Особое место
занимает установка на личностное преобразование
взрослого, т.е. на работу родителей
и воспитателей над собой. Позиция
самопреобразования необходима при выстраивании
педагогической стратегии, так как личность
взрослого, ответственного за воспитание,
имеет большое значение.
К примеру, авторитарный,
агрессивный стиль воспитания способствует
формированию у детей собирательного
«злого» образа взрослого.
Агрессивные и фрустрационные
реакции взрослых не должны «сбрасываться»
на ребенка, так как этот опасный и безнаказанный
способ разрядки наносит огромный вред
психическому здоровью детей.
В контексте общей
профессиональной стратегии детского
практического психолога дошкольного
учреждения психологическое обеспечение
педагогического процесса организуется
как плановая деятельность и деятельность
по запросу администрации и педагогического
коллектива. Осуществляется данная деятельность
посредством психологического анализа
занятий и игр, текущей и контрольной
психодиагностики, психоэкспертирования
и психологического консалтинга.
В завершение следует
отметить, что представленный «комплексный»,
междисциплинарный подход к образованию
и воспитанию детей дошкольного
возраста способствует решению профессиональной
проблемы детских специалистов —
проблемы практического психолого-педагогического
сотрудничества.
10 Следуя традиционным
представлениям о психологических воздействиях
в контексте нормального онтогенетического развития,«психокоррекция» рассматривается
как совокупность психологических средств
и методов по «созданию оптимальных возможностей
и условий для полноценного и своевременного
психического развития». Это
существенно расширяет само понятие «коррекция»
и позволяет го
ворить о комплексе
психологических воздействий. В контексте
профессиональной деятельности практического
психолога данный комплекс представлен психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной
и психореабилитацией. Психопрофилактика
обеспечивает предотвращение нервно-психических
и психосоматических заболеваний, психогигиена
сохраняет и укрепляет нервно-психическое
здоровье, а психореабилитация восстанавливает
и компенсирует нарушенные психические
функции и состояния, личностный и социальный
статус.
Остановимся подробнее
на двух из перечисленных направлениях
деятельности практического психолога
в условиях детского дошкольного
учреждения: коррекции и профилактике отклонений инарушений в психическом развитии и поведении детей.
Первоначально следует сформулировать
правила психокоррекционной деятельности:
1. Психолог не
должен осуществлять специальные
коррекцион-ные воздействия без твердой
уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
2. Пространство
коррекционньгх воздействий детского
практического психолога ограничено нормой
и пограничными состояниями развития ребенка при
отсутствии органических и функциональных нарушений.
3. Детский практический
психолог не вправе определять
индивидуальный ход психическогоразвития ребенка путем
радикального коррекционного вмешательства.
4. В работе с
детьми до 7 лет не рекомендуется
использование гипнотических и
суггестивных средств воздействия,
а также методов психотерапии,
неадаптированных к дошкольному
возрасту.
К вышеперечисленным
правилам добавляются требования профессиональной
этики: закрытость и адаптированность
информации, процедурная конфиденциальность
и позиционность взаимоотношений.
Далее обратимся
к предмету коррекционной деятельности
детского практического психолога,
который характеризуется «симптомами
и причинами отклонений в развитии» и поведении
детей (Д.Б. Эльконин).
В целом содержание психокоррекции в условиях
дошкольного учреждения определяется:
направлением психологических воздействий
(дети, семья, педагогический коллектив),
контекстомотклонений (общие
и парциальные характеристики психического развития и поведения),
а также коррекционной задачей. Так, психокор
рекционные воздействия
могут быть направлены на познавательное,
личностио-эмоциональное, коммуникативное,
психомоторное развитие, поведенческие
реакции, возрастную компетентность, произвольную
регуляцию с задачами адаптации к образовательному
учреждению, готовности к школе, стабилизации
эмоционально-личностных состояний, структурирования
мышления, активизации памяти, речи, регуляции
психомоторных функций. Следует сказать
несколько слов о трудностях в психокоррекционной деятельности
содержательного и организационного характера.
Прежде всего это проблема направленного
психологического изменения, обусловленная
фактом тесной взаимосвязи структурных
компонентов психики. Именно по этой причине
сложно точно дифференцировать область психокоррекционных воздействий.
Предположим, у ребенка старшего
дошкольного возраста трудности операционального
мышления (обобщение, классификация и
т.д.). Решать ли эту проблему в контексте
мышления либо более широком аспекте познавательного развития? Что может служить
«опорой» в коррекции: структурирование
мышления либо познавательные способности ребенка? Безусловно, ответ
будет найден в процессе анализа индивидуальных
характеристик психического развития данного ребенка.Также будет определено
пространство для психокоррекционных воздействий
и психологические механизмы, их опосредствующие.
Но практик-психолог часто сталкивается
с этой трудностью и должен быть готов
к ее решению. Это может быть еще одним
доводом за единство диагностико-коррекционной
системы, ее концептуальную целостность.
Далее мы остановимся
на вопросе адаптивной формы и
средствах психокоррекционныхвоздействий
на детей дошкольного возраста. Оптимальная
форма определяется возрастной спецификой,
а именно типом ведущей деятельности ребенка-дошкольника. В
условиях детского сада это игра, а также
игровые занятия с использованием развивающих
и обучающих приемов.
Что касается коррекцио-ных
средств, то перечень их в работе с детьми
достаточно широк: изобразительно-графические,
музыкально-ритмические, двигатель-но-экспрессивные,
предметно-манипуляционные, вербально-комму-никативные.
Следует отметить также, что психокоррекциядетей
от 3 до 7 лет осуществляется с опорой на
определенные психологические механизмы:
проективный, рефлексивный, релаксационный,
регуляционный, идентификационный и др.
Это связано с возможностью относительно
легкой активизации у детей дошкольного
возраста психологических механизмов
данного ряда. Таким образом,
сочетание (чередование)
направленности коррегирующих средств
и приемов, опосредованных специфическим
психологическим механизмом, даст возможность
специалисту-практику обоснованно выстроить психокоррекционную систему,
адекватную возрастным особенностям контингента.
Определим особенности
организации и проведения психокоррекции в
условиях дошкольного учреждения. Это
аспекты формирования коррекционных групп
и построения коррекционных занятий. Коррекционные
группы формируются в зависимости от результатов
предварительного диагностического обследования,
в процессе которого происходит отбор
детей, нуждающихся впсихокоррекции по
тем или иным показателям. Состав групп
(количественный и качественный) соотносится
с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим
диагнозом).
При построении коррекционных
занятий необходимо следовать принципу
сериационности, т.е. наличию нескольких
модификаций основного «базового» занятия.
Это позволит варьировать задачи в зависимости
от возраста, состава коррекционных групп,
индивидуальных особенностей детей, а
также типов психических нарушений и отклонений. Данный факт
немаловажен для обеспечения результативности психокоррекционной работы.
Коррекционные занятия
могут проводиться в индивидуальной
и групповой форме. Индивидуальная
форма обусловлена специфической
направленностью психокоррекционныхвоздействий,
а также наличием трудностей межличностного
общения. Цикл занятий может быть закрытым
(определенное количество занятий и фиксированная
дата окончания) и открытым (без определения
количества встреч и даты окончания). Продолжительность
коррекционного цикла зависит от многих
факторов как организационного, так и
содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная система
в условиях дошкольного учреждения представляет
собой дифференцированные циклы игр, специальных
и комбинированных занятий, направленных
на стабилизацию и структурирование психического развития детей (см. Приложение
18).
Практическому психологу,
работающему с целью сохранения
«психического здоровья» детей,
параллельно с диагностико-коррек-ционным
циклом рекомендуется организовать психопрофилактические
мероприятия с систематическим и целенаправленным
воздействием. Профилактика психических нарушений должна охваты
вать все возрастные
группы дошкольного учреждения и осуществляться
коллективными усилиями педагогов и психолога
в форме совместной деятельности.
Мероприятия психопрофилактического
профиля на практике объединяются в
системы типа «Психогимнастика», состоящие
из нескольких блоков традиционной направленности:
1. Двигательно-расслабляющая
(релаксационная) деятельность.
2. Двигательно-организующая
(регуляционная) деятельность. З.Имитационно-вьгоазительная
(идентификационная) деятельность.
