Стимульный и интерпретационный инструментарий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:38, реферат

Краткое описание

Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностических технологий. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Особое место  занимает установка на личностное преобразование взрослого, т.е. на работу родителей  и воспитателей над собой. Позиция  самопреобразования необходима при выстраивании педагогической стратегии, так как личность взрослого, ответственного за воспитание, имеет большое значение.

К примеру, авторитарный, агрессивный стиль воспитания способствует формированию у детей собирательного «злого» образа взрослого.

Агрессивные и фрустрационные реакции взрослых не должны «сбрасываться» на ребенка, так как этот опасный и безнаказанный способ разрядки наносит огромный вред психическому здоровью детей.

В контексте общей  профессиональной стратегии детского практического психолога дошкольного  учреждения психологическое обеспечение  педагогического процесса организуется как плановая деятельность и деятельность по запросу администрации и педагогического  коллектива. Осуществляется данная деятельность посредством психологического анализа  занятий и игр, текущей и контрольной  психодиагностики, психоэкспертирования и психологического консалтинга.

В завершение следует  отметить, что представленный «комплексный», междисциплинарный подход к образованию  и воспитанию детей дошкольного  возраста способствует решению профессиональной проблемы детских специалистов —  проблемы практического психолого-педагогического  сотрудничества.

 

 

 

10 Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития,«психокоррекция» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития». Это существенно расширяет само понятие «коррекция» и позволяет го

ворить о комплексе психологических воздействий. В контексте профессиональной деятельности практического психолога данный комплекс представлен психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной и психореабилитацией. Психопрофилактика обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, психогигиена сохраняет и укрепляет нервно-психическое здоровье, а психореабилитация восстанавливает и компенсирует нарушенные психические функции и состояния, личностный и социальный статус.

Остановимся подробнее  на двух из перечисленных направлениях деятельности практического психолога  в условиях детского дошкольного  учреждения: коррекции и профилактике отклонений инарушений в психическом развитии и поведении детей. Первоначально следует сформулировать правила психокоррекционной деятельности:

1. Психолог не  должен осуществлять специальные  коррекцион-ные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

2. Пространство  коррекционньгх воздействий детского практического психолога ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

3. Детский практический  психолог не вправе определять  индивидуальный ход психическогоразвития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.

4. В работе с  детьми до 7 лет не рекомендуется  использование гипнотических и  суггестивных средств воздействия,  а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному  возрасту.

К вышеперечисленным  правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

Далее обратимся  к предмету коррекционной деятельности детского практического психолога, который характеризуется «симптомами  и причинами отклонений в развитии» и поведении детей (Д.Б. Эльконин).

В целом содержание психокоррекции в условиях дошкольного учреждения определяется: направлением психологических воздействий (дети, семья, педагогический коллектив), контекстомотклонений (общие и парциальные характеристики психического развития и поведения), а также коррекционной задачей. Так, психокор

рекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностио-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций. Следует сказать несколько слов о трудностях в психокоррекционной деятельности содержательного и организационного характера. Прежде всего это проблема направленного психологического изменения, обусловленная фактом тесной взаимосвязи структурных компонентов психики. Именно по этой причине сложно точно дифференцировать область психокоррекционных воздействий.

Предположим, у ребенка старшего дошкольного возраста трудности операционального мышления (обобщение, классификация и т.д.). Решать ли эту проблему в контексте мышления либо более широком аспекте познавательного развития? Что может служить «опорой» в коррекции: структурирование мышления либо познавательные способности ребенка? Безусловно, ответ будет найден в процессе анализа индивидуальных характеристик психического развития данного ребенка.Также будет определено пространство для психокоррекционных воздействий и психологические механизмы, их опосредствующие. Но практик-психолог часто сталкивается с этой трудностью и должен быть готов к ее решению. Это может быть еще одним доводом за единство диагностико-коррекционной системы, ее концептуальную целостность.

Далее мы остановимся  на вопросе адаптивной формы и  средствах психокоррекционныхвоздействий на детей дошкольного возраста. Оптимальная форма определяется возрастной спецификой, а именно типом ведущей деятельности ребенка-дошкольника. В условиях детского сада это игра, а также игровые занятия с использованием развивающих и обучающих приемов.

Что касается коррекцио-ных средств, то перечень их в работе с детьми достаточно широк: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, двигатель-но-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-комму-никативные. Следует отметить также, что психокоррекциядетей от 3 до 7 лет осуществляется с опорой на определенные психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Это связано с возможностью относительно легкой активизации у детей дошкольного возраста психологических механизмов данного ряда. Таким образом,

сочетание (чередование) направленности коррегирующих средств и приемов, опосредованных специфическим психологическим механизмом, даст возможность специалисту-практику обоснованно выстроить психокоррекционную систему, адекватную возрастным особенностям контингента.

Определим особенности  организации и проведения психокоррекции в условиях дошкольного учреждения. Это аспекты формирования коррекционных групп и построения коррекционных занятий. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся впсихокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

При построении коррекционных  занятий необходимо следовать принципу сериационности, т.е. наличию нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволит варьировать задачи в зависимости от возраста, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Данный факт немаловажен для обеспечения результативности психокоррекционной работы.

Коррекционные занятия  могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической  направленностью психокоррекционныхвоздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях дошкольного учреждения представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей (см. Приложение 18).

Практическому психологу, работающему с целью сохранения «психического здоровья» детей, параллельно с диагностико-коррек-ционным циклом рекомендуется организовать психопрофилактические мероприятия с систематическим и целенаправленным воздействием. Профилактика психических нарушений должна охваты

вать все возрастные группы дошкольного учреждения и осуществляться коллективными усилиями педагогов и психолога в форме совместной деятельности.

Мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в  системы типа «Психогимнастика», состоящие из нескольких блоков традиционной направленности:

1. Двигательно-расслабляющая  (релаксационная) деятельность.

2. Двигательно-организующая (регуляционная) деятельность. З.Имитационно-вьгоазительная (идентификационная) деятельность.

Каждый блок специфичен по содержанию и средствам психопрофилактических  воздействий.

В настоящее время, в связи с высокой психофизической  ослаблен-ностыо и социальной уязвимостью детей, наблюдается тенденция снижения уровня их психосоматического здоровья. В результате этого актуальным становится психомышечное саморасслабление (ауторелакса-ция), направленное на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций, что чаще всего является содержанием основного блока психопрофилактических систем. Расслабляющие упражнения рекомендуется вводить в повседневную жизнь возрастных групп дошкольного учреждения. Для снятия психоэмоционального напряжения могут быть использованы варианты психомышечной тренировки, разработанные А.В. Алексеевым и адпатирован-ные для детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой [99]. Для оптимизации обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела авторы рекомендуют разделить их на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе мышц в определенной последовательности. «Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки», восстанавливает психоэнергетический тонус (стеничность), а также способствует усвоению и закреплению информации о предмете, данном в установке.

Практический материал данного  блока состоит из релаксационных комплексов на расслабление всех мышц тела с фиксацией и без фиксации на дыхании, а также из отдельных  упражнений на снятие напряжения в  одной группе мышц.

Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы в качестве заключительной части  физкультурного занятия, динамического  часа и т.д. Отдельные расслабляющие  упражнения с фиксацией на дыхании  можно включать в комплексе с  организующими упражнениями, при  обучении плаванию в бассейне, а  также

использовать в  качестве подготовки к дневному сну. Упражнения без фиксации на дыхании  могут служить практическим материалов для расслабляющих пауз, разделяющих один вид деятельности в случае однообразно выполняемых действий либо два вида деятельности с высокой познавательной и моторной (двигательной) нагрузкой.

Содержанием следующего блока психопрофилактических воздействий  является психомоторная организация, направленная на предупреждение психомоторных  расстройств (гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность, двигательный автоматизм), а также оптимизацию двигательной нагрузки в повседневной жизни детей. Практический материал психомоторной организации состоит из подвижных игр. Все игры подчиняют участников определенным правилам, что способствует активизации произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, позитивное воздействие подвижных игр отличается высокой устойчивостью, что благоприятствует удержанию психоэнергетического тонуса (нормостеничности) ребенка.Практический материал по двигательной организации может выноситься на прогулки в качестве свободных игр и упражнений, а также использоваться на занятиях в качестве «пауз», разделяющих различные виды деятельности.

Содержанием заключительного  в рассмотрении блока психопрофилактических  воздействий является самовыражение, направленное на социально-личностную компетенцию детей. Практический материал данного блока составлен из выразительных  этюдов и имитационных игр для  одного, двух, нескольких детей и  тренингов смоделированных ситуаций. Ограниченное число активно участвующих  не оставляет остальных детей  группы в бездействии. Имитационные игры и смоделированные ситуации могут быть использованы как мини-представления  для пассивно участвующих (зрителей). Представление может служить  стимулом к беседе-обсуждению поведенческих  реакций, стиля взаимоотношений  со сверстниками, а также своеобразной «загадкой-пантомимой». «Актерский»  и «зрительский» состав необходимо периодически менять с целью поддержания  игровой мотивации. При формировании «актерского» состава рекомендуется  учитывать индивидуальные особенности  детей, наличие потребности демонстрации и навыков имитационно-выразительной  деятельности. В «актерской» группе должен быть один «ведущий актер» с  перечисленными качествами. Некоторые  этюды и игры сопровождаются музыкальным  сопровождением. При отсутствии заданного

Информация о работе Стимульный и интерпретационный инструментарий