Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт – частое явление в обществе. С давних времён видна связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Именно поэтому, корни конфликта уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Так, Конфуций - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, лживость, лесть, и подобные черты. Напротив, полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие характеристики социального конфликта………………………………….....6
1.1. Определение социального конфликта……...………………………………………..……...6
1.2. Виды социальных конфликтов и их особенности………………………………………..10
Глава 2. Взаимодействие лидера с группой…………………………………………………..17
Глава 3. Роль лидера в решении конфликтов…………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая).docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

4. иллюзорные конфликты – основанные на неправильном восприятии или непонимании;

5. замещенные конфликты – в результате противоречий которых страдают личность или идея от действий участников конфликта или конфликтных идей;

6. экспрессивные конфликты – характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм. [15, с. 19]

По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные; быстротечные; длительные (продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, такими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты).

Классификаций конфликтов очень много, мы перечислили лишь часть из них. Ни одна из вышеперечисленных классификаций не является законченной и поэтому является относительной и условной. Главной целью любой классификации является возможность помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения.

По моему мнению, наиболее удачной классификацией конфликтов является, та классификация, которая в данной работе описана подробнее других, то есть классификация в зависимости от числа конфликтующих. Так как благодаря ей, можно легко определить характеристики каждого типа конфликта и подобрать соответствующие пути выхода из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимодействие лидера  с группой.

Чтобы выяснить, как взаимодействует лидер с группой, для начала нужно определить, кто такой лидер. Лидер является субъектом социального конфликта, то есть он играет главную роль в конфликте.

В самом общем смысле, лидер – это лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В. С. Соколов в учебнике «Социальная конфликтология» говорит о том, что субъектами общественного развития и социального конфликта выступают, прежде всего, политические лидеры. Это люди, обладающие выдающимися качествами, способные направлять и изменять ход развития общества, занимающие, как правило, ведущее политическое положение в государстве и обществе (царя, президента, генсека и т.п.). Как показывает история, выдающиеся политические лидеры появляются в переломные периоды развития стран и становятся инициаторами и организаторами идеологических, политических, экономических преобразований и социальных конфликтов в обществах.

Выдающиеся качества политических лидеров можно разделить на:

  • природные (характер, воля, решительность, магнетизм, гипнотизм, интуиция);
  • нравственные (беспринципность, властолюбие, жестокость, легкомыслие, с одной стороны, и гуманизм, принципиальность, ответственность, с другой стороны),
  • профессиональные (мудрость, аналитичность, быстрая ориентация в политической обстановке, организаторские способности, готовность к компромиссам, эрудиция, ораторские способности и т.п.). [20, с. 40]

Я считаю, что вышеперечисленные качества, являются качествами не только политического лидера, но и любых других лидеров.

Существуют следующие типы лидеров:

  • консерваторы (ориентированы на стабилизацию и сохранение существующего состояния обществ);
  • реформаторы (ориентированы на радикальное преобразование и социальные конфликты в обществе мирными средствами);
  • революционеры (ориентированы на разрушение старой формации и создание новой в результате насильственных преобразований).

Также среди лидеров выделяют:

  • традиционных (власть получена традиционным способом, существующим в данной стране);
  • харизматических (власть получена в результате поддержки народа, верящего в сверхъестественные способности лидера);
  • легальных (конституционные выборы).

По моему мнению, самыми сильными в плане лидерства, являются харизматические лидеры, так как если такой лидер смог убедить народ, чтобы он его выбрал в качестве лидера, то и в дальнейшем он сможет вести народ за собой, опираясь на свои харизматические черты.

Основными функциями лидеров в обществе являются:

•  аналитическая (систематическое изучение ситуации в обществе);

•  представительская (выражает в своей деятельности интересы основных классов общества);

•  программирующая (разработка стратегии и тактики развития страны);

•  организаторская (мобилизация элиты, интеллигенции, народной массы на решение стоящих перед страной задач);

•  интегративная (направлена на поддержание целостности и стабильности в обществе, в частности, между разными классами и сферами общества).

Именно лидеры, особенно политические, выступают главным источником социальных конфликтов в обществе. Именно они определяют тот конфликт, который становится источником развития (или распада) данного общества. [20, с. 40-41]

Каждый лидер имеет свои индивидуальные черты, разные лидеры имеют различные стратегии управления и воздействия на группу, которая им подчиняется. У каждого лидера свой стиль руководства в группе. Стиль руководства  — способ, система методов воздействия лидера на членов группы. Исследователи выделяют три основных стиля руководства:

Директивный стиль характеризуется высокой централизацией лидерства, доминированием единоначалия. Лидер требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению группы не прислушивается, все решает за группу сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры и т.п. Контроль очень строгий, детальный, лишающий членов группы инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль лидерства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в группе, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности членов группы. 
Демократический стиль характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между лидером и группой. Лидер демократического стиля всегда выясняет мнение группы по важным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов группы по важным для них вопросам. Общение с группой проходит в форме просьб, пожеланий, советов, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Лидер стимулирует благоприятный психологический климат в группе, отстаивает интересы группы.  
Либеральный стиль характеризуется отсутствием активного участия лидера в управлении группой. Такой лидер «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние группы. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Групповую деятельность пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где участники группы отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.  
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.  

