Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 15:01, реферат
Цель: изучить структурную модель консультирования семьи.
Задачи:
- рассмотреть понятие психологического консультирования;
- рассмотреть основные понятия структурной модели;
- изучить структурную модель консультирования семьи.
Введение...................................................................................................................3
Основная часть.
1.Понятие психологического консультирования.........................................5
2.Основные понятия структурной модели....................................................7
3.Структурная модель консультирования семьи........................................11
Заключение.............................................................................................................19
Список используемой литературы.......................................................................20
Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать, так как не происходят согласование и приспособление. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Общение между субсистемами в семье с ригидными границами скудное. Лишь интенсивные кризисы, экстремальный стресс сплачивают семью, чтобы помочь которому-либо ее члену. Слова, характерные для семей с ригидными границами: не мешай, у меня свои заботы, займись своими делами.
Психологу важно знать, что именно семьи с ригидными границами чаще всего ищут помощи за пределами своей семьи.
Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным. В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постоянно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции субсистем, слишком много согласования и приспособления. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Некоторых родителей это может устраивать, однако развитие детей замедляется. В семье с диффузными границами субсистема пары как бы исчезает, растворяется в родительской субсистеме. Вследствие этого дети уверены в родителях и не уверены в себе. Кроме того, дети лишаются ориентиров в мире чувств, не знают, которые из них собственные, а которые - отзвук родительских. Поэтому им трудно устанавливать отношения за пределами семьи, нелегко создавать и собственную семью. В особенности тогда (а это случается едва ли не всегда), когда не получают более интенсивной поддержки, чем она была в родительской семье.
3. Структурная модель консультирования семьи
Та или другая модель психологического консультирования семьи обычно представляет собой или полемику с положениями каких-либо моделей, или же их расширение. Разумеется, эту полемику не всегда можно заметить сразу. Поэтому и структурную модель консультирования семьи не обязательно противопоставлять основанной на опыте модели.
В структурной модели важное место отводится изменению семьи во времени. Здесь выделяют так называемые точки перехода, в которых изменяется структура семьи. Эти точки следующие: брак, рождение детей, начало учебы детей в школе, юность детей, уход детей из дому. Утверждается, что и странах западной культуры эти переходные точки при нормальном развитии семьи являются симптомами ожидаемых кризисов. Наряду с ожидаемыми кризисами могут случаться и неожиданные кризисы, которые тоже изменяют структуру семьи и отвечающие ей роли. Это внезапное обогащение, болезнь, потеря социального статуса (безработица, арест), новые элементы в структуре семьи (присоединение к семье дедушки, бабушки, прием воспитанника, любовник(ца), развод, смерть).
Сторонники структурной модели полагают, что такая семья необязательно должна иметь традиционную структуру: отец, мать и дети. Состав идеальной семьи мажет быть и таким: отчим, мать и дети или даже мать (отец) и ребенок. Решающим фактором при создании успешно функционирующей семьи является сформированность соответствующих субсистем и установление границ. Идеальную семью начинают создавать с образования субсистемы пары, в которой каждый приспосабливается к другому, заботится о другом и поддерживает уникальность другого. Меру автономии и опеки супруги приносят из родительских семей. Поэтому очень важная для создания идеальной семьи предпосылка - оба супруга в родительских семьях должны были испытать опеку, поддержку и приобрести опыт независимости и ответственности. Это позволяет паре создать комплементарную структуру ролей, в которой роли постоянные, однако гибко интерпретируются. Такая структура налаживается путем согласования и приспособления. Показателями успешного хода данных процессов являются, условная закрытость и прочность субсистемы пары после возникновения субсистемы родителей, а также хорошие отношения последней с субсистемой детей.
Еще несколько показателей, подтверждающих данный процесс: автономия супружеской пары от родни; чувство защищенности у детей; способность детей экспериментировать с независимостью и принять на себя созвучную их возрасту ответственность.
Идеальная семья, как и другие семьи, сталкивается с затруднениями - предвиденными и непредвиденными кризисами. Однако она способна быстро и надлежащим образом реагировать на них, осуществляя соответствующую перестройку своей структуры. С.Минухин иллюстрирует это положением, что "семья - организм, находящийся в состоянии изменения и стремящийся остаться тождественным себе"[4].
Для понимания идеальной, здоровой, благополучной семьи, а вместе с тем и для возможностей ее создания наиболее важной является структура семьи родителей. Она оказывает самое большое влияние на детей и формирует установку, что отношения родителей представляют собой норму. Ввиду этого даже развод, распад семьи могут быть восприняты как норма, то есть как закономерный этап создания новой семейной структуры. Понятно, что подобные нормы затрудняют создание более гармонично функционирующей семьи.
Идеальная семья гарантирует и приобретение опыта, благоприятного для становления личностей детей. Она служит безопасной лабораторией для экспериментов, связанных с общением, ответственностью, автономией. В случае неудачи ребенок "объявляет мораторий" на свои эксперименты, а идеальная семья заботится о нем и вновь поощряет к поиску и опыту. В такой семье четко обозначены границы между субсистемами, поэтому ребенок приобретает умение эффективно общаться с авторитетами. Еще один момент, весьма важный для формирования новой семьи, - от идеальной семьи ребенок обосабливается постепенно и, создав собственную семью, не чувствует себя ни слишком зависимым от родителей, ни слишком ответственным за них.
Идеальная семья - это ориентир, к которому устремлен психолог, консультирующий семью. В идеальной семье все взаимодействия умеренные, и изменение структур происходит плавно.
