Способности как психическое свойство человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:01, реферат

Краткое описание

Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с Всоциальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Понятие термина способности личности …………………………………...4
3. Уровни способностей ………………………………………………………...6
4. Врожденность способностей ………………………………………………..10
5. Возможности формирования способностей ……………………………….11
6. Виды и структура способностей …………………………………………....13
7. История исследований способностей ……………………………………...15
8. Проблематика исследования способностей ……………………………….16
9. Общие и специальные способности ……………………………………….17
10. Заключение ………………………………………………………………...19
11. Список используемой литературы ……………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Способности как психическое свойство личности.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

 

Возможности формирования способностей

1. К не менее точным, но достаточно впечатляющим результатам  относятся результаты деятельности  выдающихся педагогов. Известно  множество случаев, когда вокруг  одного учителя возникала большая  группа  талантливых учеников, по  численности и уровню способностей  необъяснимая с точки зрения  законов статистики. По мнению  некоторых выдающихся педагогов  (М. П. Кравец), неспособных детей  вообще не бывает. Если уроки  проходят в интересной для  ребенка форме и захватывающей  манере обучения, то соответственно  результаты развития способностей  будут высокими.

2. Влияние условий среды  на формирование способностей. Показательно  исследование, проведенное Ю. Б.  Гиппенрейтер и О. В. Овчиниковой,  где был установлен заведомо  более высокий показатель музыкальных  способностей у вьетнамцев по  сравнению с русскоговорящими  людьми. Психологи выявили, что  во вьетнамском языке высота  звука несет смыслоразличительную  функцию, а в русском языке такой функции нет. Отсюда – более высокая музыкальность вьетнамцев.

3. Значение условий воспитания  и формирования способностей. Так,  было выращено отобранное поколение  «умных» крыс в условиях объединенной  впечатлениями среды и поколение  «глупых» крыс в условиях обогащенной  среды. В результате – показатели  второй группы животных оказались  выше.

4. Психологические факторы развития способностей:

- для развития познавательных  способностей детей должно быть  организованно определенное обустройство  среды. Должны быть созданы  условия для того, чтобы взаимодействие  детей и взрослых носило характер  сотрудничества и содружества.  Этот очень важный психологический  фактор – пересечение пространства  ребенка и взрослого – помогает  многостороннему развитию способностей  детей;

- возникают специфические  интеллектуальные эмоции: эмоции  догадки, сомнения и уверенности;

- для ребенка чрезвычайно  важно общение со взрослым  в форме диалога, дискуссий, совместных наблюдений и экспериментов;

- взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним;

- познавательная и интеллектуальная  деятельность ребенка всегда  должна быть связана с положительными  эмоциями. Педагог должен отмечать  любые достижения ребенка; тогда  происходит фиксация успеха и  дальнейшее желание развиваться. 

Итак, вопрос о происхождении  способностей, а так же о становлении  и развитии способностей остается открытым. С одной стороны, существуют природные  предпосылки способностей, но то, на сколько проявятся эти задатки, зависит от условия индивидуального  развития человека.

Становление развития способностей, видимо, связано с прохождением ребенка  через различные сензитивные  периоды с возможным научением  в эти периоды по типу запечатления. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в 2 – 3 года у детей развивается устная речь, в 5 – 7 лет ребенок готов к овладению чтением и т. д. Психологи делают вывод о том, что именно эти периоды благоприятны для овладения особыми видами деятельности. Если какая – то функция не получает своего развития в благоприятный период, в дальнейшем ее развитие будет затруднено.

В психологии исследован еще  один фактор: неотъемлемой компонентной способностей является повышенная мотивация. Именно повышенная мотивация к учебе обеспечивает интенсивно и одновременно организующаяся деятельность, необходимая для развития способностей. В этом отношении очень яркий материал дает изучение одаренных детей.6

 

Виды и структура  способностей

В отечественной психологии в изучении способностей выделятся  два крупных направления:

- личностно-деятельностный  подход (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий,  В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.М.  Теплов), в котором способности  рассматривают как свойства личности, развивающиеся в деятельности  и определяющие ее успешность;

- функционально-генетический  подход (Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков), в рамках которого  анализ способностей осуществляется  через соотношение их с психическими  функциями и процессами, в которых  они реализуются.

Вопрос о классификации  способностей человека довольно сложен из-за их разнообразия. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Принципами ее построения являлись:

- различия в основных видах деятельности;

- различия, связанные с  индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности;

- операциональные определения,  основанные на применении разнообразных  систем тестов с последующим  факторным анализом.

Способности можно квалифицировать  на:

1. природные или естественные  способности, в основе своей  биологически обусловленные, связанные  с врожденными задатками, формирующиеся  на их базе, при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения типа условнорефлекторных  связей;

2. специфические человеческие  способности, имеющие общественно  – историческое происхождение  и обеспечивающие жизнь для  развития в социальной среде. 