Нельзя говорить, что какой-то из этих стилей не имеет положительных черт, каждый из трёх стилей имеет свои положительные и отрицательные моменты. Хотя, по моему мнению, наиболее успешным стилем руководства является демократический, так как при совместной деятельности, принятии решений и равноправии , члены группы будут чувствовать себя спокойно и на них никто не будет давить, и это положительно скажется на групповой деятельности. Ведь, когда человек не ощущает давления, его мысли могут двигаться в любом направлении, и возможно, это сделает его деятельность более успешной.

В данной главе, мы разобрали, как лидер взаимодействует с группой, а для этого, выделили качества лидера, назвали типы  лидеров, перечислили функции лидера в обществе и охарактеризовали три стиля руководства. Таким образом, из этой главы мы увидели, что существуют различные типы,  виды и функции лидеров. Именно благодаря им, деятельность лидеров в группе и характер их управления являются такими разными, хотя всех лидеров объединяет то, что в группе они пользуются большим признанным авторитетом и обладают влиянием среди членов своей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль лидера в решении конфликтов.

Лидер играет немаловажную роль в решении конфликта. Если группа серьёзно настроена на конфликт, не важно, внутригрупповой, межгрупповой, конфликт с лидером или какой-либо другой, то лидер играет ведущую роль в том, чтобы повлиять на группу и вывести её из этого конфликта.

Существует несколько возможных вариантов завершения конфликта:

1) устранение конфликта;

2) урегулирование конфликта;

3) разрешение конфликта.

Таким образом, завершение и разрешение конфликта – это разные, хотя и взаимосвязанные результаты и понятия, которые следует четко разграничивать. В этом смысле завершение конфликта – это его любое окончание. [20, с. 66]

Итак, рассмотрим подробнее каждый из возможных вариантов завершения конфликта:

1. Устранение конфликта  имеет следующее возможное завершение:

1) уничтожение одной из  противоборствующих сторон в  результате победы другой;

2) уничтожение обеих противоборствующих  сторон;

3) перерастание одного  конфликта в другой – как  между теми же участниками, так  и в другом составе, когда противоборствующие  стороны объединяются против  третьей стороны.

2. Урегулирование конфликта  означает его завершение при  следующих условиях:

1) примирение противоборствующих  сторон в состоянии конфликтного  тупика, когда цена победы дороже  цены урегулирования;

2) примирение противоборствующих  сторон на основе признания  победы одной из сторон и  фиксации этого в соответствующем  соглашении.

3. Разрешение конфликта  выражается в устранении причин, его породивших, т.е. в устранении  противоположности интересов противоборствующих  субъектов.

Для разрешения (и урегулирования) социального конфликта приходится прилагать значительные усилия, так как самостоятельное разрешение конфликта невозможно. Если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой происходит.

Как было уже сказано выше, лидер является ведущим в конфликте, он либо пытается вывести её из него, либо сознательно или бессознательно настраивает группу против себя, чем и провоцирует конфликт. Если же конфликт возникает между членами группы, то лидер должен предпринять следующие действия для его разрешения, прежде всего, вскрыть этот конфликт. Далее правильно оценить ситуацию. Отличить внешний повод от подлинной причины столкновения. Причина может быть не осознанной самими конфликтующими или сознательно скрываться ими, но она, как в зеркале, отражается в тех средствах и действиях, которые каждый применяет для достижения своей цели. Так же необходимо понимать, насколько противоречивы интересы спорящих. Только после анализа конфликта, лидер сможет принять верное решение, как нужно выводить группу из конфликтной ситуации, чтобы не ущемить права и интересы обеих конфликтующих сторон.

По моему мнению, именно лидер должен анализировать конфликт и помочь группе выйти из него, так как, обладая статусом лидера, он лучше других разбирается в сложных ситуациях, в данном случае в конфликте. Кроме этого, только лидер обладает правом управлять группой, поэтому кому как не ему направлять группу в нужном направлении, в данной ситуации, по пути выхода из конфликта.

В данной главе мы выяснили, что при конфликте в группе основную роль в разрешении этого конфликта и выход из него играет лидер группы. Так же мы определили, как лидер может способствовать решению конфликта. И выявили пошаговые действия, с помощью которых лидер сможет сначала проанализировать конфликт, а затем и постепенно вывести группу из него.

