Стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 18:37, реферат

Краткое описание

Очевидно, что в нашей культуре - благодаря революционным скачкам в развитии техники, разрушению системы ценностей и т.д. - человек подвергается особенно сильному воздействию стрессов. Об этом же свидетельствует и распространенность заболеваний, вызванных стрессом, - болезней сердца, атеросклероза и бесконечного множества других патологических состояний.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.57 Кб (Скачать файл)

Стресс 

Сталкиваясь с затруднениями, человек повседневно приспосабливается  к окружающей его физической и  социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу  и стресс. 

Очевидно, что в  нашей культуре - благодаря революционным  скачкам в развитии техники, разрушению системы ценностей и т.д. - человек  подвергается особенно сильному воздействию  стрессов. Об этом же свидетельствует  и распространенность заболеваний, вызванных стрессом, - болезней сердца, атеросклероза и бесконечного множества  других патологических состояний. 

Стресс (данный термин переводится с английского как "давление, напряжение") - это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). 

Стрессоры обычно делятся  на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая  и низкая температура и т.п.) и  на психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние в свою очередь подразделяются на эмоциональные и информационные. 

Однако не только избыток раздражителей может  привести к нарушениям, но и нехватка их тоже действует как негативный стрессор: монотонность, скука, одиночество, изоляция. 

Стрессы могут быть одиночными или накладываться друг на друга, быть периодическими (авралы на производстве) или постоянными (бедность). Разным этапам жизни свойственна  своя специфика стрессовых ситуаций (начало учебы, уход из родительского  дома, вступление в брак, появление  детей и их уход из дома, недостижение профессиональных целей, уход на пенсию). 

Начало созданию концепции стресса положил Ганс Селье в 1936г. Он определил стресс как неспецифический (состоящий в адаптации) ответ организма на любое предъявленное ему требование. 

Стресс не всегда результат повреждения. Его стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Исследования Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим "поломкам" организма. 

Г. Селье выделяет два типа стресса - эустресс и дистресс; эустресс сочетается с желательным эффектом, дистресс - с нежелательным. 

Также Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса: 

первая стадия - аларм-стадия или стадия тревоги; 

вторая стадия - стадия резистенции или сопротивления; 

третья стадия - стадия истощения 

Однако Селье концентрируя свое внимание на физиологической ответной реакции организма на стрессор, игнорирует роль психологических процессов. 

В настоящее время  многие исследователи предполагают, что физиологическая ответная реакция  человека определяется не только присутствием стрессора, а его психологическим  воздействием на личность. 

В пример можно привести молодых, здоровых солдат, которые умирают, не получив никаких серьезных  физических повреждений, а также  людей в момент стихийного бедствия, которые сдаются потеряв надежду. Как в фольклоре, так и в  реальной жизни встречаются истории, когда люди "умирают от тоски". 

Базовиц с соавторами писали: "...в будущих исследованиях... не следует рассматривать стресс в качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, которые достигают тех пороговых уровней, на которых его физиологические и психологические интегративные особенности напряжены до предела или более того" (Basowitz H., 1955) 

Американский ученый Лазарус считает, что осознаваемая угроза является центральной характеристикой стрессогенной ситуации, в особенности, если угрозе подвергаются самые важные для человека ценности и цели. Он подчеркивает (1970): вследствии "индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной". 

Таким образом, согласно современным представлениям, психологический  стресс можно определить как феномен  осознавания, возникающий при сравнении требования, предъявляемого к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие равновесия - копинг (coping - совладание) в этом механизме вызывает стресс и ответную реакцию на него. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений. В таких случаях говорят о травматическом стрессе. 

Травматический стресс 

Травматический стресс - особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает  психологические, физиологические, адаптационные  возможности человека и разрушает  его защиту, он становится травматическим. 

Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психологическая травма возможна, если: 

произошедшее событие  осознаваемо, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние пережитое разрушает привычный образ жизни. 

Травматический стресс - это номальная реакция на ненормальные обстоятельства. 

Специалисты различают  несколько стратегий поведения  людей, переживших психическую травму. 

Первоначально в  ходе биологической эволюции сформировались две основные реакции на стресс - борьба и бегство. Они эффективны в некоторых случаях, когда нужно, например, дать отпор насильнику или  вовремя увернуться от несущейся  тебе навстречу машины. Если эти  реакции закрепляются (например, у  участников боевых действий), то человек  старается либо предупредить гипотетическую опасность (и становится возбужденным и взвинченным) либо ускользнуть от нее (и тогда появляются сверхосторожность, иррациональные страхи, мнительность). 

Кроме реакции "борьба-бегство", существует, и другой вид поведенческой  реакции - замирание или можно  сказать оцепенение. Это защитный процесс эмоционального отстранения, когда человек, бессильный что-либо предпринять, теряет чувствительность, отбрасывает от себя ощущение угрозы. 