Каждый блок специфичен
по содержанию и средствам психопрофилактических
воздействий.
В настоящее время,
в связи с высокой психофизической
ослаблен-ностыо и социальной уязвимостью
детей, наблюдается тенденция снижения
уровня их психосоматического здоровья.
В результате этого актуальным становится
психомышечное саморасслабление (ауторелакса-ция),
направленное на снятие психоэмоционального
напряжения и тренировку психомоторных
функций, что чаще всего является содержанием
основного блока психопрофилактических
систем. Расслабляющие упражнения рекомендуется
вводить в повседневную жизнь возрастных
групп дошкольного учреждения. Для снятия
психоэмоционального напряжения могут
быть использованы варианты психомышечной
тренировки, разработанные А.В. Алексеевым
и адпатирован-ные для детей дошкольного
возраста М.И. Чистяковой [99]. Для оптимизации
обучения произвольному напряжению и
расслаблению мышц тела авторы рекомендуют
разделить их на пять групп: мышцы рук,
ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается
к каждой группе мышц в определенной последовательности.
«Психофизический покой, достигаемый
в результате психомышечной тренировки»,
восстанавливает психоэнергетический
тонус (стеничность), а также способствует
усвоению и закреплению информации о предмете,
данном в установке.
Практический материал данного
блока состоит из релаксационных
комплексов на расслабление всех мышц
тела с фиксацией и без фиксации
на дыхании, а также из отдельных
упражнений на снятие напряжения в
одной группе мышц.
Комплексы релаксационных
упражнений могут быть использованы
в качестве заключительной части
физкультурного занятия, динамического
часа и т.д. Отдельные расслабляющие
упражнения с фиксацией на дыхании
можно включать в комплексе с
организующими упражнениями, при
обучении плаванию в бассейне, а
также
использовать в
качестве подготовки к дневному сну.
Упражнения без фиксации на дыхании
могут служить практическим материалов
для расслабляющих пауз, разделяющих один
вид деятельности в случае однообразно
выполняемых действий либо два вида деятельности
с высокой познавательной и моторной (двигательной)
нагрузкой.
Содержанием следующего
блока психопрофилактических воздействий
является психомоторная организация,
направленная на предупреждение психомоторных
расстройств (гиперактивность, гипоактивность,
двигательная расторможенность, двигательный
автоматизм), а также оптимизацию двигательной
нагрузки в повседневной жизни детей.
Практический материал психомоторной
организации состоит из подвижных игр.
Все игры подчиняют участников определенным
правилам, что способствует активизации
произвольной регуляции у детей старшего
дошкольного возраста. Кроме того, позитивное
воздействие подвижных игр отличается
высокой устойчивостью, что благоприятствует
удержанию психоэнергетического тонуса
(нормостеничности) ребенка.Практический
материал по двигательной организации
может выноситься на прогулки в качестве
свободных игр и упражнений, а также использоваться
на занятиях в качестве «пауз», разделяющих
различные виды деятельности.
Содержанием заключительного
в рассмотрении блока психопрофилактических
воздействий является самовыражение,
направленное на социально-личностную
компетенцию детей. Практический материал
данного блока составлен из выразительных
этюдов и имитационных игр для
одного, двух, нескольких детей и
тренингов смоделированных ситуаций.
Ограниченное число активно участвующих
не оставляет остальных детей
группы в бездействии. Имитационные
игры и смоделированные ситуации
могут быть использованы как мини-представления
для пассивно участвующих (зрителей).
Представление может служить
стимулом к беседе-обсуждению поведенческих
реакций, стиля взаимоотношений
со сверстниками, а также своеобразной
«загадкой-пантомимой». «Актерский»
и «зрительский» состав необходимо
периодически менять с целью поддержания
игровой мотивации. При формировании
«актерского» состава рекомендуется
учитывать индивидуальные особенности
детей, наличие потребности демонстрации
и навыков имитационно-выразительной
деятельности. В «актерской» группе
должен быть один «ведущий актер» с
перечисленными качествами. Некоторые
этюды и игры сопровождаются музыкальным
сопровождением. При отсутствии заданного