Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:39, доклад
В процессе общения между врачом и пациентом должно присутствовать взаимопонимание. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Недирективный психологический тип врача противоположен директивному. Он включает ориентацию на партнерство, склонен принимать к рассмотрению точку зрения пациента, как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.
Ориентация пациента на тот
или иной эталон врача связана
с личным опытом общения пациента
с рядом авторитетных лиц в
различные периоды жизни. У пациента
при поиске идеала врача происходит
сравнение с образами любимых
родителей, уважаемого учителя и
других авторитетных людей. Таким образом,
пациент руководствуется в
Как видно из приведенного
списка характеристик, врач нацелен
на директивный стиль
В процессе формирования
положительных межличностных
Во-вторых, это характеристики невербального поведения: открытые позы, располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач.
В-третьих, важен и внешний вид врача, особенности его речи: доверительная, властная или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо построенная речь. Это повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в профессиональной компетентности врача.
В процессе восприятия людьми
друг друга возникают различные эффе
Эффект ореола («галоэффект») – распространение
общего оценочного впечатления о человеке
на восприятие его поступков и качеств
личностных (в условиях дефицита информации).
Иначе, первое впечатление о человеке
определяет его последующее восприятие
и оценку, пропуская в сознание воспринимающего
лишь то, что соответствует первому впечатлению,
и отсеивая противоречащее. Также роль
ореола может выполнять не собственное
первое впечатление человека о партнере,
а предварительно полученная (благоприятная/
Так, квалифицированность врача может восприниматься пациентом в зависимости от его солидных манер, использования в речи научных терминов, которые фактически не могут являться признаками оценки его профессиональных знаний и умений.
Тесно связаны с этим эффектом и эффект «первичности и новизны». Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая».
В одном эксперименте четырем
различным группам студентов
был представлен некий
Эффект проекции – приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Атрибутивная проекция – когда в других мы находим, как в зеркале, наши свойства, состояния, которые ярко представлены у нас самих. Защитная – импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям (например, агрессивный человек, подсознательно не принимая и подавляя свою агрессию, склонен видеть агрессивные проявления в других людях).
Эффект бумеранга – иногда слишком активное общение (предложение что-то сделать или отстоять свое мнение в споре) приводит к обратному результату. Так, например, чрезмерное навязывание врачом, предположим, какого-нибудь нового метода лечения или препарата пациенту может привести к категоричному отказу и сопротивлению со стороны последнего.
Эффект средней ошибки – оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений, это тенденция смягчить оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. Возможно, поэтому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благопристойного человека живут черные мысли.
На восприятие других людей
большое влияние оказывает
Для человека, усвоившего стереотипы
своей группы, они выполняют функцию
упрощения и сокращения процесса
восприятия другого человека. Стереотипы
представляют собой инструмент «грубой
настройки», позволяющий человеку «экономить»
психологические ресурсы. Они имеют
свою «разрешенную» сферу
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.
С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.
Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Например, женщина, имея некоторый негативный опыт взаимоотношений с двумя-тремя мужчинами по имени Агафий, которые в той или иной степени были слабовольными и поступали с ней по, ее мнению, непорядочно, может сформировать у себя стереотип, что все Агафии непорядочные и бесхребетные. Самые страшные – этнические стереотипы, на основе которых строится предвзятое отношение к целому народу. Предубеждение всегда связано с формированием своего отношения в плане превосходства («Они вот какие, а мы лучше»).
2.Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга
1) Идентификация – это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.
Идентификация в противоположность
нарциссизму играет огромную роль в
поведении и духовной жизни человека.
Ее психологический смысл
2) Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.
3) Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
4) Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта, буквально означает «причинное приписывание»).
Исследования показывают,
что у каждого человека есть свои
«излюбленные» схемы
При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).