Специфика психологического консультирования семьи в процессе развода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развода в современном мире становится все острее и актуальнее. По данным мировой статистики последних лет, примерно половина супружеских союзов оканчивается расторжением брака.
Положение дел усугубляется также и тем, что отношение к брачным узам становится все более легким, они перестают казаться чем-то священным и нерушимым, как это было прежде. С одной стороны это позволяет вовремя исправить ошибку, если в браке наступило серьезное разочарование. Но, с другой стороны, супруги все чаще не хотят бороться за свою семью, не стремятся идти на компромиссы там, где это было бы возможно

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия семьи и развода 5
1.1. Семья как ячейка общества 5
1.2. Развод и его стадии 9
2. Специфика психологического консультирования семьи в процессе развода 14
2.1. Помощь консультации психолога в процессе разводе 14
2.2. Технология ведения консультативной беседы 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Хлынина.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

С практической точки зрения процесс развода целесообразнее разделить на периоды, в которых супругам может потребоваться консультационная и терапевтическая помощь семейного психолога: предразводный период; период развода; послеразводный период.

Предразводный период. Основной целью работы семейного психолога в данный период является достижение продуманного, ответственного решения независимо от того, стремятся ли супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. В этот период еще можно приостановить процесс юридического развода. При работе с супругами семейный психолог выясняет их отношение к разводу как таковому, а также мотивации их решения. Здесь учитывается возможность временного кризиса в этот период, перспективы удовлетворения потребностей супругов и позитивных изменений в семье, последствия развода для обоих супругов и особенно для детей.

Психологи отмечают, что общественное мнение рождает мифы, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об идеях, которые выдаются за общеизвестные истины, несмотря на то что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

- второй брак лучше, чем первый;

- если брак не удался, то только  развод может поправить 
положение;

- для ребенка развод не является  чем-то исключительным, 
поскольку вокруг него много других детей из неполных 
семей;

- лучше развестись, чем сохранить  семью, в которой дети 
будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями;

- после окончания периода развода  все станет на свои места  и для детей;

- если новый партнер меня  любит, он будет рад и моим  детям.

Если один из партнеров находится под влиянием подобных мифов, то задача семейного психолога помочь ему отказаться от ложных идей и устранить их влияние на принятие решения.

Период развода. Это период, когда супруги уже приняли решение о разводе. Здесь семейный психолог помогает супругам сдерживать свои эмоции, направляя их к совместному решению конкретных проблем, связанных с разводом, что наиболее целесообразно для обеих сторон, учитывая прежде всего интересы и проблемы детей.

Эмоциональное состояние супругов характеризуется чувствами гнева и печали, страха, вины, злости, желанием отомстить. Им можно противопоставить стремление примириться с утратой, чувство ответственности, развитие самостоятельности и формирование новых целей.

Задача семейного психолога на этом этапе достичь принятия развода обоими супругами. Если решение о разводе носит односторонний характер, то «брошенный» партнер считает другого виновным и у него возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности.

Предметом споров и раздоров могут стать вопросы раздела имущества или заботы о детях, поэтому семейный психолог должен помочь в разрешении эмоциональных проблем, чтобы они не влияли на рациональное решение деловых вопросов.

К юридическим вопросам относятся раздел имущества и квартиры, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей и заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга. Большинство вопросов лучше решать на основе взаимной договоренности.

Один из самых острых вопросов развода - это дети. Как себя вести с ними, чтобы смягчить для них последствия психологической травмы? В этом случае семейные психологи рекомендуют соблюдать так называемые правила безопасного развода:

1. Даже после развода, когда вы  перестаете быть супругами, для  ребенка вы все равно навсегда  остаетесь родителями, так что  объясните ему это.

2. Не втягивайте ребенка в  свои разборки.

3. При передаче ребенка на  выходные в семью бывшего супруга (ги) нужно научиться правильно  передавать ребенка (не у дверей  сдал-принял, а еще и дать короткую информацию о ребенке за последние дни, таким образом, вы покажите ребенку, что вы умеете общаться).

4. Не делайте из ребенка «передатчик»  и «разведчика», задача которого  доносить то, что происходит во  вражеской семье. Особенно это  актуально для бабушек и дедушек.

5. Не препятствуйте общению с  бабушкой и дедушкой со стороны  бывшего супруга.

Многим родителям кажется, что развод лишает ребенка будущего и переживание вины перед детьми часто усугубляет общее ощущение неуспеха и обреченности, семейный психолог в силах помочь клиенту по-другому взглянуть на эту ситуацию.

По данным многочисленных исследований, для ребенка гораздо лучше жить с одним из родителей, но в спокойной и доброжелательной атмосфере, чем в полной семье, в которой отношения напряжены и конфликтны, а скандалы следуют один за другим. Об этом свидетельствуют данные об успеваемости детей в школе, поведении, об уровне их коммуникативности, невротичности и т. д.

