Стресс и адаптация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер.

Содержание

Введение 3
1. Адаптация 4
2. Дезадоптация 11
3. Стресс адаптация 19
Заключение 23
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

К. Роджерс рассматривает  дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный  его источник заключается в потенциальном  конфликте между установками  «Я» и непосредственным опытом человека. Подобное несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я-концепция» (представление о себе) чрезмерно  обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей. Внутренний конфликт такого рода возникает у  человека, например, если его «Я-концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная  ситуация такова, что он находится  в агрессивном состоянии под  воздействием фрустрации, вызываемой другими людьми. Чувства эти могут  блокироваться, поскольку «Я-концепция» этого человека не может включить в себя мысль о том, что он способен испытывать ненависть.7

К. Роджерс приводит такой  пример: мать, которая не в состоянии  признаться в своих агрессивных  чувствах по отношению к собственному ребенку, воспринимает его поведение  как плохое, заслуживающее наказания. Тогда она может быть с ним  агрессивна, не разрушая при этом своего образа «хорошей и любящей матери».

Часто причины такого несоответствия между «Я-концепцией» и чувствами  следует искать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошего отношения к  ребенку является его отказ от своих истинных чувств. Если он действительно  злится на мать, то он - плохой мальчик, человек недостойный. В воспитании детей К. Роджерс считает важным не требовать от них, чтобы в качестве условия родительского расположения они отказывались от своих подлинных  чувств или искажали их, хотя родители и вправе требовать от детей подавления открытого выражения этих чувств. Родителям следует указывать  ребенку, что хотя его чувства  и понятны, тем не менее непозволительно  руководствоваться ими в своих  действиях, поскольку подобное поведение  может принести вред или причинить  страдание близким. Однако нельзя выражать неодобрение по поводу самого факта  наличия у ребенка этих негативных чувств. Ребенку следует не отказываться от них, а быть сдержанным в их проявлении. Это в значительной степени помогает избежать дезадаптации впоследствии.

Необходимо отметить, что дезадаптация может быть истолкована двояко. Во-первых, как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, а также побуждающее к переадаптации. В этом смысле дезадаптация - необходимый составной компонент адаптационного процесса, проявляющийся на этапе острых психических реакций входа, собственно, и являющийся его содержательной основой. Во-вторых, дезадаптация может быть достаточно устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленным функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме.8

Определяя психогенное влияние  экстремальных или новых условий  как фрустрирующее, можно отметить, что дезадаптация к данным условиям выражается в нервно-психической неустойчивости. Особый интерес представляет анализ причин, которые разделяют адаптационный процесс на два возможных направления его развития, по пути переадаптации или же дезадаптации. Фрустрация является почти неизбежным следствием конфликта между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми обществом, условиями деятельности и т.д. Последствия фрустрации различны по их влиянию на личность и ее поведение. Они могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент фрустрации состоит в том, что эмоциональная напряженность, вызванная ею, активизирует психическую деятельность человека по поиску выхода из конфликтной ситуации между его потребностями и социальными ограничениями по их реализации.

Эти усилия могут привести к замене способов достижения цели, удовлетворяющей ту или иную потребность. Как, например, потребность общения с близкими во многих случаях успешно замещается перепиской, телефонными разговорами и т.п. Может произойти замена цели на более или менее адекватную ей, но приемлемую в условиях новой среды. Кроме того, может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие, формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности и переходе ее в адаптированное к данным условиям состояние. Переоценка ситуации позволяет по-новому увидеть элементы окружающей среды, которые ранее казались противоречивыми и дискомфортными. Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.

