Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:01, реферат
Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с Всоциальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.
1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Понятие термина способности личности …………………………………...4
3. Уровни способностей ………………………………………………………...6
4. Врожденность способностей ………………………………………………..10
5. Возможности формирования способностей ……………………………….11
6. Виды и структура способностей …………………………………………....13
7. История исследований способностей ……………………………………...15
8. Проблематика исследования способностей ……………………………….16
9. Общие и специальные способности ……………………………………….17
10. Заключение ………………………………………………………………...19
11. Список используемой литературы ……………………………………….21
Возможности формирования способностей
1. К не менее точным,
но достаточно впечатляющим
2. Влияние условий среды
на формирование способностей. Показательно
исследование, проведенное Ю. Б.
Гиппенрейтер и О. В.
3. Значение условий воспитания
и формирования способностей. Так,
было выращено отобранное
4. Психологические факторы развития способностей:
- для развития познавательных
способностей детей должно
- возникают специфические
интеллектуальные эмоции: эмоции
догадки, сомнения и
- для ребенка чрезвычайно важно общение со взрослым в форме диалога, дискуссий, совместных наблюдений и экспериментов;
- взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним;
- познавательная и
Итак, вопрос о происхождении способностей, а так же о становлении и развитии способностей остается открытым. С одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но то, на сколько проявятся эти задатки, зависит от условия индивидуального развития человека.
Становление развития способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу запечатления. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в 2 – 3 года у детей развивается устная речь, в 5 – 7 лет ребенок готов к овладению чтением и т. д. Психологи делают вывод о том, что именно эти периоды благоприятны для овладения особыми видами деятельности. Если какая – то функция не получает своего развития в благоприятный период, в дальнейшем ее развитие будет затруднено.
В психологии исследован еще один фактор: неотъемлемой компонентной способностей является повышенная мотивация. Именно повышенная мотивация к учебе обеспечивает интенсивно и одновременно организующаяся деятельность, необходимая для развития способностей. В этом отношении очень яркий материал дает изучение одаренных детей.6
Виды и структура способностей
В отечественной психологии в изучении способностей выделятся два крупных направления:
- личностно-деятельностный
подход (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий,
- функционально-генетический
подход (Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес,
В.Д. Шадриков), в рамках которого
анализ способностей
Вопрос о классификации способностей человека довольно сложен из-за их разнообразия. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Принципами ее построения являлись:
- различия в основных видах деятельности;
- различия, связанные с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности;
- операциональные определения,
основанные на применении
Способности можно квалифицировать на:
1. природные или естественные
способности, в основе своей
биологически обусловленные,
2. специфические человеческие
способности, имеющие
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движения рук т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно – лингвистические, художественно – творческие, спортивные и т.д.).
б) теоритические, определяющие склонность человека к абстрактно – логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к корректно – практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом.
г) способности к общению, взаимодействие людьми и предметно – деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
История исследований способностей
Проблема способностей постоянно
ставится перед человеком жизнью.
Она всегда была для него столь
же важна, сколь и актуальна. Сложность
изучения способностей связана с
тем, что способности не даны человеку
непосредственно в его
Понятие о способностях развивалось,
как и многие другие категории
психологии сначала в русле философского
рассмотрения. Лишь во второй половине
Х1Х в. развертываются эмпирические
исследования способностей. «Отцом-основателем»
психологии способностей можно считать
Френсиса Гальтона. Он создал эмпирический
подход к решению проблем
Проблематика исследования способностей
Первая проблема касается особенностей развития способностей и факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса о соотношении наследственности и среды, как основных детерминант развития способностей.
Вторая проблема связана
с выявлений взаимосвязи межу
специальными и общими способностями.
С ней теснейшим образом
Четвертой важнейшей проблемой психологии общих способностей является проблема взаимосвязи способности и деятельности человека.
Конечно, современная психология способностей не ограничивается только этими проблемами. Активно исследуется вопрос взаимного влияния способностей и личности, изучаются гендерные проблемы способностей и др.7
Общие и специальные способности.
Чаще всего, в отечественной
психологии способности подразделяют
на общие и специальные
Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф. Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н. Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью.
Специальные способности
являются условиями,
В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:
1. интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;
2. обучаемость, как способность к приобретению знаний;
3. креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.
Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект - основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта:
1) способность к обучению;
2) способность к оперированию символами;
3) способность к активному
овладению закономерностями
Интеллект не только отражает
разные связи и отношения между
предметами и явлениями, но и дает
возможность творчески
Заключение
Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.
Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.
Объясняют феномен
способности обычно на
1) способности сводятся
к всевозможным психическим
2) способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности,
3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
По последнему
пункту надо сделать небольшое
пояснение. Действительно,
Информация о работе Способности как психическое свойство человека