Таким образом, развод является тяжелой психологической травмой для всех его участников, особенно для детей. Однако, при своевременной и квалифицированной помощи семейного психолога эту травму можно пережить, сохранить доброжелательные отношения с бывшим партнером и смягчить влияние развода на душевное состояние ребенка. Также семейный психолог поможет пережить и проанализировать этот тяжелый жизненный опыт, чтобы больше не повторять его в будущем.

2.2. Технология  ведения консультативной беседы

 

Рассмотрим теперь некоторые принципы организации диалога с клиентом в рамках психологического консультирования, изложенные Ю.Е. Алешиной:

1. Ограничение речи консультанта  в диалоге. Присутствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

2. Приближение разговорной речи  консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется:

а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом;

б) максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; в) следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

С репрезентативными системами и алгоритмом подстройки к клиенту с учетом доминирующей у него репрезентативной системы рекомендуем ознакомиться по книге Р. Бэндлера и Дж. Гриндера или по другим известным изданиям этих авторов.

3. Анализ эмоциональных переживаний  клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

- Предложение клиенту нескольких  возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых, легче описать свои чувства.

- Акцентирование эмоциональных  переживаний клиента через проявление  пристального внимания к эмоционально  окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, а также качество действия.

Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и ничего не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально: значимые слова и психолог вместе с клиентом пытаются sсделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых переживаний.

- Использование парадоксальных  вопросов. Цель парадоксальных вопросов - поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Общеизвестные истины типа «Грубить нехорошо», «Родители всегда знают лучше, что нужно ребенку» обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода . выражениями. Типичная формулировка парадоксального вопроса начинается словами «А почему бы не...?». Например, «А почему бы вам действительно не сказать, раз вы так думаете?».

- Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель уточняющих и углубляющих формулировок - постепенно переводить рассказ клиента с поверхностного на более глубокие уровни переживаний. Пример такой формулировки: «То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила вас, наконец, по достоинству». При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное - не выходить за пределы очевидного. Каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

- Использование интерпретаций. Речь идет о том, чтобы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмоциями. Ю.Е. Алешина (1993) предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих проявлений, где одна из координат - ось любви, а другая - ось власти. Согласно распространенным на Западе. взглядам большая часть человеческого поведения определяется этими базовыми эмоциями, потребностями, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпретаций. Например, психолог спрашивает клиентку, почему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Клиентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпретация психолога: «Т. е. ваше молчание в отношениях со свекровью - попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней».

- Перефразирование. То, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Даже развод, осуществляемый по обоюдному согласию, не может пройти спокойно и безболезненно для супругов. Развод – это всегда глобальная жизненная перемена, всегда стрессовая смена социального статуса, это всегда реорганизация привычного уклада жизни, распорядка дня, распределения обязанностей, всегда столкновение с новыми задачами и проблемами. Процесс развода проходит в несколько стадий, естественных для переживания отделения от супруга и начала новой жизни.

Широкое рассмотрение проблемы развода в психологическом консультировании привело к разработке действенных способов, техник и методов помощи разводящимся супругам. Психологическое сопровождение проблемы развода направлено на оптимизацию эмоционального состояния, помощь в решении возникающих проблем при реорганизации жизни. Работа с проблемой развода в психологическом консультировании требует от семейного психолога терпения и искреннего желания помочь супругам найти наилучший для них выход из сложившейся ситуации.

Первый подход (по Маслоу) разделяет процесс на 7 стадий. Все начинается со споров, отсутствия удовлетворенности супругом / супружескими отношениями, с попыток осуществлять контроль над супругом (так называемый эмоциональный развод). Дальнейший период посвящено размышлениям, чувствам страха и отчаяния, стремлением вернуть любовь, угрозам, спорам, шантажу, попыткам суицида, желанием получить помощь от других людей. Далее наступает юридический развод: из названия понятно, что решение расстаться оформляется на официальном уровне.

Сложность этого периода заключается в том, что в процесс включается много посторонних людей. Следующий за юридическим экономический развод касается соответственно решения материальных вопросов, а также наблюдается явление обесценивания денег одним / обоими супругами.

Следующий этап касается тех разводящихся, у которых есть дети, так как именно на этом этапе решаются проблемы распределения прав и обязанностей относительно воспитания детей. Затем наступает время восстановления, жизнь постепенно налаживается, реорганизуется, все становится на свои места, кроме страдания и других негативных эмоций начинает появляться оптимизм, надежда на лучшее. Последняя стадия, именуемая психологическим разводом, является завершающей и свидетельствует о независимости супругов друг от друга, способности идти дальше, готовности строить новые серьезные отношения.

Другой подход основан на универсальных стадиях реагирования на утрату и стресс. Первоначально супруг / супруги не верят в то, что это действительно происходит с ними, затем они испытывают гнев, агрессию, озлобленность. Вслед за этими периодами следует стадия переговоров, желания договориться, помириться, вернуть. А тогда, когда человек понимает тщетность этих усилий, наступает депрессивный период, период подавленности, угнетенного состояния. Последняя стадия предполагает приспособление человека к факту развода и к новым условиям жизни.

Информация о работе Специфика психологического консультирования семьи в процессе развода