Однако существует понятие  фрустрационной толерантности или  пороговой величины уровня напряжения, превышение которого оказывает деструктивное  влияние на психику и поведение  человека. Нарастание напряженности, вызванной  стеническими эмоциями, которые человек  переживает в измененных условиях существования, может превысить его индивидуальный порог толерантности еще до того, как перестроившаяся система  психических реакций позволит личности найти конструктивные пути вы хода из ситуации и обеспечит его успешную переадаптацию. В этом случае напряжение продолжает нарастать на фоне преобладания тревожных эмоций, что, в свою очередь, продолжает дезорганизацию психической  деятельности, истощая психические  возможности человека.9

Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые, привычные комплексы  нервно-пси хических реакций уже  более не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые, необходимые человеку в  данных условиях, не имеют достаточных  ресурсов для их соответствующей  организации. Рост напряжения, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам. Человек волнуется, теряется, впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. Следствием психической напряженности в измененной среде существования при невозможности ее конструктивного использования является нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы как следствие высокой психической нагрузки.

Естественно, что высокостимулированная  психическая деятельность должна найти  разрядку на весьма значительном уровне ее активизации, но направленность ее в данном случае будет деструктивной  для личности, и результатом явится генерация дезадаптивных состояний, определяющих два основных типа по ведения личности, наблюдающихся  при неспособности ее успешно  адаптироваться к заданной среде. Деструктивные  последствия фрустрации и конфликта  между потребностями личности и  ограничениями в их удовлетворении проявляются в двух формах - агрессии и бегстве от ситуации, что и  определяет соответственно содержание первого и второго типов дезадаптивного поведения.10

Первый тип - агрессивный - в простейшей форме можно представить  как атаку на препятствие или  барьер (в этом случае можно говорить о его адаптивной функции). Однако при осознании возможной или  явной опасности агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних  людей, на сослуживцев, не причастных к  самой причине агрессии, т.е. вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам  или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем, что  происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности.

Второй тип - бегство от ситуации - характеризуется «уходом» человека в свои переживания, обращением всей высокостимулированной психической  энергии на генерацию собственных  негативных состояний, самокопание, самообвинения  и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех своих  бед, а отсюда - чувство полной безысходности, так как повлиять на среду, и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип  людей характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир  тягостных раздумий. Нередко им видится  единственным выходом из ситуации и  разрешением всех проблем уход из жизни как наиболее доступный  и желаемый исход.

В случае развития адаптации  по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет  место угроза глубоких психических  изменений личности. Возникает проблема психического здоровья человека. Этими  изменениями могут стать серьезные  нервно-психические расстройства и  психические заболевания, если не будет  своевременно диагностировано дезадаптивное  состояние и оказана соответствующая  по мощь.

При развитии адаптационного процесса в благоприятном на правлении  он вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием  этого этапа являются своеобразная подготовка психики человека к возвращению  в определенной степени старых режимов  функционирования и реакций и  их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, более понятные как  симптомы томительно го ожидания. Особое внимание обращает на себя большая  вовлеченность личности в переживания  в связи с предстоящим и  долгожданным возвращением к привычной жизни. Причем процесс этот может носить чрезмерно подчеркиваемый характер и занимать все свободное время. Объясняется это тем, что вновь возникшее напряжение, активизировав психику, компенсирует таким образом вызванный ею избыток психической энергии.

Этап острых психических  реакций выхода по своему функциональному  значению в какой-то степени аналогичен этапу ре акций входа, так как  любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку комплекса психических  реакций и всей психической деятельности. Под выходом подразумевается  выход из экстремальных условий, в которых личность находилась длительное время. Этот этап характеризуется поведенческими реакциями, в которых находит  выражение эйфория, чувство преодоления  многих социальных ограничений, якобы  почти «полной» свободы и «неограниченных» возможностей в удовлетворении потребностей. Часто это чувство может быть обманчиво и может приводить  к нежелательным последствиям, когда  отрицаются многие сложившиеся нор­мы и убеждения. Так или иначе  наступает реадаптация к привычным  условиям жизни, хотя это понятие  весьма относительно. В общем случае имеется в виду возвращение в  прежнюю среду деятельности или  обитания. Знание со держания и характеристик  трех последних этапов адаптации  не обходимо для уяснения всей картины  этого процесса и его закономерностей.11

