Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:06, курсовая работа
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».[6]
Стресс-состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.
Вывод.
Таким образом можно сделать вывод, что стресс пагубно влияет на человека и его организм в целом. Все источники выводят разные понятия о стрессе, но мы обращались только в психолого-педагогическую литературу и там прописано, что Стресс-состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.
Основной характеристикой стресса является неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование.
Также можно сделать вывод, что стресс по-разному влияет на каждый организм человека, и проявляется он также по-разному.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Причины стресса у младших школьников
Младший школьный возраст называют вершиной детства – от 6-7 до 9-11 лет. Ребенок, в этом возрасте не вызывающий тревог, оказывается на границе нового сложного периода – подросткового. Поэтому взрослым важно знать о существовании ряда ситуаций, которые являются для младших школьников психотравмирующими.
1. Нарушение покоя взрослых
2. Напряженные отношения со взрослыми могут быть обусловлены, в первую очередь, стилем воспитания в семье, как правило, авторитарным. Нужно отметить, что напряженные отношения обязательно приводят к каким-либо конфликтам. Проявляются напряженные отношения, как изображают дети на рисунках, в вербальной агрессии со стороны взрослых. При этом главная эмоция, которую испытывает в данный момент ребенок, несомненно, страх, а это психотравмирующая ситуация. Если страх возникает у ребенка с достаточной периодичностью, изменения в характере будут обязательно: появятся такие качества личности, как тревожность, неуверенность, робость.
3. Проблемы с учебой. Часто, получив плохую отметку, ребенок подолгу не может забыть об этом, что в итоге заранее настраивает его на непонимание учебного материала. Данная проблема также связана с методами воспитания в семье и с педагогическим стилем преподавания учителя. Особую тревогу вызывает тот факт, что в детских рисунках часто фигурирует кто-то из родителей (чаще – мама, иногда – мама и папа вместе), бывает – учитель. Ребенок не должен бояться оценки (то есть реакции взрослых). Это совсем не значит, что нужно быть равнодушным – нужно реагировать правильно. «Благодаря» родительской реакции, у ребенка формируется внешний мотив к учению в виде оценки, а не заинтересованность, которая является внутренним мотивом. Это, кстати, касается не только учебы, но и выбора профессии, и отношения к труду, и круга общения, и увлечений. Внешние мотивы – слабые.
4. Отношения со сверстниками
также (хотя и в меньшей степени)
могут стать психотравмирующей
ситуацией. К окончанию начальной
школы уже формируются
5. Страх остаться одному дома в ожидании родителей. В этом случае ребенок чувствует себя одиноким, слабым, незащищенным и воспринимает такую ситуацию, как напряженную.
6. Травмы и опасные для жизни ситуации воспринимаются как напряженные и мальчиками, и девочками. С той разницей, что у мальчиков напряженная ситуация связана с опасностью для собственного здоровья (на рисунках они часто изображают свои переломы), а у девочек – для жизни их близких.
7. Болезни и смерть близких
также являются стрессовой
По статистике наиболее характерными ситуациями, нарушающими душевное равновесие у детей, являются:[1]
- потеря, болезнь, смерть животного – 19%;
- плохие школьные отметки – 16%;
- травмы и опасные для жизни ситуации – 13%;
- материальные утраты и
- напряженные отношения со
- болезни и смерть близких людей – 7%;
- проблемы с учебой – 4%;
- отношения со сверстниками и др. – 3%.
2.2 Симптомы стресса у
младших школьников
Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.
Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста[3]
Стресс в жизни ребенка - это очень страшно. Но последствия стресса, так называемые посттравматические состояния – бывают еще страшней.[4]
Сильный стресс, физический или психологический, ставит под угрозу развитие ребенка. Он может привести к серьезным психическим заболеваниям.
К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.
Ребенок, перенесший психотравму, не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации, он думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно.
Таким образом, можно сделать вывод, что
стресс отрицательно влияет на организм
ребенка, особенно эмоциональный, который
негативно сказывается не только на здоровье, но
и на психологическом, личностном развитии
ребенка, его дальнейшем будущем.
Стресс
дезорганизует деятельность человека,
нарушает нормальный ход его поведения.
Он представляет собой главный «фактор
риска» при проявлении и обострении таких
заболеваний, как сердечно-сосудистые
и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные травмы, высокая или низкая температура окружающей среды и т.д. Но такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Поэтому, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого ребенка: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Профилактика и лечение патологических последствий эмоционального стресса должны проводиться с учетом так называемого золотого правила нормы — периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека, даже в самых острых конфликтных ситуациях, не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождающимися положительными эмоциональными ощущениями.
Именно вследствие этого, взрослые должны тщательно следить за состоянием детей и стараться не допускать их эмоциональных срывов, так как это может отрицательно сказаться на их физическом и психическом здоровье.
2.3 Профилактика стресса у младших школьников.
Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.
Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.
Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.
Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.
Информация о работе Стресс у младших школьников и его преодоление