Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:26, курсовая работа
Актуальность исследования. В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.
Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...............................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика понимания сущности и
содержания чувства одиночества..........................................................8
1.2. Особенности одиночества в подростковом возрасте...........................22
1.3. Одиночество подростков и социально-психологические
проблемы..............................................................................................30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Методология, методы и организация эмпирического исследования....38
2.2. Выявление подростков, испытывающих чувство одиночества.........39
2.3. Особенности переживания одиночества лиц подросткового
возраста.................................................................................................43
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................4
2. Культурное
одиночество проявляется в
3. Социальное одиночество встречается гораздо чаще. Оно связано с взаимоотношениями личности и группы. Такое одиночество чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены или человека избегают.
Человек чувствует, что его оттолкнули, исключили, не оценили и так далее. Ощущения изгнания, того, что человек лишний. Часто наблюдается у людей с неустановившимися социальными ролями. Для таких людей характерно беспокойство о своем социальном положении, тревога относительно социальной идентичности. Страдают от такого одиночества в основном люди, нуждающиеся в социально значимой включенности: старики, малообеспеченные, подростки, женщины. Отчасти социальное одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и экономическое бессилие, которые чувствуют, что и в расцвете лет они удалены от процесса принятия важных решений. Еще одна разновидность социального одиночества может возникнуть, когда человека воспринимают только как роль.
4. Межличностное одиночество
обычно выступает в тесной
связи с социальным
Одиночество становиться особенно нестерпимым, если оно представляет собой комплекс всех этих четырех видов. Люди, испытывающие все четыре вида одиночества, страдают аномией (расстройством личности). Аномичные люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем (такие люди чувствуют, что жизнь идет как бы независимо от их воли). У аномичного человека часто возникает ощущение, что он живет в пустом пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования. Жизнь утрачивает ценность. Часты попытки суицидов. Они самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества.
Янг и его коллеги различают три типа одиночества [62,с.117]:
1. Хроническое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи.
2. Ситуативное одиночество зачастую наступает в результате стрессовых событий в жизни, например, разрыв близких отношений или смерть супруга. Ситуативно-одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется с потерей и преодолевает одиночество.
3. Преходящее одиночество – наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным приступам чувства одиночества. Янг полагает, что для того, чтобы понять, почему одинокие люди чувствуют и действуют определенным, свойственным им образом, мы должны изучить их представления о себе и своих отношениях с другими»
Известный психотерапевт И.Ялом [61,112] выделяет 3 типа одиночества (изолированности), при этом разница между людьми, пытающимися избежать одиночества, лишь в том, от какого одиночества они стремятся спрятаться:
Внутриличностное (от себя) – человек убегает от какой-то части себя, возводя, барьеры между частями своего Я. Это происходит, когда человек отрицает, свои собственные желания и не доверяет себе.
Межличностное (от других) – человек убегает от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причинами этого могут быть неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений.
Экзистенциальное (от жизни) – человек прячется в толпе от грусти и тоски, от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания.
Одиночество – специфическая форма самосознания человека, сопряженная с тяжелыми и мучительными эмоциональными переживаниями и вызываемая разрывом связей человека с внешним (физическим или социальным миром) или с самим собой.
В зависимости от того, какие связи разрываются, образуются 4 типа одиночества.
Типы одиночества:
1. Космическое
– человек чувствует разрыв
связей с Вселенной, космосом,
природой, Богом. Потеря связей
с самим собой (именно в этом
случае человек переживает
2. Культурное одиночество
возникает, если личностные
3. Социальное одиночество – когда разрываются связи человека с группой, в которую он хотел бы входить. Его изгнали, отвергли, не приняли.
4. Личностное или межличностное одиночество – разрыв связей с другими людьми. У человека нет друзей – дефицит дружеского, доверительного, интимного общения.
Проявляется в двух формах:
Причины и проявления личностного одиночества зависят от исходных причин, выделяют 3 вида личностного одиночества:
Экзистенциалисты
считают одиночество
Отсутствие желания общаться – патологическое одиночество. Человек добровольно ограничивает число контактов с другими людьми, общение может вызвать скуку, раздражение.
Вынужденное одиночество – ограничения круга общения носят вынужденный характер. Причины вынужденного одиночества лежат в самой личности или в особенностях ситуации. Зависит от ситуации (так сложились обстоятельства жизни):
● тяжелое заболевание,
● потеря любимого, близкого человека (потеря – смерть, развод),
● переезд (смена места жительства).
Но ситуация меняется и одиночество прекращается – чего не происходит, если причина одиночества – в личности.
Главная личностная черта, порождающая одиночество, это самооценка.
Низкая самооценка, комплекс неполноценности – ограничивает круг общения, отсюда – одиночество.
Высокая самооценка, высокомерие, пренебрежительное отношение к другим людям – одиночество.
Но одиночество и приводит к понижению самооценки. Самый мощный корень личностного одиночества – низкая самооценка.
Но при этом характер эмоций одинокой личности зависит от характера атрибуции своего одиночества: если винит в своем одиночестве других - внешняя атрибуция, его не любят – гнев (ведь он заслуживает любви) и горечь; если причины одиночества видит в себе – внутренняя атрибуция.
Все одинокие люди – депрессивные люди. (Депрессия – это индикатор одиночества).
Как ведут себя одинокие люди, их поведение?
1. Печально – пассивное поведение. Эти люди ничего не делают, только плачут, переедают, пьют таблетки и алкоголь, наркотики, и т.д.
2. Активное уединение – учусь, занимаюсь спортом, слушаю музыку и др.
«Печальная пассивность» – это реакция на одиночество тех, кто хронически и глубоко одинок. Такие люди находятся в состоянии летаргического самосострадания, которое отталкивает от них других людей и тем самым замыкается порочный круг: низкая самооценка? Одиночество.
«Активное уединение» – это плодотворное и творческое использование времени, проводимого в одиночестве, своего рода альтернатива одиночеству («Трудолюбивой пчелке некогда печалиться!»). Но иногда такая активность приобретает бессмысленный характер: человек усердно и интенсивно занимается никому не нужным, «пустым» делом, лишь бы заглушить одиночество, отстранение от непосредственного, живого общения с людьми шаблонными и надуманными делами.
Таким образом,
одиночество – остро
1.2. Особенности одиночества в подростковом возрасте
Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающем миром. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки [52, с. 74]. К тому же переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на ровесников делает проблему взаимоотношений с подростками весьма актуальной, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.
Границы подросткового периода охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях – переходный, трудный, критический. В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения [62, с. 49].
Существует несколько взглядов не подростковое одиночество.
Первый из них – отрицание самого факта наличия этого состояния у подростков как особенности возраста. С этой точкой зрения трудно согласиться.
Следующий взгляд на одиночество подростков признает его как явление социальное по своей сути и поверхностное, несерьезное по природе (якобы обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни).
Третья точка зрения, наиболее нам близкая, принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее этому возрасту, отмечает серьезность, даже драматичность этого переживания. «Вмести с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность в нем, потребность в уединении» [19, с.62]. А также: « … в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» [21, с.129].
Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что каким бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это свое состояние и как он его использует. Его продуктивное использование снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, т.е. путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, пути к людям.
Необходимо
отметить, что виды одиночества
вообще и подросткового –
в частности могут быть различны.
Временное одиночество –
Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи.
Информация о работе Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков