своей профессии;
  4. в отечественных социальных службах уделяется недостаточно внимания профессиональной компетенции сотрудников, а именно - повышение квалификации, переобучению, стимулированию, контролю за мотивацией и результативностью и др.;
  5. особое внимание стоит уделять молодым специалистам, более подверженным стрессам на работе и «выгоранию» ввиду своего небольшого опыта;
  6. мало внимания в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе играет профессиональный отбор, который в нашей стране фактически отсутствует, хотя быть специалистом по социальной работе может далеко не каждый;
  7. в практике социальных служб мало распространено супервизорство, которое помогает формированию профессиональной компетентности у молодых специалистов;
  8. помимо супервизорства росту профессиональной компетенции специалистов социальных служб могут поспособствовать система непрерывного обучения, оценка профессиональной компетентности и квалификации, различные методы стимулирования сотрудников;
  9. главная проблема заключается в том, что в практике государственных социальных служб мало используются менеджерские навыки и приемы работы.

Тема профессиональной компетентности специалистов по социальной работе остается достаточно серьезной. Без профессионалов, способных постоянно повышать свой уровень теоретических знаний и практических навыков социальная служба не может эффективно функционировать и оказывать помощь клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие - М.: «Дашков и К», 2008;
  2. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие - М.: «Дашков и К», 2006;
  3. Социология управления: учебник/Под ред. В.Э. Бойкова - М.: Изд-во РАГС, 2006;
  4. Фалалеева Ю.В. Специфика супервизии в учреждениях социального обслуживания в процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе/Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. - Смоленск: Универсум, 2006;
  5. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса//Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002;
  6. Артифексова А.А. Медико-биологические аспекты вредных привычек: Информационно-методическое пособие. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
  7. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., Институт психологии РАН, 1998.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. М., Мир, 1992.
  9. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты познания. В кн.: «Психология межличностного познания». М., «Педагогика», 1981
  10. Пиаже Ж. О природе эгоцентрической речи. В кн.: «Хрестоматия по общей психологии». М., 1981.
  11. Социальная психология личности. Ответст. Ред. Бобнева М.И. и Шорохова Е.В. М., «Наука», 1979.
  12. Структура интеллекта взрослых. Сборник науч. трудов. Л., НИИ ООВ АПН СССР, 1979.
  13. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., МГУ, 1969.
  14. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте. В кн.: «Познание Общество. Развитие». М., ИП РАН, 1996.

 


Информация о работе Социальный интеллект и социальная компетенция подготовки специалистов