Старость и долгожительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема самореализации в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимается как возраст печали, потерь, тоски и одиночества. В то же время, геронтопсихология рассматривает старость как возраст развития. Пожилой возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость обеспечивает связь времен и поколений, очерчивает общую линию развития личности . Только с позиции старости можно глубоко понять, оценить и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл. В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии, является изучение психологических особенностей, развития личности и проблемы самореализации в пожилом возрасте.

Содержание

Введение
Основная часть
1 Геронтология – наука о старении
2 Психологические кризисы старости и пути их преодоления
3 Жизненный путь человека
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи. Периодизация психического (и не только психического) развития человека — краеугольный камень возрастной психологии. Более того, фактически процедура периодизации конституирует сам предмет возрастной психологии. При этом речь идет, прежде всего, о периодах.2

Центральным положением теории Э.Эриксона развития явилось  то, что человек в течение жизни  проходит через несколько универсальных  для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. 
Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич. структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности.  
Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.  
Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается. 
Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.  
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго.  
оральная 0-1 год Базовое доверие – недоверие, надежда 
анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение, сила воли 
фаллическая 3-6 лет Инициативность – вина, цель 
латентная 6-12 лет Трудолюбие – некомпетентность, компетентность 
Подростковый возраст 12-19 (20) лет Гармоничная идентичность - диффузная идентичность верность 
молодость 20-35 лет Близость – изоляция, любовь 
зрелость 35-60 лет Продуктивность – застой, забота 
старость 60 и старше Эго-интеграция – отчаяние, мудрость

3 Жизненный путь человека и судьба

Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а  с точки зрения "жизненного пути" – субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Изучение личностной организации времени, таким образом, неотделимо от изучения жизненного пути личности.

Однако, жизненный путь – проблема очень многозначная. По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность человеческого существования заключается  в том, что человек не просто живет, увлекаемый заключенными в нем силами, и прилагает усилия, чтобы выстроить свою жизнь. Он способен относиться, занять оценочную позицию к жизни вообще и к своей, в особенности. Он способен распоряжаться ею и, даже – что уже совсем немыслимо в остальной природе – по своей воле уйти из жизни. Таким образом, Л.И.Анцыферова рассматривает жизнь человека как развернутую во времени систему выборов. В основе этой системы лежит базальный выбор – между жизнью и смертью.

Жизнь человека складывается по-разному. Один проживает полноценную жизнь, трудится, заботится о своих близких и доживает до преклонных лет. Другой очень бережно относится к себе и требует бережного ухода за собой, но не доживает даже до пенсии. Что же является фактором долгожительства?

В результате анализа  полученных данных уточнена география  долгожительства в СССР, потребность  долгожителей в медико-социальной помощи, изучены некоторые факторы, способствующие долгожительству. Установлено, что долгожители представляют собой категорию людей со специфическими чертами не только здоровья, но и образа жизни. Большинство из них прожило всю свою жизнь в сельской местности, что определило условия, стиль их жизни, характер занятий. Почти 60% —это крестьяне, половина которых продолжала работать уже в пожилом возрасте. Они рано вступали на трудовой путь и очень поздно его оставляли, почти не меняя занятий.

Для долгожителей характерен прочный жизненный стереотип, правильное чередование и организация труда и отдыха, отказ от вредных привычек, налаженная благополучная долгая семейная жизнь. Примерно 44% обследованных мужчин и 31% женщин практически здоровы.

Многие геронтологи  считают, что значительные потенциальные  возможности долгожителей достигать  высоких возрастов и сохранять  при этом жизнеспособность, обусловлены генетически. Однако не менее важная роль в реализации долгожительства. принадлежит социальным факторам  и   образу  жизни  населения.

Исследование проблемы долгожительства, предусматривает изучение факторов окружающей среды и образа жизни населения, а также проведение мер, способствующих реализации наследственного предрасположения к долгой жизни, удлинению периода трудоспособности и сохранению здоровой, активной старости.

В число социально-экономических  факторов, влияющих на уровень долгожительства, входят условия и характер труда, материальная обеспеченность, характер питания и жилищные условия, культурный уровень и образ жизни населения, степень и качество удовлетворения его потребности в медпомощи и др.

