Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:40, реферат
Целью моей работы является изучение данного явления. Задачами моего исследования будут:
Дать определение понятию стресса и представить классификацию видов стресса
Определить причины возникновения и стадии развития стрессового состояния
Проанализировать влияние стресса на поведение человека
Определить методы профилактики и преодоления стресса
Представить результаты исследования в своей работе
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА…………………………………….4
Понятие стресса……………………………………………………...4
Разновидности стресса………………………………………………5
Признаки стресса……………………………………………………7
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЧЕЛОВЕКА ……………………………9
Причины стресса…………………………………………………….9
Динамика стресса…………………………………………………..10
Влияние стресса на поведение человека………………………….12
ГЛАВА 3.ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА………………………………………...14
Профилактика стрессовых состояний…………………………….14
Пути преодоления………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Однако часто, несмотря на повышенную мобилизацию ресурсов, человек не находит позитивного разрешения ситуации, поиск новой тактики и стратегии поведения затягивается. В этом случае развивается дистресс, который в обыденном сознании, собственно, и связывают со стрессом. Для данного периода характерно появление элементов дезорганизации целенаправленного поведения: совершение случайных, необдуманных действий и ошибок, неоправданный риск, пассивное пережидание и др. Именно в этот момент люди обращаются за помощью к окружающим. Однако если затруднение по-прежнему не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию - истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния. К ним относятся в первую очередь неврозы - обратимые состояния, связанные с нарушением психологических, эмоциональных и мотивационных компонентов деятельности. Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. - все это укоренившиеся проявления последствий стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти в тяжелые психические расстройства.
Человек, находящийся в состоянии стресса на стадии истощения, в повседневной жизни может долгое время производить впечатление физически и психически здорового. Однако что-то в характере подспудно меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром "выгорания"), добрый и мягкий человек превращается в раздражительного и подозрительного субъекта и т.д. В таких случаях обычно говорят о сильных личностных деформациях. Это типичный и весьма распространенный вид нарушений, связанный, как правило, с выполнением социально значимых функций, профессиональной деятельностью, когда человек буквально превращается в деспота. Заболевание распространено среди врачей, педагогов, продавцов, работников социальных служб. Каждый из нас, вероятно, не раз сталкивался с подобными персонажами: учителем, который тиранит учеников, врачом, который, похоже, ненавидит пациентов и т.д. Причем в таких случаях страдают не только окружающие, но и сама "зловредная личность".
Подобные нарушения либо перерастают, в конечном счете, в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. В каждом конкретном случае можно проследить цепочку нанизывающихся друг на друга неразрешенных стрессовых ситуаций, которые и приводят к столь плачевным результатам.
2.3. Влияние стресса на поведение человека
Уже отмечалось, что одними из основных признаков, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении. Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.
При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности. При оценке поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии адаптивного стресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.
Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.
Глава 3. Преодоление стресса
3.1. Профилактика стрессовых состояний
В качестве профилактики попадания в стрессовые состояния очень хорошо подходят упражнения по созданию и поддержанию мажорного настроения. Нужно знать, что стресс как напряжение психофизиологической системы человека — необходимое условие жизнедеятельности. Известный канадский физиолог Ганс Селье, впервые описавший феномен стресса, считает, что жизнь без стресса немыслима. Даже в состоянии полного расслабления, пишет Г.Селье в своей книге «Стресс без дистресса», человек испытывает стресс. Под стрессом мы привыкли понимать напряжение, вызывающее негативные последствия. По терминологии Селье, это — «дистресс».
Чтобы избежать дистресса, необходимо создавать и поддерживать у себя мажорное настроение. Для этого нужно приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня:
1. Прежде всего — утренняя физзарядка. Очень полезна гимнастика, бег, занятия на тренажерах, упражнения с массажером, гантелями и т.д. Тот, кто систематически занимается спортом, редко болеет. Здесь имеет место факт физического закаливания, но главное, конечно, — это волевое и эмоциональное совершенствование.
2. Дыхательная гимнастика.
Каждое утро желательно
3. Лицеваягимнастика. Знайте, что эмоции человека выражаются на его лице. Установлено, что вся разнообразная гамма эмоциональной экспрессии у человека строится из шести стандартных масок: удивление, страх, злость, отвращение, печаль, радость.
4. Осанка. Если человек сутулится, опускает голову и плечи, он переживает неуверенность, депрессию и тревогу. Чтобы сформировать хорошее настроение, надо выпрямиться, расправить плечи, принять прямой и открытый вид. В дополнение ко всему сделайте так, чтобы ваши движения были уверенными.
5. Голос . Когда человек нервничает, то его голос становится хриплым, иногда делается «петушиным», бывает, что даже сводится до шепота. Голос — индикатор настроения человека. Чтобы настроить свой голос, можно какой-нибудь бодрый мотив, продекламировать стихотворение и т.п.
Здесь представлены лишь некоторые способы профилактики стрессовых состояний. Также следует отметить, что некоторые методы преодоления, описанные ниже, могут быть использованы также и для профилактики.
3.2. Пути преодоления
Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия – лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.). Существует несколько самых распространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое.
Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача.
Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является самым древним из известных методов борьбы со стрессом.
Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.
Гипноз также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние.
Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса. Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.
Одним из важных и давно применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса, является повторное или предварительной действие тех же или – других стрессоров в результате чего существенно стрессорных факторов.
В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь.
При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. Медитация – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.
Заключение
Я изучил понятие стресса, его причины, влияние на поведение человека, и методы преодоления, и, таким образом, выполнил цели и задачи своего исследования. Я пришел к выводу, что понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами). Стресс можно разделить на физиологический, психический и информационный. Также можно выделить виды стресса по Гансу Селье, который разделил данное явление на «эустресс» и «дистресс». Когда человек переживает состояние стресса, его можно условно разделить на три этапа: стадия тревоги, устойчивой сопротивляемости и стадия истощения, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния. В состоянии стресса может нарушаться целесообразность действий человека, речь, ослабление концентрации и внимания. А для преодоления и предупреждения стрессовых ситуаций в настоящее время используются множество способов и методик, некоторые из которых представлены в моей работе.
Список используемой литературы
Приложение 1. Разновидности стресса
Стресс
Приложение 2. Последствие влияния стресса на человеческий организм