Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:21, реферат
В рамках психодинамического подхода особенно популярна концепция идентичности Э.Эриксона. Э.Эриксон относится к числу тех последователей З.Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. Эриксон разработал концепцию развития личности на протяжении всей жизни человека – от рождения до старости. В отличие от Фрейда Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Эриксон считает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития (от аутоэротизма до влечения к представителю противоположного пола) существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых человек устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Р Е Ф Е Р А Т
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
Известно, что личностью
не рождаются, личностью – становятся.
Однако так же, как нет однозначного
определения личности и единой, признанной
всеми структуры личности, нет
и однозначного ответа на вопрос о
том, как происходит становление
личности. Представители разных направлений
с учетом того, что оказывается
в центре их внимания, и по этому
вопросу имеют различные
В рамках психодинамического
подхода особенно популярна концепция
идентичности Э.Эриксона. Э.Эриксон
относится к числу тех
Эриксон выделил, ставшие
широко известными, восемь стадий развития
личности. На каждой из них существуют
свои определенные задачи, которые
в ходе развития могут получать благоприятное
либо неблагоприятное разрешение. Механизмом
смены стадий является конфликт, кризис
идентичности личности. Идентичность,
по Эриксону, - это чувство устойчивости
и непрерывности своего «Я», сознание
тождественности самому себе, что
выступает в качестве интегративного
начала личности. Стремление к собственной
идентичности и ее сохранению Эриксон
выводит из психоаналитических посылок.
Стадии личностного
развития у Эриксона в общих чертах
соответствуют фазам
· 1 стадия - раннее младенчество (до 1 года). Основная альтернатива: базовое доверие или базовое недоверие к миру. Главную роль в жизни ребенка играет мать: кормит, ухаживает, ласкает. В результате у ребенка формируется «базовое доверие» к миру. Если мать тревожна, холодна, эгоистична, уделяет ребенку недостаточно внимания или если малыш воспитывается в детском доме, то у него формируется «базовое недоверие» к миру.
В дальнейшем это
найдет свое выражение в устойчивом
пессимизме, отрицательной оценке жизненной
перспективы, неверии в себя, замкнутости.
Даже в интеллектуальном отношении
человек с «базовым недоверием»
не реализует себя и не имеет тех
успехов, которые мог бы иметь
при более благоприятном
· 2 стадия – позднее
младенчество (1-3 года). Основная альтернатива:
автономия или стыд и сомнение.
Ребенок начинает ползать, ходить, сидеть,
одеваться, самостоятельно есть и пить,
приучается к опрятности и т.д. Если
слабости и неудачи ребенка игнорируются
или осуждаются, тем более, если ребенка
за что-то наказывают, у него формируются
неуверенность в себе и стыд (обесценивание
себя). При позитивном отношении
со стороны ближайшего окружения
у ребенка формируются
· 3 стадия – раннее
детство (3-6 лет). Основная альтернатива:
инициативность или чувство вины.
Ребенок много и охотно играет,
при этом в стандартные действия
вносит фантазию, творчество, личную инициативу
и предприимчивость. Он тянется к
сверстникам, и ролевая игра занимает
все больше места в его жизни.
От окружающих требуется поддержка,
позволяющая расширить
· 4 стадия – среднее
детство (6-12 лет). Основная альтернатива:
целеустремленность и трудолюбие или
чувство неполноценности. Ведущим
видом деятельности для ребенка
становится учеба. Ребенок овладевает
новыми знаниями и навыками. Учеба
в школе осознается как серьезная
подготовка к взрослой жизни. В благоприятном
случае у ребенка формируются
целеполагание, позитивное отношение
к труду и стремление к успеху,
а также самодисциплина и умение
взаимодействовать со сверстниками
по определенным правилам. Если ребенка
только ругают и наказывают за плохую
учебу и непослушание, у него формируется
чувство неполноценности, некомпетентности,
а отношения со взрослыми принимают
конфликтный характер.
· 5 стадия – отрочество
и юность (12-20 лет). Основная альтернатива:
«Я»-идентичность или ролевая и
личностная неопределенность. Это пора
полового созревания и особого отношения
к своей меняющейся внешности. Авторитетность
родителей и учителей пересматривается
и подвергается сомнению. Отношения
со сверстниками активизируются и задают
критерии личной оценки, переходящей
в самооценку. Формируется ролевая
и личностная определенность, идентичность
«Я». Овладение различными ролями носит
характер примерки («ролевой мораторий»):
молодой человек или девушка
как бы испытывают себя. Эффективность
этого поиска во многом определяется
признанием и поддержкой со стороны
окружаюших.
В неблагоприятном
случае формирования «Я» - идентичности
не происходит, имеет место ролевая
и личностная неопределенность. Молодой
человек (девушка) не обретает своих
целей, не осознает своих желаний. Может
появиться смутное, но устойчивое чувство
тревоги и одиночества, страх
общения, особенно, с представителями
противоположного пола.
· 6 стадия – ранняя
взрослость (20-25 лет). Основная альтернатива:
интимность и солидарность или изоляция.
Это период обретения полной социальной
самостоятельности. Помимо профессиональной
компетентности формируются умения
построения дружеских и интимных
отношений. Особую актуальность приобретает
поиск спутника жизни. Благоприятный
исход данной стадии развития –
установление психологической близости
со значимыми другими, способность
ощущать себя частью другого, овладение
интимностью. Человек, обремененный прошлыми
неудачами, обнаруживает повышенную самоозабоченность.
