Структура деятельности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение структуры деятельности в психологии
Задачи:
1. Проанализировать категорию «деятельности»
2. Изучить структуру деятельности
3. Проанализировать статью «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология»

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения категории «деятельность» в психологии……………………………………...5
1.1. Анализ категории «деятельность»…………………………..5
1.2. Структура деятельности………………………………………17
Глава 2. Анализ текста «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология» …………………….…23
Заключение……………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

структура деятельности в психологии.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

В статье также отмечено то, что сознание и деятельность образуют единство. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем является ее результатом. Как отмечает автор, деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта.

Рубинштейн  в статье рассматривает сознательное и неосознанное действия. Он выделяет их отличия между собой.

В главе также затронут вопрос о поведении человека. Автор отмечает, что поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.

Следует отметить, что поведение  не приходится соотносить как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

Таким образом, Рубинштейн делает вывод о  том, что единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта.

В этой связи положения статьи о психике  и деятельности подтверждают, сделанные  нами выводы в теоретической части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Заключение

В результате теоретического анализа научной  литературы по теме «Структура деятельности в психологии» мы можем сделать  следующие выводы:

1. Согласно исследованиям психологов, деятельность рассматривается как поведение человека, направленное на удовлетворение его потребностей; это единица жизни, опосредованная  психическим  отражением,  реальная функция которой состоит в том, что она  ориентирует  субъекта  в предметном мире; и, наконец, это сложная  иерархическая динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с окружающим миром, в результате которой происходит формирование психического образа, воплощение его в объекте, взаимодействие его с объектом и изменение самого субъекта.

2. Основной  характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем  независимом  существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и  иначе  осуществиться не может.

3. Исходя  из исследований, деятельностный  подход в психологии представляет  собой конкретизацию всеобщего  принципа социальности человека  и его психики.

4. Структуру  деятельности можно разделить  на три уровня: во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем уровень действий; следующий — уровень операций; наконец, самый низкий— уровень психофизиологических функций.

5. Анализ  текста Рубинштейна «Психика  и деятельность» показал, что  деятельность и психика являются  неразрывным целым. Единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованных источников

1. Асмолов  А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической  психологии/А.Г. Асмолов.— Москва: «Смысл», 2002.—480с.

2. Асмолов  А.Г. Психология личности: принципы  общепсихологического анализа/А.Г. Асмолов. – Москва: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. – 416с.

3. Вайнштейн Л.А. Общая психология/ Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512с.

4. Выготский  Л.С. Избранные психологические  произведения/ Л.С. Выготский. –  Москва «Просвещение», 1960. – 346с. 

5. Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/ Ю.Б. Гиппенрейтер. –  Москва: «ЧеРо», при участии издательства  «Юрайт», 2002. – 336с.

6. Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.koob.ru. – Дата доступа: 16.04.2010.

7. Леонтьев  А.Н. Избранные психологические  произведения в двух томах/ А.Н. Леонтьев; под ред. В.В Давыдова, В.П. Зинченко, А.А Леонтьева, А.В. Петровского. – Москва: «Педагогика», 1983. – Т.2 – 320с.

8. Ломов  Б.Ф. К проблеме деятельности  в психологии/ Б.Ф. Ломов. –  Психолог. журн. Т.2, №6 – 45с.

9. Маклаков  А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков – СПб: издательство «Питер», 2001. – 592с.

10. Мироненко  В.В. Хрестоматия по психологии/ В.В Мироненко; под ред. А.В.  Петровского. – Москва: «Просвещение», 1987 – 437с.

11. Маркс  К., Энгельс Ф. Сборник сочинений. Том 3.

12. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. — СПб: издательство «Питер», 2000. – 685с.

13. Рубинштейн  С.Л. Принципы и пути развития  психологии/ С.Л. Рубинштейн. Москва: «Просвещение», 1959. – 40с.

14. Сеченов  И.М. Избранные произведения/ И.М.  Сеченов, 1956. – Т.1. – 209с.

15. Соколова  Е.Е. Введение в психологию. Том  1/ Е.Е Соколова; под ред. Б.С.  Батруся. – Москва: издательский  центр «Академия», 2005. – 352с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура деятельности в психологии