Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования: выявление удовлетворенности браком между супружескими парами, проживающими в гражданском браке и супружескими парами, состоящими в официально зарегистрированном браке;
Гипотеза исследования: зависит ли удовлетворенность браком от того является ли брак официально зарегистрированным либо гражданским;
Предмет исследования: сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке;
Объект исследования: удовлетворенность браком;
Задачи исследования: - изучение теоретического материала по проблеме исследования;
- подбор психодиагностического материала;
- проведение эмпирического исследования удовлетворенности браком и семейного климата;
- анализ и обобщение полученных результатов;
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы в изучении проблем брака и семьи…...5
Брак……………………………………………………………………8
1.2.Семья. Сущность, структура и функции современной семьи………..10
1.3. Студенческая семья как особая категория молодых семей………….17
1.4. Конфликты, развод как социальное явление, способы разрешения конфликта в семье.....................................................................................................23
Выводы……………………………………………………………………….34
Глава II. Эмпирическое исследование удовлетворенности
браком и конфликтности молодых супружеских пар.
2.1. Характеристика выборки………………………………………………35
2.2. Методы исследования…………………………………………………..35
2.3. Интерпретация полученных результатов…………………………...…35
Заключение…………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………
Министерство общего и профессионального образования РФ
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Факультет психологии
Курсовая работа на тему:
«Сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке»
Самара 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы в изучении проблем брака и семьи…...5
1.2.Семья. Сущность, структура и функции современной семьи………..10
1.3. Студенческая семья как особая категория молодых семей………….17
1.4. Конфликты, развод как социальное явление, способы
разрешения
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Эмпирическое исследование удовлетворенности
браком и конфликтности молодых супружеских пар.
2.1. Характеристика выборки……………………
2.2. Методы исследования……………………………
2.3. Интерпретация полученных результатов…………………………...…35
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………….44
Приложение 2……………………………………………………………….47
Приложение 3……………………………………………………………….49
Введение
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения[1].
Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.
Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную[1].
Таким образом, семья имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.
После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект, цель, задачи, гипотеза и актуальность исследования.
Актуальность работы: состоит в том, что эта тема малоизученна. На наш взгляд, сравнение удовлетворенности браком в молодых семьях, относящихся к гражданским и официально зарегистрированным является необходимой и очень важной.
Опрос был проведен среди супружеских пар, проживающих в гражданском и состоящих в официально зарегистрированном браках в период от года до трех лет. Это дает нам возможность выявить удовлетворенность браком между супружескими парами.
Цель исследования: выявление удовлетворенности браком между супружескими парами, проживающими в гражданском браке и супружескими парами, состоящими в официально зарегистрированном браке;
Гипотеза исследования: зависит ли удовлетворенность браком от того является ли брак официально зарегистрированным либо гражданским;
Предмет исследования: сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке;
Объект исследования: удовлетворенность браком;
Задачи исследования: - изучение теоретического материала по проблеме исследования;
- подбор
психодиагностического
- проведение
эмпирического исследования
- анализ и обобщение полученных результатов;
1.Теоретические подходы в изучении проблем брака и семьи.
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
С теоретической точки зрения объективно - дистантное рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепка семья — крепка держава» и наоборот. Необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.
Этот подход позволяет абстрагироваться от многих тривиальных аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии[14].
Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти.
Ценностный
подход к семье как к
Вопрос о роли семьи в обществе центральный в осмыслении семейной проблематики. Но о какой семье следует вести речь? О современной. Той, которая явилась продуктом длительного развития человечества и которую можно отнести к современной не только в историческом времени, одинаковом для всех, но и в социальном, отсчитывающем также и скорость общественных преобразований. Сознавая нечеткость выдвигаемого критерия современного, целесообразно отметить, что в пределах этой неопределенности он все же работает и позволяет, например, патриархальный тип семьи не причислять к современным [14].
Основные теоретические подходы к изучению семьи
Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений.
Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека:
Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях:
От эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе, как это бывает у взрослых людей.
Понятие "семейные мифы" - это ригидные и возможно неадекватные жизненные принципы, передаваемые родителями своим детям, и эти жизненные нормы отражают вытесненные психологические проблемы родителей.
"Семейная тревога" - возникает
в том случае, если они испытывают
неприемлемые для осознания
Индивидуализация - путь к себе, личностный рост (Юнг).
Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования.
Архетипы жен и мужей. Архетипы брачных отношений:
Семья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту.
Огромное значение внутрисемейного общения:
Семья - благополучная, неблагополучная.
Русское слово «брак» восходит к древнерусскому «брачити», что означает «отбирать», т. е. выбирать хорошее, нужное и отбрасывать плохое, ненужное. Это порождает некоторую двусмысленность термина, которым в юридической сфере обозначают семейный союз, а в производственной — испорченную, некачественную продукцию.