Он способен только к поверхностным
контактам, используя других как
средство. У него нет опыта и
желания думать о других вне связи
со своими интересами. Крайний вариант
неблагоприятного исхода – изоляция,
одиночество.
· 7 стадия – средняя
взрослость (25-65 лет). Основная альтернатива:
продуктивность или застой. Реализация
себя во всех сферах жизни: профессиональной,
дружеском взаимодействии, супружестве,
воспитании детей и заботе о собственных
родителях. Благоприятное развитие
личности воплощается в творческой
самореализации во всех названных сферах,
в продуктивности, в ответственности
за происходящее. При неудачном варианте
развития силы тратятся на достижение
власти и потребление. Неспособность
заботиться о других оборачивается
ненасытной погоней за удовольствиями.
В личностном плане – это застой
и косность, чувство опустошения,
бессмысленность жизни.
· 8 стадия – поздняя
взрослость (65 лет и более). Основная
альтернатива: цельность и интеграция
«Я» или разочарование и
Концепция развития
Ж.Пиаже отлична от только что
представленной концепции, поскольку
в ней речь идет сугубо о когнитивном
развитии, т.е. о процессе развития мышления.
Согласно Пиаже, чтобы развиваться,
дети должны взаимодействовать со средой.
Но выстраивают новые когнитивные
структуры сами дети, а не внешняя
среда. Каждая стадия когнитивного развития
предполагает наличие новых навыков,
обозначающих пределы того, чему на
данной стадии можно научить ребенка.
Дети проходят через эти стадии в
определенной последовательности, хотя
необязательно с одинаковой скоростью
и результатами.
· Первая стадия (рождение
– 2 года) называется сенсомоторной. Малыши,
устанавливая контакт с окружающим
миром, выстраивают собственные
схемы физических действий, таких
как сосание, хватание и нанесение
ударов. У детей постепенно развивается
способность в течение
· Вторая стадия (2 года - 7 лет) называется предоперациональной. Дети учатся мыслить, используя символы и внутренние образы, но их мышление не систематично и не логично.
В начале данного
периода ребенок еще может
расстроиться, если кто-то наступит на
построенный им из песка дом, символизирующий
его собственный дом. В конце
периода дети уже понимают разницу
между объектами и их символами.
Однако их мышление сильно отличается
от мышления взрослых.
· Третья стадия (7-11
лет) – стадия конкретных операций.
Дети овладевают способностью мыслить
систематически, но только в том
случае, когда могут привязаться
к конкретным объектам и действиям.
Определенные задания ребенок уже
способен выполнять «в уме», просто
представляя себе необходимые действия.
Например, если детям на данной стадии
развития показывают ряд из шести
палочек и просят взять равное
количество палочек из кучки, лежащей
рядом, дети могут выбрать шесть
штук, не размещая каждую, взятую из кучки,
палочку напротив каждой из шести
в заданном ряду. Дети, находящиеся
на более ранней стадии развития, выстраивают
палочки к палочкам, чтобы не ошибиться.
· Четвертая стадия
развития (11 лет – зрелость) –
стадия формальных операций. Подростки
способны анализировать абстрактные
проблемы, решать сложные математические
и логические задачи, рассматривать
нравственные проблемы и коллизии,
планировать будущее и
Развитие нравственности
тесно связано с когнитивным
развитием. Для того, чтобы выносить
какие-либо моральные суждения, надо
достичь определенного уровня развития
в когнитивном плане. Одним из
первых среди психологов особенности
нравственного развития начал изучать
Ж.Пиаже. Позднее его работу продолжил
и углубил Л.Кольберг. Выводы Кольберга
оспорила К.Гиллиган, согласно которой,
нравственное развитие мужчин и женщин
имеет свои особенности.
В процессе нравственного
развития ребенок проходит эволюцию
от эгоцентрического отношения к
окружающему, при котором любой
поступок он оценивает, как хороший
или плохой, в соответствии с правилами,
усвоенными им от взрослых, до более
гибкой позиции, когда в своих
суждениях о других людях он начинает
придавать все большее значение
своим личным критериям. Именно таким
характером нравственной эволюции объясняется
тот факт, что если до 7 лет ребенок
склонен судить о поступках по
важности их последствий, то в более
позднем возрасте он судит о них
скорее по обусловившим их намерениям.
Концепция развития
Л.Кольберга. Он выделил 6 стадий нравственного
развития, развертывающихся в строгой
последовательности аналогично когнитивным
стадиям Пиаже. Переход от одной
нравственной стадии к другой –
результат развития как когнитивных
навыков, так и способности к
эмпатии (способность к сопереживанию
и сочувствию). Кольберг не связывает
свои стадии с рамками определенного
возраста. В то время как большинство
людей в своем нравственном развитии
достигает, по крайней мере, третьей
стадии, другие остаются нравственно
незрелыми на протяжении всей жизни.
Две первые стадии Кольберг
относит к детям, у которых
еще не сформировалась понятие о
плохом и хорошем. Дети поступают
определенным образом, чтобы избежать
наказания (первая стадия) или получить
поощрение (вторая стадия).
На третьей стадии
уже начинают формироваться собственные
понятия о плохом и хорошем. Однако,
люди на третьей стадии нравственного
развития, в основном, приспосабливаются
к окружающим, чтобы заслужить
их одобрение.