 

 

 

 

Заключение.

Как уже было сказано, тема социального конфликта является актуальной в настоящее время, так как общество является бесконечным полем для различных споров, которые в последующем их развитии перерастают в социальные конфликты. Особенно, по моему мнению, интересны и  актуальны для общества пути выхода из конфликта и то, как лидер способствует тому, чтобы предотвратить конфликт в группе или подтолкнуть её к завершению конфликта.

В ходе написания курсовой работы по теме «Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе», мы детально разобрали, что такое социальный конфликт, выяснили какие существуют классификации конфликтов и на какие виды делятся конфликты. А именно, мы дали несколько определений понятию социальный конфликт и из этого сделали вывод, что существует множество позиций и определений данного социального явления. Одни авторы характеризуют его, как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе и, как форму отношений между членами общества, которая мотивирована противоборством интересов и потребностей. Другие авторы говорят, что социальный конфликт является особой формой исторического движения к новому социальному единству. А третьи, берут во внимание конфликт в самом прямом смысле, как  противоборство сторон, которое в будущем может перерасти в борьбу, которая принимает форму атаки или обороны. В ходе этого исследования, мы пришла к выводу, что социальный конфликт – это противоборство интересов и целей двух сторон,  либо, двух «Я» одного человека,  либо двух человек, либо человека и группы, либо двух групп.

Так же в рамках данной работы было описано, как взаимодействует лидер  с группой. Для  этого, мы выделили качества лидера, назвали типы  лидеров, перечислили функции лидера в обществе и охарактеризовали три стиля руководства. Благодаря этому, мы увидели, что существуют различные  типы,  виды и функции лидеров.  Исходя из выделенных качеств лидера, стало очевидно, что лидеры с разными характерами и точками зрения на управление группой, имеют разные отношения  с группой, по-разному руководят и им характерны различные особенности взаимодействия с группой.

При раскрытии цели курсовой работы, мы пришли к выводу, что при конфликте в группе основную роль в его разрешении играет лидер этой группы. А именно, чтобы разрешить конфликт в группе, лидеру сначала нужно его вскрыть и проанализировать, а затем переходить к конкретным действиям по его либо предотвращению, если он еще не успел в полной мере раскрыться, либо к его устранению, если группа уже поглощена конфликтом.

Таким образом, в рамках данной курсовой работы мы выполнили все поставленные цели и задачи,  и подтвердили гипотезу о том, что лидер занимает ведущую позицию в завершении конфликта в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – М. :  Учебное пособие, 1990. – 114 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Учебное пособие, 1996. – 228 с.
  3. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога /А.Я. Анцупов, А.И. Шепилов. – М. : ВУ, 1995. – 98 с.
  4. Бройнинг, Г. Руководство по ведению переговоров / Г. Бройнинг. – М. : ИНИОН, 1996. – 48 с.
  5. Буртовая, Е.В. Конфликтология / Е.В. Буртовая. – М. :Учебное пособие, 2002. – 218 с.
  6. Волков, Б. С. Конфликтология / Б.С. Волков, К.В. Волкова. – М. : Альма Матер, 2006. – 384 с.
  7. Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. – М. : ЭКМОС, 2000. – 320 с.
  8. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт / Р. Дарендорф. – М. : Иностранная литература, 1993. № 4.
  9. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф . – М. : Социс, 1994. № 5.
  10. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. – М. : Учебное пособие, 1993. – 134 с.
  11. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 218 с.
  12. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин. – М. : Учебное пособие, 1989. – 164 с.
  13. Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. – М.: ЭКСМОС, 2001. – 126 с.
  14. Здравомыслов, А.Т. Социология конфликта / А.Т. Здравомыслов. – М. : Учебное пособие, 1995. – 246 с.
  15. Зеленков, М.Ю. Социальная конфликтология / М.Ю. Зеленков. – М. : Юридический институт МИИТа, 2003. – 262с.
  16. Зигерт, В. Руководить без конфликта / В. Зигерт, Л. Ланге. – М. : ИНИОН, 1993. – 72 с.
  17. Конфликтология / А.Я Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М. : ИНФРА-М, 2005. - 302с.
  18. Кинсбурский, А. В. Политические конфликты в оценках российской элиты / А.В. Кинсбурский. – М. : Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. – Вып. 9, 1995. – 148 с.
  19. Козер, Л.А. Завершение конфликта / Л.А. Козер. – М. : ИНИОН, 1991. – 216 с.
  20. Соколов, С.В. Социальная конфликтология / С.В. Соколов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 236 с.
  21. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатов. – М. : Смысл, 1998. – 192 с.
  22. Чумиков, А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия / А. Чумиков. – М. : Социс. 1995. № 3.

Информация о работе Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе