Старость как заключительный период жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:27, реферат

Краткое описание

В области искусства представления о периодах человеческой жизни нашли отражение на многих итальянских гравюрах XVI-XIX вв., в живописи, скульптуре. В большинстве этих произведений возраст человека соответствует не столько биологическим стадиям, сколько социальным функциям людей. Так, например, на одной из фресок Эремитани в Падуе:
возраст игрушек символизируют дети, играющие с деревянным коньком, куклой, ветряной мельницей и птичкой;
школьный возраст - мальчики учатся читать, носят книги, а девочки учатся вязать;
возраст любви и спорта - юноши и девушки вместе гуляют на празднике;
возраст войны и рыцарства - человек, стреляющий из ружья;
зрелость - изображены судья и ученый.

Содержание

Введение 3
1.Детство и юность: психологические особенности 5
2.Психологические особенности зрелого возраста 12
3.Старость как заключительный период жизни человека 15
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Возрасты человека реф.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, одна из главных  особенностей подросткового и раннего  юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений  со взрослыми и прежде всего с  родителями. "Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии.

 

2.Психологические особенности зрелого возраста

 

Для определения границ зрелого возраста человека не существует жёстких правил, как нет и четкого завершения каждой стадии жизни. Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возрасты с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965 г., средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период - 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период - 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40-45 лет), среднюю  взрослость (от 40-45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Несмотря на эти различия в определении границ зрелого  возраста, все ученые сходятся в одном - зрелость самый длительный для большинства людей период жизни. Даже если принимать её по минимуму, продолжительность зрелости составляет более четверти века.

При этом верхняя граница  зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста.

Социальная ситуация развития в период зрелости связана  с активным включением человека в  сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. Взрослый человек стремится занять ключевое место в обществе8.

Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в этом возрасте переоценивают свою профессиональную карьеру для того чтобы понять, чего им удалось достичь из намеченного и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере.

По Эриксону одно из главных  достижений ранней взрослости - развитие близости, неотъемлемой части устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Любовь развивается на основе биологических предпосылок, поднимаясь до духовных вершин, когда она одухотворяет поведение человека, изменяет его, усиливает его способности, способствует творческим достижениям. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Однако, выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения – нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью.

Переход к родительству характеризуется: 1) изменением идентичности и внутренней жизни. К этому относится изменения чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни; 2) перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе, в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда; 3)переменами в ролях и отношениях старшего поколения9. При этом на каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новыми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того, преодолеть трудности, возникающие в супружеской жизни.

Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причём женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Общими для женщин среднего возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их основные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.

Общество вынуждает  мужчин соответствовать единому  образцу успеха и мужественности. Из-за того, что мужчинам приходится свыкнуться с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему, и возникают проблемы.

 

3.Старость как заключительный период жизни человека. Ее психологические особенности

 

Старость выражается не только в постепенном снижении возможностей человеческого организма, в ослабления здоровья, упадке физических сил, но и собственно психологическими изменениями, такими как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни10.

Однако было бы неверным полагать, что старость это только период угасания жизненных сил, в этом возрасте возможно достижение мудрости и чувства полноты жизни, исполненного долга, лучшего понимания собственной личности.

Но, несомненно, изменения, присущие старости, существуют. Разделим их на психические и психологические.

Психические изменения - это изменения памяти, внимания, мышления и т.д. Общий их признак - это "замедление".

Психологические изменения  связаны с тем, что многие пожилые люди переживают кризис, который связан с оценкой прожитой жизни. Это период осмысления и подведения итогов, попытка в оставшееся время успеть что-то сделать. При этом здоровая старость связывается с принятием своего жизненного пути, а болезненная - с непринятием, и в этом случае жизнь кажется прожитой зря, а такое понимание приводит к отчаянию. Кризис позднего возраста неразрывно связан с выходом на пенсию, с изменением социального статуса и стиля жизни.

Рассматривая общий психологический фон старости, необходимо заметить, что данный период жизни - это время потерь. Выход на пенсию, одиночество, близость смерти - этапы заключительного периода жизни. Для пожилых людей становится ясным, что жизнь не беспредельна, ограничена, времени остается все мало…

Переживание близости смерти является очень важным в старости. Принятие жизни и смерти в целом  не только снимает страх смерти, но и освещает поздние годы жизни особенным светом. Жизнь всегда понимается в соответствии со смертью, но человек способен это осознать лишь в старости.

Пожилые люди вынуждены  смириться и с тем, что в  их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких для них людей. Первой потерей может стать уход одного из супругов и близких членов семьи или друзей. Так случается, что человек может остаться без поддержки в тот момент, когда она так нужна, поскольку в связи со старостью подступают мрачные опасения и, прежде всего, страх смерти, связанный с ухудшением здоровья и грустью одиночества.

Одиночество среди старых людей бывает довольно частым. Это  определенный тип одиночества - "одиночество в толпе", когда возникают мысли, что человек никому не нужен, неинтересен, что его переживания непонятны другим и т.п.

В старости увеличивается  зависимость от других людей не только физическая, но и эмоциональная. Человеческое общение важно и ценно в любом возрасте, но в старости эта ценность обретает особый смысл. Пожилой человек нуждается в ощущении "нужности" семье, детям, внукам, и возможностью служения другим людям своим профессиональным и жизненным опытом.

Супружеские отношения  сложны и противоречивы в старости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. Таким образом, в преклонном возрасте люди редко расходятся, понимая, насколько они нуждаются друг в друге11.

В старости может возрасти роль дружбы. Чувство покинутости  может быть восполнено дружеским участием и вниманием. Соответственно дружба в старости становится полноценными эмоциональными отношениями.

 

Заключение

 

И в заключение отмечу, что каждый возраст человека - чрезвычайно важен, обладает самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути человека, формирования его личности. При этом жизненный путь человека определяется целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии человека.

На сегодняшний день современный человек не только приобрёл новые возможности выбора, новый уровень самосознания, но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развёртывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины, информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития, раздвигая рамки его жизни.

К старости пути людей часто расходятся, один человек полностью погружается в болезни и грустные мысли, другой - переживает новую любовь, а третий, получив массу свободного времени, наконец, может отдаться делу, заняться которым он мечтал всю жизнь.

Старость как период развития имеет будущее, и это  активно проявляется в отношении к старости - не в снисхождении, а в уважении и восхищении. Это время мудрости, когда уходят ненужные желания. Проживая жизнь, человек выбирает и проходит огромную дорогу, шагая в Неизведанное.

 

Список литературы

 

 

  1. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. М., 1984.
  2. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Божович Л.И. Психология юношеского возраста. М.,1999.
  5. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М., 2001.
  6. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. СПб., 2001.
  7. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.
  8. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  9. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,1999.

1 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.16.

2 Блонский П.П. Педология. М., 1934. С.325

3 Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. С.48.

4 Конвенция о правах ребенка. Ст. 1.

5 Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. С.53.

6 Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,1999. С.12.

7 Божович Л.И. Психология юношеского возраста. М.,1999. С.31.

8 Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998. С.28.

9 Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. М., 1984. С.119.

10 Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. СПб., 2001. С.172.

11 Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М., 2001.


Информация о работе Старость как заключительный период жизни человека