Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа
Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Задачи:
Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия.
Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 5
1.1 Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия 5
1.2 Моторная и сенсорная асимметрия 12
1.3 Классификация восприятий 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИФИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА 23
2.1 Объект и методы исследования 23
2.2 Изложение и анализ полученных результатов 24
2.3 Выводы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 29
Таким образом, межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и обращено в будущее; левое полушарие значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он может быть неодинаков. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.
Мoтoрная асиммeтрия - сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Чтoбы опрeдeлить вeдущую конeчность, слeдуeт обрaтить внимaниe на слeдующие признaки:
1. Предпoчтeние конeчнoсти при выпoлнeнии дeйствия однoй рукoй либo однoй нoгoй.
2. Высoкая эффeктивность пo силe, тoчности и быстрoтe включeния.
3.Какая конечность доминирует при совмeстной дeятельности обeих.
Рука — самый
полифункциональный орган
Сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции. Асимметрия зрения проявляется в разнице остроты зрения, в способности прицеливаться, ощущении цвета и в пространственной локализации объекта. Если человек обладает зрительно-пространственной симметрией, то он испытывает трудности в прицеливании, также у него возникают проблемы в пространственной локализации объекта. Движения глаз тесно связаны со вниманием. Зрительное пространство субъекта различается по тому, как распределено внимание, измеряемое количеством фиксаций взгляда. Рассматривая сочетание симметрии — асимметрии зрения и других сенсорных, моторных сфер следует сообщить о том, что имеются указания на сочетания ведущих глаз и рук, глаз и ушей и т. д. Ведущий (по прицельной способности) правый глаз чаще отмечается у праворуких, а левый — у 40 % леворуких. О соотношении симметрии и асимметрии зрения с психической сферой косвенно свидетельствуют данные, полученные в результате сравнительного изучения асимметрий зрения у психически здоровых лиц и у тех лиц, которые страдают нервно-психическими заболеваниями. У умственно отсталых детей оба поля зрения сужены, поля зрения каждого из глаз почти равны. Одним из самых важных средств общения является речь человека. Она обеспечивает слух, имеющий различную степень остроты. «Эффект правого уха» - это преимущество правого уха различать речевые звуки. Превосходство правого уха отчетливо выступает как у детей старшего возраста, так и у младшего. Преобладание левого уха в процессе восприятия неречевых звуков называется «эффектом левого уха». Вокально-музыкальные отрывки с разными эмоциональными оттенками такими, как радость, гнев, страх, переживание горя намного лучше воспринимаются левым ухом. Можно сказать, что речевое сообщение воспринимается правым ухом на основе смысла, а левым ухом воспринимается на основе интонации. Рaзличие вocприятия прaвым и лeвым yхoм выявляeтся у дeтeй с 4-лeтнeго вoзрacтa. У девочек различия восприятия левым и правым ухом происходит несколько раньше, чем у мальчиков. Воспроизведение речевых стимулов детьми с поражением правого и левого полушарий мозга носят неодинаковый характер. У взрослых при поражении левого полушария воспроизведение ухудшается с обеих сторон, у детей ухудшается воспроизведение слов, предъявлявшихся на правое ухо. Асимметрия слуха возрастает по мере взросления в случае нормального нервно-психического развития [8].
Межполушарные различия укладываются в ряд следующих дихотомий:
Нервная система
человека устроена таким
Подводя итоги, следует заключить,
что правое полушарие - "пространственное»,
а левое - "временное" полушария,
они обладают специфическими способностями,
которые позволяют им вносить важный вклад
в большинство видов когнитивной деятельности.
По-видимому, у левого больше возможностей
во временной и слуховой сферах, а у правого
в пространственной и зрительной. Единовременное
восприятие пространственных форм и признаков
правым полушарием, возможно, способствует
поиску интегративных отношений и схватыванию
общих конфигураций. Каждое полушарие
перерабатывает одни и те же сигналы по-своему,
преобразует сенсорные стимулы в соответствии
со специфической стратегией их представления.
Таким образом, мoтoрная асиммeтрия - это сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции.
Вocприятия грyппируют пo мoдальнocтям. Трaдициoннo выдeляют cлeдующиe виды восприятия:
- зрительные;
- слуховые;
- осязательные;
- вкусовые;
- обонятельные;
- кинестетические (двигательные).
Естественно, по этим же модальностям различаются и перцептивные образы. Уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта и, благодаря ему повышает вероятность биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (перцептивных) модальностных зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Необходимо выделять по модальности только три вида перцептивных чувств: гаптическое (кинестетическое) чувство, отражающее – движение; два более сложных вида перцептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств [9].
По уровню психической активации различают два уровня восприятия:
- произвольное (преднамеренное);
- непроизвольное (непреднамеренное).
По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:
- сукцессивное (развернутое, последовательное);
- симультанное (свернутое, одномоментное).
По положению объекта восприятия различают два рода восприятия:
- внешнее (объективное);
- внутреннее (самовосприятие).
В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Исходя из этих сочетаний, выделяют три типа восприятия:
- восприятие пространства;
- восприятие времени;
- восприятие движения.
Суть первой классификации отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации. Показатель произвольности – непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое восприятие – произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным. [1]
Третья классификация
отражает преимущественно
Большие объекты – это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей ее поверхности (сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней [4]. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».
Симультанное восприятие дано человеку не от рождения, а приходит с накоплением перцептивного опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом в чтении. Вначале мы знакомимся с элементами букв. Потом из них складываем буквы и учимся воспринимать буквы целиком. Следующий этап – схватывание слогов и целиком слов. Далее – целых словосочетаний и строк. Некоторые люди способны читать абзацами и даже страницами (скорочтение). Здесь мы видим, как происходит укрупнение порций перцептивной информации, одномоментно схватываемых как целостное образование и именуемых обычно единицами восприятия: от элементов букв до страниц текста. Емкость единиц восприятия косвенно характеризует пространственный аспект восприятия. Чем крупнее эти единицы, то есть чем больший объем информации они содержат, тем быстрее создается образ воспринимаемого предмета. Процесс перебора и восприятия более мелких единиц, который был раньше ощутим, теперь укорачивается, занимает незаметные для нас мгновения и не осознается. Нам кажется, что мы восприняли эти знакомые объекты моментально. Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам – рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором – симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность – на нейронной. Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявление в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и тому подобное, а также их объективное выражение в движениях и высказываниях. Отражение этих явлений самой психикой называется рефлексией, которая может осуществляться на всех уровнях и во всех видах психической деятельности, включая восприятие. Иначе говоря, восприятие самого себя (включая иногда и отслеживание процессов и состояний организма) есть восприятие своего «Я» (и психического, и физического), или самовосприятие, а восприятие всего остального («не – Я») есть внешнее восприятие. Соответственно такому делению восприятия в психологии выработаны исследовательские методы самонаблюдения и внешнего (объективного) наблюдения. При этом, когда самонаблюдению подлежит только психическая сфера субъекта без охвата ее телесной основы (организма), то точнее говорить о методе интроспекции[6]