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных  видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движения рук  т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно – лингвистические, художественно – творческие, спортивные и т.д.).

б) теоритические, определяющие склонность человека к абстрактно –  логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к  корректно – практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно  лишь разносторонне одаренным людям.

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью  создания произведений материальной и  духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом.

г) способности к общению, взаимодействие людьми и предметно  – деятельностные способности, связанные  с взаимодействием людей с  природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

 

История исследований способностей

Проблема способностей постоянно  ставится перед человеком жизнью. Она всегда была для него столь  же важна, сколь и актуальна. Сложность  изучения способностей связана с  тем, что способности не даны человеку непосредственно в его самонаблюдениях  и переживаниях. Мы лишь опосредованно  делаем заключение о них, обычно соотнося уровень овладения деятельностью  одним человеком с уровнем  овладения ею другими людьми.

Понятие о способностях развивалось, как и многие другие категории  психологии сначала в русле философского рассмотрения. Лишь во второй половине Х1Х в. развертываются эмпирические исследования способностей. «Отцом-основателем» психологии способностей можно считать  Френсиса Гальтона. Он создал эмпирический подход к решению проблем способностей, разработав для этого основные методы и методики, которыми по-прежнему пользуются исследователи. Почти пятьдесят  лет своей жизни он посвятил проблемам  наследственности и таланта, став основоположником евгеники, придя к выводу, что  необходимо искусственно поддерживать интеллектуальный потенциал в человеческом сообществе. Работами Ф. Гальтона был  заложен список проблем, которые  стали основой научной психологии способностей. 

Проблематика  исследования способностей

Первая проблема касается особенностей развития способностей и  факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса  о соотношении наследственности и среды, как основных детерминант  развития способностей.

Вторая проблема связана  с выявлений взаимосвязи межу специальными и общими способностями. С ней теснейшим образом связана  проблема (третья) создания методов  измерения способностей.

Четвертой важнейшей проблемой  психологии общих способностей является проблема взаимосвязи способности  и деятельности человека.

Конечно, современная психология способностей не ограничивается только этими проблемами. Активно исследуется  вопрос взаимного влияния способностей и личности, изучаются гендерные  проблемы способностей и др.7

 

 

Общие и специальные  способности.

Чаще всего, в отечественной  психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М. Тепловым специальными способностями называют способности  к определенным видам деятельности. Под общими способностями исследователи  подразумевают способности, которые  одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Они связаны с более  общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой  деятельности.

Если взять за основу три  функции психики, выделенные Б.Ф. Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у  человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле  этого подхода является структура  общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н. Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью  и обучаемостью.

 Специальные способности  являются условиями, необходимыми  для успешного выполнения какого-либо  конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный  слух, музыкальная память, чувство  ритма у музыкантов, «оценка пропорций»  у художников и др. Рассматривая  психику как единую систему,  перерабатывающую информацию, можно  сказать, что она: а) приобретает  знания, б) применяет и в) преобразовывает  и сохраняет знания.

В таком случае в общих  способностях есть три составляющие части:

1. интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

2. обучаемость, как способность к приобретению знаний;

3. креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект - основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию  функций интеллекта:

1) способность к обучению;

2) способность к оперированию  символами; 

3) способность к активному  овладению закономерностями окружающей  нас действительности.

Интеллект не только отражает разные связи и отношения между  предметами и явлениями, но и дает возможность творчески преобразовывать  действительность. Он не сводится к  способности к учению. Результат  измерение интеллекта обычно представлен  в так называемом уровне интеллекта, или IQ.8

 

 

Заключение

   Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово "способность" имеет  очень широкое применение в самых  различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны  к тому или иному виду выполняемой  деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и  неэффективная деятельность.

   Объясняют феномен  способности обычно на основании  одного из трёх представлений: 

   1) способности сводятся  к всевозможным психическим процессам  и состояниям, вытекают из их  характерных особенностей у данного  человека,

   2) способности сводятся  к высокому уровню развития  общих и специальных знаний, умений  и навыков (ЗУНов), обеспечивающих  успешное выполнение человеком  различных видов деятельности,

   3) способности это  не ЗУНы, а то, что обеспечивает  их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике.

   По последнему  пункту надо сделать небольшое  пояснение. Действительно, часто  можно наблюдать, как два специалиста  с одинаковым уровнем подготовки, при прочих равных (похожих) обстоятельствах  добиваются разных успехов. Конечно,  большое значение в жизни имеет  случай. Однако для того, чтобы  реализовывать свои ЗУНы на  практике, тоже существуют условия:  человек должен обладать активной  жизненной позицией, быть волевым,  целеустремлённым, рациональным и  т.д.

Информация о работе Способности как психическое свойство человека