Процесс адаптации человека к измененным условиям жизни и  деятельности - сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих его адекватное поведение  и эффективное взаимодействие с  непривычной средой существования. При этом развитие процесса адаптации  неоднозначно по своему конечному результату и значению с точки зрения успешности его завершения

В широком смысле слова  понятие способности трактуется как индивидуальные психологические  особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или  иной деятельности. Понятие адаптационные  способности находит отражение  в достаточном числе исследований психологов, изучавших различные  аспекты адаптации к профессиональной, учебной и другим видам деятельности. Однако надо иметь в виду, что  адаптация человека к условиям среды, различным видам и условиям деятельности требует и различного сочетания  выраженности тех или иных качеств, входящих в понятие адаптационная  способность. Успешность адаптации  студента гуманитарного вуза и рабочего строительной специальности далеко не однозначно обусловлена выраженностью  в структуре личности одних и  тех же качеств, так как каждый из этих видов деятельности предъявляет  к ней весьма различные требования. Поэтому в общем виде определим  адаптационные способности (адаптивность) личности как ее индивидуальные психологические  особенности, являющиеся условием успешной переадаптации к изменившейся среде  и определяющие адекватное ее требованиям  поведение, эффективное взаимодействие с данной средой без чрезмерного  нервно-психического напряжения.

Главным звеном в работе по психологическому обеспечению адаптации  студентов к измененным условиям жизнедеятельности можно считать  прогнозирование развития адаптационно го процесса у каждого из них на основе изучения и оценки их адаптационных  способностей. Таким образом, диагностика адаптивных свойств личности может быть в этой работе и отправным моментом, и ее практической основой.

Диагностика важна как  на этапе острых психических реакций  входа, так и на всех последующих  этапах деятельности. Если в первом случае это оценка адаптационных  способностей, то в последующем - оценка уровня адаптированности к реальным условиям среды по принципу: адаптированность - дезадаптированностъ.

Особое и наиболее перспективное  направление в работе по психологическому обеспечению адаптации студентов - снижение уровня влияния психогенных  факторов среды и профилактика дезадаптивных  состояний.

 

 

 

 

3. Стресс адаптация

Изучению адаптации человека к стрессовым условиям в последнее  десятилетие уделяется большое  внимание как врачей, так и психологов и социологов. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных  ситуаций природного происхождения, а  также масштабов и числа промышленных катастроф. При этом все больше места  занимают события, имеющие не только острый, но и хронический периоды, оставляющие после себя значительные последствия, приводящие к искусственным  изменениям среды обитания, нарушению  экологии. Такие экстремальные ситуации требуют от человека долгосрочной адаптации, создания новых или модифицированных форм существования, Изучение особенностей приспособляемости человека к хроническим  стрессовым воздействиям особенно важно, поскольку они захватывают обычно большие регионы и значительные массы населения, По мнению некоторых  исследователей, хронические посттравматические стрессовые расстройства, по-видимому, встречаются значительно чаще, чем  острые, однако изучены они гораздо  меньше.12

Еще в 20-х годах П. Б. Ганнушкин  и Е. К. Краснушкин отметили, что у  лиц, в течение нескольких лет  находившихся в экстремальных условиях революции и гражданской войны, через определенный промежуток времени  развивается редукция энергетических возможностей, сужение круга интересов, снижение или потеря трудоспособности. Этот синдром получил название «нажитой психической инвалидности», а в  США - «американский невроз». Большинство  авторов изучало хронические  посттравматические расстройства на примере  отдаленных последствий. Обследование узников концентрационных лагерей  спустя 20 лет после их пребывания там показало (Беттельхейм Б., 1998), что у 99 % из них обнаруживаются психические  расстройства. Другие исследователи  также считали, что у большинства  узников концлагерей на протяжении всей дальнейшей жизни существуют малообратимые  психические расстройства, объединенные понятием «синдром выживших». Более позднее изучение отдельных посттравматических реакций у американских военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме, также выявило симптомы психической дезадаптации, сохранявшиеся долгие годы, хотя психическая травма осталась в далеком прошлом, а внешняя сторона их жизни нормализовалась.13

Информация о работе Стресс и адаптация