Имеются и другие стратегии борьбы с пережитой  травмой. Одна из них - это попытка  избавить от нее других. Среди американских полицейских довольно много людей, пострадавших в детстве от насилия. Некоторые выбирают противоположный  путь - найти себе защитника. Чаще это  женщины, с которыми плохо обращались в детстве. Они склонны к очень  сильной привязанности и зависимости  от своих мужей (не могут ни на день с ними расстаться, не могут заснуть  одни и пр.). Для защиты можно избрать  и другой путь - кооперацию, то есть объединиться с такими же, как ты (общества ветеранов и т.п.). Наиболее опасное внутреннее решение, которое может принять человек, переживший угрозу собственной жизни, это самому стать источником опасности. 

В качестве важных характеристик  тяжелого психотравмирующего фактора  обозначены неожиданность, стремительный  темп развития катастрофического события, длительность воздействия, повторяемость  в течение жизни, а также выраженность психологической травмы (например, при пытках это наблюдается всегда, а при автомобильных катастрофах  возникает не так часто). 

Более интенсивной  и длительной оказывается реакция  на человеческий стрессор (изнасилование), чем на природную катастрофу (наводнение). Реакция при остром интенсивном  воздействии обычно бывает грубая, массивная, в ней маскируются  особенности личности. При менее  интенсивном и медленном воздействии  экзогенных факторов роль личностной реакции проявляется более отчетливо. Ранимость к стрессу особенно велика в самой младшей и самой  старшей возрастной группе. Это связанно с несформированностью механизмов копинга в детском возрасте. 

Ранимость в старшей  возрастной группе объясняется чрезмерной ригидностью копинг-механизмов, затрудняющей гибкий подход в преодолении последствий травмы, а также возрастным снижением функционирования нервной и сердечно-сосудистой системы. В любом возрасте предрасполагающим фактором может стать физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно соматическое истощение на фоне нарушения стереотипа сна и приема пищи. К условиям возникновения эмоциональных нарушений следует отнести отсутствие социальной поддержки, отсутствие тесных эмоциональных связей с окружающими людьми и поддержки с их стороны. 

Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса 

Помимо тяжести  стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума, о котором свидетельствуют не только особенности преморбида (отягощенность психотравмами, незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавление нежелательной эмоции), но также склонность к виктимизации (тенденции оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях) или черты травматофилии (удержание травматического опыта). Установлена значимая корреляция между конфликтными отношениями с родителями на 3-м году жизни и последующими нарушениями адаптации. Подчеркивается роль матери в формировании у ребенка выносливости к стрессу. Концепция "достаточно хорошей матери" исходит из того, что теплая эмоциональная поддержка и гибкая адаптация к правильно распознанным нуждам ребенка создают наиболее благоприятный фон для формирования адаптивных механизмов психологической защиты. 

В зарубежных исследованиях  особенностей взаимосвязи характеристик  личности, стресса и заболеваний  также уделено большое внимание изучению роли некоторых психологических  свойств в регуляции стрессовых процессов. Остановимся на обсуждении трех характеристик: локус контроля, психологическая выносливость (устойчивость) и самооценка. 

Локус контроля определяет, насколько эффективно может человек  окружающую обстановку или владеть  ею. В модели J.Rotter люди располагаются в континууме между двумя крайними точками: внешним (external) и внутренним (internal) локусах контроля. Экстерналы видят большинство событий как результат случайности, контролируемой силами, неподвластными человеку. Интернал, наоборот, чувствует, что только некоторые события находятся вне сферы человеческих влияний. Даже катастрофические события могут быть предотвращены хорошо продуманными действиями человека. Интерналы располагают более эффективной когнитивной системой. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, что позволяет им влиять на значимые для них события. Интерналы также имеют выраженную тенденцию разрабатывать специфические и конкретные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, чувство владения собой они могут развивать настолько, что это позволяет им более успешно справляться со стрессовыми ситуациями. 

В большом количестве исследований были предприняты попытки  обнаружить связь между локусом  контроля, способностями справлять  со стрессом и проблемами с личным здоровьем или здоровьем семьи. В обзоре (Averill J.R., 1973) подчеркиваются три основных типа личного контроля. Это поведенческий контроль, который затрагивает некоторое направление действий; когнитивный контроль, который в первую очередь, отражает личную интерпретацию событий; контроль решительности, который определяет процедуру выбора способа действия. Автор утверждает, что "каждый из типов контроля связан со стрессом комплексно, иногда увеличивая его силу, иногда снижая его, иногда не влияя на него совсем... связь личного контроля со стрессом - это, в первую очередь, функция самой значимости... контроля... для индивида". 

Согласно S.Kobasa, три основные характеристики составляют выносливость: контроль, самооценка и критичность. Контроль опеделяется и измеряется как локус контроля. Самооценка - это чувство собственного предназначения и своих возможностей. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Она отмечает также, что жизнерадостные люди - психологически выносливы, устойчивы. 

Если люди оценивают  себя достаточно высоко, маловероятно, что они будут реагировать  или интерпретировать многие события  как эмоционально тяжелые или  стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, они справляются с  ним лучше, чем лица с низкой самооценкой. Это дает человеку дополнительную информацию о своих возможностях и способствует повышению уровня самооценки. 

Информация о работе Стресс