Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа
Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Задачи:
Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия.
Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 5
1.1 Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия 5
1.2 Моторная и сенсорная асимметрия 12
1.3 Классификация восприятий 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИФИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА 23
2.1 Объект и методы исследования 23
2.2 Изложение и анализ полученных результатов 24
2.3 Выводы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 29
ГБОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Выполнил: студент 389 группы
факультета медицинской
психологии
Романова О. М.
Проверил: ассистент кафедры
общей психологии
и социальной работы Фильштинская Е.Г.
Самара 2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Зрительное восприятие — это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, расстоянии между ними. В конце 50-х годов В.Г. Степанов дал описание представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия, они полностью совпадают с представлениями о лево- и правополушарных стратегиях переработки информации. Статистически выявлено, что индивиды с левополушарной специализацией преобладают в Западной цивилизации, а индивиды с правополушарной специализацией - в Восточной цивилизации. Психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме обучения левшей в школе. Учитель, стремясь выработать у детей-левшей навыки быстрого письма, ускоряет их. Когда дети-левши торопятся, они перестают контролировать свои действия. В связи с этим они начинают хуже писать, допускают ошибки, которые могут быть поняты учителем и родителями как проявление невнимательности. Зная особенности зрительного восприятия детей-левшей, мы можем создать благоприятные условия и повысить эффективность их обучения.
Объект исследования: зрительное восприятие.
Предмет исследования: специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Задачи:
Гипотеза исследования: индивиды с левополушарной и правополушарной латерализацией головного мозга имеют различия в восприятии зрительных образов.
Методы исследования:
В настоящее время самой актуальной
проблемой в области естествознания является
проблема взаимодействия полушарий и
межполушарная асимметрия. Несмотря на
то, что историю этой проблемы изучают
достаточно длительный промежуток времени,
уже выпущено большое количество различных
публикаций по совершенно разносторонним
ее аспектам (биологическим, клиническим,
морфологическим, лингвистическим, экспериментально-
Теория межполушарной асимметрии мозга развивалась в несколько этапов. Изначально многие ученые считали, что левое полушарие полностью доминантно по отношению к речи, мануальным функциям и другим высшим психическим процессам. Правое полушарие занимало второстепенную, подчиненную роль в реализации всех психических процессов. Чувственно-образное мышление, которое возникает в правом полушарии и является симультанным (одновременным), представляет собой устойчивое и синтетическое образование, потому как создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их связи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях, они приобретают свойство многозначности, которая, с одной стороны, лежит в основе абстрактного познания, а с другой – затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме. Концепция доминантности левого полушария основывалась на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга сама доминантность понималась, как исключительная роль левого полушария обеспечивать речь и другие высшие психические функции, которые с ней связаны [14, стр.85]. Как было показано позднее: существует парциальная доминантность левого полушария; выяснилось, что люди, у которых доминантным по функциям речи является левое полушарие, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям. Концепция абсолютной доминантности левого полушария стала сменяться концепцией об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам. Значительная часть людей, считающих себя правшами, на самом деле, должна быть отнесена к ним лишь частично. В науке возникли новые проблемы, подлежавшие исследованию, там, где многое представлялось ранее вполне ясным. Исследование функциональной роли обоих полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности имело более глубокое теоретическое значение. Факты, полученные за последние годы, свидетельствуют о том, что мы должны отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым (у правшей) полушарием, в то время как другие (неречевые) — только правым полушарием. Факты также показали, что в речевых процессах есть уровни организации, для осуществления которых участие правого полушария представляется необходимым. В процессах зрительного восприятия можно выделить такие уровни организации, которые не могут быть обеспечены участием одного лишь правого полушария. В настоящее время установлены несколько основных положений, которые касаются межполушарной асимметрии мозга.
1. Межполушарная
асимметрия головного мозга
2. В нормальной
популяции выделяют 8 вариантов
межполушарной асимметрии
3. Определенная
форма межполушарной
4. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека является продуктом действия биологических и социальных механизмов. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются и усложняются. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных зонах, затем — в ассоциативных (а именно: в префронтальных и заднетеменно-височных) зонах коры головного мозга.
Таким образом, проблема межполушарной асимметрии мозга в настоящее время разрабатывается с новых теоретических позиций с применением новых методов [14, с.89]. Новейшие данные в области функциональной асимметрии мозга свидетельствуют о том, что на основе непрерывного нервного процесса функциональной системы мозга происходит информационно-энергетический обмен между полушариями мозга. В результате этого обмена формируется информация, нерасчленимая на необратимую последовательность во времени. Основной чертой нерасчлененной интегральной информации является системная детерминация. Но из того, что в системной детерминации настоящее – это момент встречи прошлого с будущим, не вытекает, что этот момент обладает определенной длительностью, подобно длительности у физических объектов. Лишь понимание времени как протяженности приложимо к интервалу, который характеризует момент времени «теперь», т. е. настоящее. Человек существует во времени, он есть накопленное и преобразованное время, отложившееся в его «пространстве», т. е. телесной организации мозга. При этом информация, возникающая на основе информационно-энергетического обмена между полушариями головного мозга, будучи в конечном итоге предопределенным прошлым, в то же время предопределяет будущее. Именно эта нерасчлененная информация о прошлом, настоящем и будущем, пребывающая во времени «сейчас», позволяет переживать прошлое и будущее как единое. Но это не мешает тому, что индивидуальные особенности человека зависят от того, какое полушарие у него наиболее развито. Так, «художники» – это люди с преобладанием «правополушарного» образного мышления, «мыслители» – люди с преобладанием «левополушарного» понятийного мышления[13]. Существуют представления о том, что левое и правое полушарие отличается по способу переработки информации: дискретный способ в левом полушарии и аналоговый способ в правом. В отношении правого полушария выдвигались и более радикальные представления, в частности, что переработка информации в правом полушарии происходит по голографическому принципу. Представления о парциальном доминировании, выдвинутые на основании размера цитоархитектонических полей или латерализации нейропсихологических функций, кажутся неточными, поскольку речь идет не о том, какая из функций доминирует, а о специализации симметричных участков обоих полушарий для логического или симультанного решения одних и тех же задач. Левое полушарие лучше справляется с задачами, в которых необходимо принять одно логически верное решение – зрительно-пространственного характера, в то время как правое полушарие имеет приоритет в образном решении тех же зрительно-пространственных задач. Оказывается, асимметрия межполушарных отношений связана с функциональными состояниями человека. Например, в состоянии спокойного бодрствования, при стрессе и релаксации асимметрия межполушарных отношений может отличаться количественно или иметь другой знак. Наиболее заметно, количественные характеристики межполушарной асимметрии меняются или даже инвертируются при развитии процессов адаптации, особенно сопровождающихся хроническим стрессом [12]. Современные исследования подтвердили тесную связь между однополушарным представительством речевых центров и доминированием одной из рук. У большинства людей центры речи находятся в левом полушарии. Было установлено, что правополушарное представительство речевых центров у испытуемых линейно изменялось в зависимости от преобладания уровня активности левой руки. Правополушарная локализация варьировала от 4% - у правшей, до 27% - у левшей, у амбидекстров данные показатели составили 15 %. Формула расчета вероятного нахождения речевых центров в правом полушарии (P) выглядит таким образом: P=15% - 10*(пр-л/пр+л). Рукость определялась стандартно: (пр-л/пр+л). Эти результаты ясно демонстрируют взаимосвязь ведущей руки и полушарного представительства речевых центров. Структура почерка у истинных и переученных правшей практически не отличается. Наряду с этим, у врождённых правшей более сильно активируются теменная и премоторная ассоциативные области левого полушария, в то время как переученные левши более сильно демонстрировали двустороннюю активацию структур мозга, с преимущественной локализацией очагов в латеральной части премоторной, теменной и височной областях правого полушария. Таким образом, анализ нейрофизиологической организации ФМА выявил по целому ряду электрофизиологических характеристик наличие выраженной корковой асимметрии. Особенности функциональной корковой асимметрии в некоторых случаях определяются влиянием подкорковых модулирующих систем. В данном случае происходит взаимодействие между активностью специализированных нервных центров с модулирующими подкорковыми системами[12].