Способы взаимодействия врача и пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:39, доклад

Краткое описание

В процессе общения между врачом и пациентом должно присутствовать взаимопонимание. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Вложенные файлы: 1 файл

психология_реферат.docx

— 52.91 Кб (Скачать файл)

Недирективный психологический тип врача противоположен директивному. Он включает ориентацию на партнерство, склонен принимать к рассмотрению точку зрения пациента, как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.

    • Представленные психологические типы врача могут составлять четыре пары:
  • 1) сопереживающий – недирективный;
  • 2) сопереживающий – директивный;
  • 3) эмоционально-нейтральный – недирективный;
  • 4) эмоционально-нейтральный – директивный.

Ориентация пациента на тот  или иной эталон врача связана  с личным опытом общения пациента с рядом авторитетных лиц в  различные периоды жизни. У пациента при поиске идеала врача происходит сравнение с образами любимых  родителей, уважаемого учителя и  других авторитетных людей. Таким образом, пациент руководствуется в выборе врача личностными особенностями, опытом общения и своими пристрастиями. Пациент имеет право выбора врача  в соответствии с собственными мотивами и ценностями. Врач поставлен в  совершенно иные условия: он не имеет  права выбирать пациента и должен быть подготовлен к общению с  любым человеком. Однако врач также  выстраивает образ предпочитаемого  пациента.

    • В понятие идеального пациента врач включают следующие характеристики:
  • 1) малую осведомленность в медицинских вопросах;
  • 2) веру и отсутствие сомнений в силах и умении лечащего врача;
  • 3) готовность беспрекословно выполнять назначения;
  • 4) умение кратко и четко излагать проблему и жалобы;
  • 5) отсутствие ипохондрии.

Как видно из приведенного списка характеристик, врач нацелен  на директивный стиль взаимодействия с пациентом, не оговаривая особенности  эмоциональной настроенности общения. Он готов быть сопереживающим, но не всегда готов к истинному партнерству. Данный факт связан с защитой от психологической установки общества на медицину как на сферу обслуживания. При директивном поведении врача  и, следовательно, зависимом поведении  пациента медик склонен брать  всю ответственность за исход  терапии на себя, поскольку убежден, что неблагоприятный исход лечения  будет рассматриваться как его  ошибка или проявление его некомпетентности. Ответственность пациента за негативный исход его болезни несравнима с ответственностью врача – таков  мотив выбора врачом директивного способа  взаимодействия.

В процессе формирования положительных межличностных отношений  с пациентом врачу необходимо особое внимание уделять следующим  факторам. Во-первых, очень важным является уверенное поведение медицинского работника, адекватное ситуации. При любых, самых неожиданных, опасных ситуациях, как бы ни был врач шокирован, напуган, подавлен допущенной ошибкой, он не должен показывать своей растерянности пациенту. Уверенный стиль поведения помогает сформировать у последнего «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, его способность контролировать ситуацию и определять прогноз, что позволяет пациенту сохранять веру в благополучный исход событий. Уверенное поведение врача помогает обеспечить доверие пациента, вселить в него надежду, активизировать его защитные и компенсаторные механизмы.

Во-вторых, это характеристики невербального поведения: открытые позы, располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач.

В-третьих, важен и внешний вид врача, особенности его речи: доверительная, властная или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо построенная речь. Это повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в профессиональной компетентности врача.

В процессе восприятия людьми друг друга возникают различные эффекты, оказывающие влияние как на формирование впечатления о человеке, так и на взаимодействие с ним. При этом, возникать они могут и у пациента по отношению к врачу, и наоборот.

Эффект ореола («галоэффект») – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. Также роль ореола может выполнять не собственное первое впечатление человека о партнере, а предварительно полученная (благоприятная/неблагоприятная) информация о нем от других людей. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

  • в форме позитивной оценочной пристрастности – «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются (своеобразно отфильтровываются);
  • в форме негативной оценочной пристрастности – «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Так, квалифицированность  врача может восприниматься пациентом  в зависимости от его солидных манер, использования в речи научных  терминов, которые фактически не могут  являться признаками оценки его профессиональных знаний и умений.

Тесно связаны с этим эффектом и эффект «первичности и новизны». Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая».

В одном эксперименте четырем  различным группам студентов  был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе –  сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе –  то же, но в обратном порядке. Всем четырем  группам было предложено описать  незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с  таким описанием не возникло. В  третьей и четвертой группах  впечатления о незнакомце точно  соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

Эффект проекции – приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Атрибутивная проекция – когда в других мы находим, как в зеркале, наши свойства, состояния, которые ярко представлены у нас самих. Защитная – импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям (например, агрессивный человек, подсознательно не принимая и подавляя свою агрессию, склонен видеть агрессивные проявления в других людях).

Эффект бумеранга – иногда слишком активное общение (предложение что-то сделать или отстоять свое мнение в споре) приводит к обратному результату. Так, например, чрезмерное навязывание врачом, предположим, какого-нибудь нового метода лечения или препарата пациенту может привести к категоричному отказу и сопротивлению со стороны последнего.

Эффект средней  ошибки – оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений, это тенденция смягчить оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. Возможно, поэтому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благопристойного человека живут черные мысли.

На восприятие других людей  большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию  упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой  настройки», позволяющий человеку «экономить»  психологические ресурсы. Они имеют  свою «разрешенную» сферу социального  применения. Так, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека (например, зная, что человек – бухгалтер, мы судим о нем в соответствии со сложившимся стереотипе в отношении к представителям этой профессии, значит, он скрупулезный, точный и т.д.).

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.

С одной стороны к определенному  упрощению процесса познания другого  человека; в этом случае стереотип  не обязательно несет на себе оценочную  нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону  его эмоционального принятия или  непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Например, женщина, имея некоторый негативный опыт взаимоотношений с двумя-тремя мужчинами по имени Агафий, которые в той или иной степени были слабовольными и поступали с ней по, ее мнению, непорядочно, может сформировать у себя стереотип, что все Агафии непорядочные и бесхребетные. Самые страшные – этнические стереотипы, на основе которых строится предвзятое отношение к целому народу. Предубеждение всегда связано с формированием своего отношения в плане превосходства («Они вот какие, а мы лучше»).

2.Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга

1)  Идентификация – это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность  нарциссизму играет огромную роль в  поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается  в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности  к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает  элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и  напряженные состояния.

2)  Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

3)  Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

4)  Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта, буквально означает «причинное приписывание»).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу  – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия  человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста  значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в  осознанных действиях личности).

Информация о работе Способы взаимодействия врача и пациента