Продление жизни - проблема всех времен и народов. В эволюции эта проблема появляется именно у человека. Осознавая бессмертие живой природы за счет размножения смертных организмов и, обладая инстинктом самосохранения и выживания, человек всегда пытался разрешить это противоречие жизни и смерти.

Изменения в организме  человека, обусловленные его эволюционным развитием, не успевают за столь стремительными изменениями среды его обитания. В результате жизнедеятельности  человека значительно изменился  химический состав воды, воздуха, продуктов питания и, как следствие, привычный здоровый образ жизни канул в лету. Но наш организм принципиально ничем не отличается от организма нашего далекого предка, жившего тысячелетия назад. Функционирование в наших условиях приводит к всевозможным нарушениям тех или иных его систем. До недавнего времени с легкой руки немецкого ученого Августа Вейсмана старение считалось генетически обусловленным, запрограммированным  процессом. В последние годы благодаря многочисленным  исследованиям в области генома человека, изучению природы и биологической роли стволовых клеток  эта  концепция пересматривается. Оправдано  рассматривать  старение как изнашивание, истощение внутренних ресурсов, а не как финальную сцену «генетической симфонии».

Поэтому рассмотрим профилактику преждевременного старения не как аморфное понятие, а как предупреждение изнашивания внутренних ресурсов.

Задачу профилактики старения или предупреждение изнашивания  внутренних ресурсов желательно решать сразу 2 путями. Это:  
• создание условий функционирования человеческого организма, наиболее естественных для него, как для биологического вида (это и есть - здоровый образ жизни);  
• предупреждение физиологических дисфункций, связанных с возрастом, с целью повышения адаптационных возможностей

Решение первой задачи подразумевает формирование  "здорового образа жизни", т.е. обеспечение адекватной и разнообразной физической активностью, отказ от вредных привычек (употребление стимуляторов и наркотиков), формирование культуры питания, культуры эмоций, соблюдение разумного режима дня. Изменение образа жизни – это колоссальная встряска для мозгов. Пусть это будет решение с полным осознанием того, что трудиться надо в первую очередь над своим сознанием, и трудиться без перекуров и отпусков. Легко отказать себе в чем-то на день, даже на месяц. А вот не потакать собственным слабостям постоянно - задача не из легких. Но результат того стоит!

Вторая  задача решается применением рациональной  поддержки различных систем человеческого организма: применение целевых добавок, мягкой фарм-коррекции, целевых физических тренировок и т.д. 
Обусловлено это тем, что, вследствие целостности организма как биосистемы, мероприятия, направленные на 
• регуляцию трофических и обменных процессов в клетках и  
• активизацию синтетических процессов в тканях  
приводят к повышению активности ключевых клеточных ферментов и многим другим явлениям, которые в целом выражаются в повышении функциональных и резервных возможностей органов и систем.  Это крайне важно и для профилактики старения кожи. Ведь только наружные мероприятия далеко не всегда эффективны так, как хотелось бы.

Не менее важно максимально  индивидуализировать весь процесс. Достигается это предварительным  и подробным диагностическим  обследованием, включая генетическое тестирование, что позволяет разрабатывать действительно индивидуальные и эффективные меры профилактики старения организма.

Большинство избегает думать о смерти. Этот вопрос уже самой  своей постановкой может вывести  из душевного равновесия. Кюблер-Росс, которая опросила более двухсот больных, в своей книге «О смерти и умирании» представляет нам структуру из пяти последовательных фаз. Эти фазы наступают в эмоциях рядового больного, который ожидает наступления смерти: отрицание, возмущение, торгование - попытка совершить сделку, депрессия и признание.

Реакции пациентов на сообщение врача о наличии  у них смертельного заболевания  могут быть разнообразными. Танатолог  Элизабет Кюблер-Росс описывает реакцию  пациента как последовательность стадий.

Следует помнить, что  стадии не всегда возникают в строгой последовательности. Кроме того, дети до 5 лет не осознают смерти, они представляют её как временное отсутствие, похожее на сон. Между 5 и 10 годами происходит постепенное осознание смерти как чего-то, что случается с другими, в частности с родителями. После 10 лет смерть понимается как что-то, что может случиться с ребёнком.  

Стадия 1

Психологический шок  и отрицание. Непосредственная реакция пациента представляет собой психологический шок, за которым следует отрицание наличия у себя заболевания. Некоторые пациенты так и не переходят на другую стадию осознания и могут продолжать ходить к врачам, пока не найдут того, кто разделяет их позицию

Стадия 2

Озлобление. Пациент пребывает в состоянии фрустрации, досады и злобы в связи с наличием у него тяжёлого заболевания, он спрашивает себя: «Почему это случилось именно со мной?» На этой стадии возникают трудности в общении с пациентами, поскольку они вымещают свою злобу на врачах, медицинском персонале больницы и семье. Иногда пациенты злятся на самих себя, будучи уверенными, в том, что их болезнь была послана им в наказание за их плохие поступки

Стадия 3

«Сделка». Пациенты могут делать попытки договориться с врачами, друзьями или даже с богом и в обмен на выздоровление обещают выполнить что-то, например, давать милостыню, регулярно ходить в церковь

Стадия 4 

Депрессия. У пациентов отмечаются клинические симптомы депрессии: отчуждение, психомоторная заторможенность, нарушение сна, чувство безысходности и, возможно, мысли о самоубийстве. Депрессия может быть реакцией на изменения, которые произвела болезнь в жизни пациента, например на потерю работы, материальные трудности, изоляцию от друзей и семьи, или может возникнуть вследствие ожидания самой смерти

Стадия 5

Принятие. Осознание того, что смерть неизбежна и неотвратима для всех.

Человек смертен. Это  научный факт, осознание которого достаточно неприятно большинству  людей. Спрос на жизнь рождает предложение - и поэтому большинство религий обещают своим адептам вечную жизнь в той или иной форме. Чаще всего, форм две.

Форма первая. После смерти душа человека, в зависимости от поведения на Земле, попадает в рай или в ад, где и пребывает в добром здравии, общаясь с местными обитателями.

Форма вторая. После смерти, душа человека (опять же, в зависимости от поведения в жизни) переселяется в другой живой организм – может быть, в волка, а может быть, и в волкодава. 3

«Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно  пользующихся временем, которое природа  отпустила им. Мудрый найдёт это  время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для Мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.»

Эпикур 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нет сомнения, что длительность активного и полноценного существования  живой системы в известной  мере зависит и от генетических факторов и от условий ее существования. Но из законов теоретической биологии, впервые сформулированных Э. Бауэром, следует, что любая живая система, в том числе и человек, это непрерывный деятельный процесс становления, а его результаты определяются, главным образом, собственной активностью живой системы и уже во вторую очередь внешними обстоятельствами и даже генетической конституцией организма. Хотя в соответствии с принципом устойчивого неравновесия, любой элементарный цикл развития живой системы, имеет свой предел, после которого начинается этап старения, другие принципы теории Бауэра открывают возможности для существенного продления срока жизни индивидуума при сохранении его высокой жизненной активности. Благодаря существованию "Основного процесса" каждая индивидуальная живая система имеет возможность многократно "омоложиваться" и вновь вступать в фазу развития, причем стартовые условия для нового этапа могут быть лучше, чем для предыдущего. Каждый человек на каждом этапе своего развития, как правило, имеет в своем распоряжении средства для его осуществления. Другое дело, что многие не знают, что они обеспечены этими средствами и не умеют ими пользоваться. Правда, складывается впечатление, что мы просто забыли об этом, поскольку многие издревле известные правила здорового образа жизни, способы коррекции отклонений от нормального развития, позволяют не только продлить календарные сроки жизни, но и обеспечить высокую работоспособность, творческую активность в любом возрасте. И если раньше человечество пользовалось этими приемами, только исходя из эмпирического опыта, то развитие геронтологии на основе законов теоретической биологии раньше или позже позволит применять их на научной основе индивидуально для каждого человека, если он действительно хочет прожить полноценную жизнь.4

Информация о работе Старость и долгожительство