Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 21:57, реферат
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное.Они независимы,вечны,не сводимы и не выводимы друг из друга.Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
2. Научение, мышление, интеллект.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно,
могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается
спорным. У человека данная способность
проявляется с двух- и трехлетнего возраста.
Что же касается словесно-логического
мышления, то у животных нет и малейших
признаков этого типа интеллекта, так
как ни логика, ни значения слов
(понятия) им не доступны.
Ученых также давно волновал
вопрос, способны ли животные чему- нибудь
научиться. В 1912 году Йеркс пытался выяснить,
на какой ступени эволюции животного мира
появляется эта споcобность чему-то научаться.
Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого
червя.
Действительно, Йеркс сумел научить некоторых
особей поворачивать направо в Т-образном
лабиринте. Чтобы достичь такого результата,
потребовалось больше 150 проб, в которых
червь, если он поворачивал налево, натыкался
на сетку, находившуюся под током. Тем
не менее, было доказано, что простая нервная
система этих животных может накапливать
информацию, способную изменять их поведение.
У высших млекопитающих, главным
образом у обезьян в человека, благодаря
высокому уровню развития головного мозга
появляются новые способности, позволяющие
решать задачи без предварительных пробных
манипуляций.
Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся
в процессе эволюции обезьяны и, разумеется,
человек смогли выработать эту способность
улавливать связь между различными элементами
ситуации и выводить из нее правильное
решение путем умозаключений, не прибегая
к пробным действиям, производимым наудачу,
Умозаключения используются в самых разнообразных
ситуациях повседневной жизни, идет ли
речь о выполнении какой-нибудь задачи,
о перемещении из одного места в другое
или о получении и осмысливании информации,
исходящей от среды, в которой живет индивидуум.
У позвоночных, стоящих на вершине
эволюционной лестницы, в частности у
приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого
поведения, которые с полным основанием
могут быть обозначены как
«интеллектуальное» поведение.
Таким образом, на высших этапах
эволюции начинают формироваться особенно
сложные виды поведения со сложной структурой,
включающей:
— ориентировочно исследовательскую
деятельность, приводящую к формированию
схемы решения задачи;
— формирование пластически изменчивых
программ поведения, направленных к достижению
цели;
— сличение выполненных действий с исходным
намерением. Характерным для такого строения
сложной деятельности является ее саморегулирующийся
характер: если действие приводит к нужному
эффекту, оно прекращается, если оно не
приводит к нужному эффекту — в мозг животного
поступают соответствующие сигналы и
попытки решить задачу начинаются снова.
Систематические исследования
интеллектуального поведения высших животных
(обезьян) были начаты известным немецким
психологом
В.Келлером. Для изучения этой формы поведения
Келлер ставил обезьян в сложные условия,
когда непосредственное достижение цели было невозможно.
Обезьяна должна была либо использовать
обходной путь, чтобы получить приманку,
либо использовать для этой цели специальные
орудия.
Так, например, обезьяну помещали в большую
клетку, рядом с которой клали приманку
на таком расстоянии, чтобы обезьяна
не могла до нее дотянуться. Достать ее
она могла, лишь использовав обходной
путь через дверь, расположенную в задней
стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением ранее выработанного «плана решения».
Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».
Итак, интеллектуальное поведение,
которое свойственно высшим млекопитающим
и достигает особенно высокого развития
у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю
границу развития психики, за которой
начинается история развития психики
уже совсем другого, нового типа, свойственной
только человеку, — история развития человеческого
сознания. Предысторию человеческого
сознания составляет, как мы видели, длительный
и сложный процесс развития психики животных.
Если окинуть единым взглядом этот путь,
то отчетливо выступают его основные стадии
и управляющие им закономерности.
Развитие психики животных происходит
в процессе их биологической эволюции
и подчинено общим законам этого процесса.
Каждая новая ступень психического развития
в своей основе вызвана переходом к новым
внешним условиям существования животных
и новым шагом в усложнении их физической
организации.
3. Мотивация и эмоции.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при контактах.
Человек тоже скалит зубы при
сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом
такой демонстрации неприятно и совсем
не хочется. Но у программы показа зубов
есть еще два куда более мягких варианта.
Первый
- заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого
побаивается. Второй - это широкая улыбка.
Так улыбается другому спокойный, уверенный
в себе человек. В сущности, он тоже показывает
вам, что вооружен и готов за себя постоять
и в вашем снисхождении не нуждается. Но
эта форма демонстрации настолько мягкая,
что не только не вызывает у вас страха,
а напротив, действует приветливо и умиротворяюще.
Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший
человек, ему от меня ничего не надо, мне
от него тоже, но если бы он мне понадобился,
мы бы легко вступили в контакт". Давно
замечено: когда человек, всю жизнь проживший
при тоталитарном режиме, попадает в страну,
где люди чувствуют себя свободно, его
поначалу удивляет, почему окружающие
все время улыбаются друг другу и ему тоже.
Путешественник, привыкший, что вокруг
никто не улыбается, а если и улыбается,
то заискивающе, в первые дни думает, что
от него чего-то хотят.
Вы замечали, наверное, не раз,
как склонный к авторитарности начальник,
видя в зале совещания улыбающихся друг
другу подчиненных, приходит в волнение и требует
прекратить улыбаться. Во-первых, начальник
привык, что ему при встрече сотрудники
улыбаются иной улыбкой - заискивающей.
Во-вторых, когда начальник подсознательно
ощущает, что среди подчиненных есть люди,
чувствующие себя свободно, он настораживается:
"Свободны от кого? От начальника? Не
боятся?
Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические
социальные потребности, близкие аналоги
которых нельзя обнаружить ни у одного
из животных. Это
— духовные потребности, потребности,
имеющие нравственно-ценностную основу,
творческие потребности, потребность
в самосовершенствовании, эстетические
и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.
III. Заключение.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.