Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности взаимоотношений подростков.
Объектом исследования является изучение взаимоотношений как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
1.Изучение особенностей референтных взаимоотношений подростков.
2.Изучение социометрического метода исследования взаимоотношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.………………........................................................................5
Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений
в подростковом возрасте……...………………………………...….....5
Особенности взаимоотношений подростков в школьном
коллективе………………………………………………………...…...7
Взаимоотношение со сверстниками противоположного пола. Любовь………………………………………………………….….......9
Дружба в подростковом возрасте..……………………….................12
Общие выводы…………………………………………………………….....17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ………….….....18
2.1. Организация исследования взаимоотношений. Характеристика
социометрической методики……………………………….….........18
2.2. Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.…........20
Общие выводы……………………………………………………..…...…....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
Бездумная «смелость» в обращении мальчиков к девочкам или стремление «не замечать» их сменяется, раздумьем и казалось бы неожиданно, робостью. Теперь по – новому, воспринимается и понимается объект внимания, соответственно должно перестраиваться и общение с ним. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, причёска, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Особенно тяжело переживаются рост, худоба, полнота и др. [15, 89-91]
Возникающий интерес к другому
полу у младших подростков проявляется
в начале в неадекватных формах.
Так для мальчиков характерны
такие формы обращения на себя
внимания, как «задирание», приставание
и даже болезненные действия. Девочки
обычно осознают причины, таких действий
и серьёзно не обижаются, в свою очередь,
демонстрируя, что не замечают, игнорируют
мальчиков. В целом мальчики также
интуитивным вниманием
Позднее отношение усложняются. Исчезает
непосредственность в общении. Часто
это выражается либо в демонстрации
безразличного отношения к
У старших подростков общение
между мальчиками и девочками
становится более открытым: в
круг общения включаются
Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведёт к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола. [13, 79-83]
В этом раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает ещё более глубокое чувство – любовь. В одном из исследований на вопрос о том были вы когда – нибудь влюблены, чаще других утвердительно ответили девушки в возрасте 16-18 лет, а реже других мальчики в возрасте от 12 до 15 лет.
Возникновение чувства любви связанно
с несколькими
Во - вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы.
В-третьих, это естественная человеческая
потребность в сильной
Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы, друг от друга и существуют в межличностных отношениях. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве.
В этот период времени обычно меняются
отношения юношей и девушек с
взрослыми, они становятся более
ровными, менее конфликтными, чем
были в подростковом возрасте. В
ответ на требования взрослых, касающегося
их внешнего вида, работы по дому, учения
в школе, влюбленные юноши и девушки
нередко демонстрируют
1.4. Дружба в подростковом возрасте.
Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте.
В отрочестве как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.
Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. [11, 34-36]
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Что бы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе.
Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «МЫ», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «МЫ» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу. [10, 35-39]
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчинятся более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально- личностного характера.
С переходом во - вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела.
Старшему подростку не сидится
дома, он рвется к товарищам, проявляя
явное стремление жить групповой
жизнью. Это - характерная черта детей
именно подросткового возраста, причём
она проявляется у них
Для того что бы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать всё возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт с взрослыми. [17, 67-73]
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личностного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей. Такое поведение в группах сверстников- подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю, кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот отказывают в приеме в компанию в совместном участии, в каких- либо интересных делах.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнёров или лидеров.
Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. [6, 33-37]
Дружба активизирует общение подростков,
за разговорами на разные темы у
них проходит много времени. Позднее,
к концу подросткового
Ведь самое трудное в
Поэтому для отрочества как говорилось ранее большое значение, имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки- подростки выражают свои чувства объятиями и стремлением прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам- подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все – и мальчики и девочки- подростки – озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз. Подростковая дружба, начавшись 11,12,13 лет, постепенно переходит в юношескую уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. [10, 41-44]
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Из выше сказанного следует, что период отрочества для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками, преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я». Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.
Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами такими глубокими, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть личностью.
2.1. Организация исследования
Для изучения взаимоотношений широко распространены различные формы социометрического метода. Социологические концепции и методы, позволяющие выявлять психологические аспекты человеческих взаимоотношений (симпатии, антипатии, безразличие, отвержение и т. д.), представители микросоциологии изображают в качестве единственно возможных отношений между людьми.
Информация о работе Специфика и особенности взаимоотношений подростков