В проблемной - на оборот: Успех семейной жизни кроется в способностях изменяться, совершенствоваться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи. Если структура семьи негибкая и не способна приспособиться, это приходится осуществлять одному члену семьи. В структурной модели семьи он называется идентифицированным пациентом. Роль идентифицированного пациента в сохранении семьи может быть проиллюстрирована таким примером: субсистема пары распадается (муж и жена мало общаются, безразлично относятся к интересам, склонностям друг друга, их интимные связи редки), а функционирование субсистемы родителей претерпевает изменение, так как дети в подростковом возрасте. Следовательно, в семье должны бы произойти структурные сдвиги, однако ни субсистема пары, ни субсистема родителей к этому не готовы, а их потенциальные возможности это сделать невелики. Проблема одного из детей (преступление, ранняя беременность, болезнь и т.п.) вынудит вернуться в предшествующие отношения большей опека. Таким образом, идентифицированному пациенту сохраняется старая структура семьи, а в определенном смысле и сама семья.
Имея в виду понятие идентифицированного пациента, психолог обязан анализировать проблемы всех членов семьи (не только пришедших на консультацию), выявить все влияющие на семью стрессоры, которые могут появиться не только в ней, но и в сферах работы, учебы, общения с родственниками, добрачных отношений. В силу того, что стрессор реально существует, непосредственно его устранить психолог не может (разве только стрессор представляет собой ложно воспринятую информацию). Поэтому устранение стрессора и не является целью структурной помощи семье. Реакции на него, симптоматическое поведение обсуждаются во время встреч с психологом как функция структуры семьи, проводятся поиск возможностей для адекватной реорганизации этой структуры. Существует мнение, что проблема решится сама собой, как только семья надлежащим образом реорганизует свою структуру. В противном случае, то есть если бы решалась лишь проблема, если бы устранялись только ее симптомы, успешность психологической помощи семье была бы переменной и сомнительной.
Цели структурной психологической помощи семье, следующие:
- создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;
- образование эффективной
родительской коалиции, в которой
родители поддерживают друг
- расширение субсистемы
детей в субсистему
- создание отвечающих возрасту детей условий для экспериментов с автономией и независимостью;
- обособление субсистемы пары от субсистемы родителей.
Даже в тех случаях, когда к которой-либо из этих целей семья уже больше или меньше приблизилась самостоятельно, психолог обязан проанализировать имеющееся положение и побудить развитие структуры семьи в оговариваемом направлении. Чтобы это произошло, психологическое консультирование семьи должно пройти три фазы. На первой психолог включается в семью и занимает в ней позицию лидера, что нелегко, так как наряду с этим психолог обязан оберегать автономию семьи, не навязывать ей своих ценностей, оценивать семью, строго руководствуясь этическими принципами ее членом. Этот процесс врастания психолога в структуру семьи, во время, которого семья признает авторитет психолога, а он - ценности семьи и также приспосабливается к стилю семьи. Этому помогают и соответствующие методы работы с семьей. Например, принятие ее иерархии (это можно продемонстрировать, начиная беседу с вопросов к родителям, а не детям и т.п.).
Вторая фаза структурной помощи семье - изучение структуры семьи. Структуру можно выявить двумя способами - через взаимодействие ее членов в ходе встречи с психологом, спонтанное поведение и обсуждение семейных "законов", ролевых границ. В том и другом случае психолог наблюдает ряд взаимодействий и обеспечивает условия для спонтанного самовыражения. (Например, психолог просит мать и отца высказать свои точки зрения на воспитание детей. В обсуждении участвуют и дети. Высказываемые мысли могут соответствовать или противоречить поступкам, которые наблюдает психолог. Так, отец может утверждать, что всегда поддерживает авторитет матери, а психолог может фиксировать коалицию отца и ребенка, имеющую диффузные границы, и ригидные границы в родительской субсистеме).[5]
За изучением семейной структуры следует третья фаза психологического консультирования семьи - трансформация данной структуры. Трансформация осуществляется несколькими способами. Если психолог успешно включился в семью, то новую, более эффективную структуру, четкие границы он демонстрирует в ходе общения с семьей и предлагает перенять такой стиль общения. Он также может выяснить связь оценок ситуации в семье, высказанных каждым ее членом, увязать эти оценки между собой и представить семье наглядную интерпретацию ее структуры, что подчас побуждает к самостоятельному совершенствованию. Психолог имеет возможность, наблюдая в ходе встречи действия, отражающие структуру семьи, рекомендовать изменить действия и сразу же их повторить. Предлагая, он не критикует предшествующего поведения, а поощряет испытать новые способы взаимодействия.
Здесь указаны более общие направления работы с семьей по трансформации ее структуры. Как будет происходить их реализация, зависит от компетенции и опыта психолога. Каких-либо специфических методов воздействия на семью структурная модель консультирования семьи не предлагает. Рекомендуются только упомянутые направления воздействия, а их реализация остается за психологом. Изучив семью и став компетентным лидером, психолог обязан знать, что хочет изменить в структуре семьи. Это намерение он должен объяснить так, чтобы члены семья его услышала и обратили внимание на новые свои возможности. Поэтому психологу важно предусмотреть интенсивность сообщения семье новой информации (повторяемость, наглядность, подбор слов, тон и т.д.).
Другая важная способность психолога, компетенция в шейпинге, то есть способность новой, более эффективной структуре семьи, которая выступает как абстракция, придать наглядную, приспособленную к конкретной семье форму. Этой формы легче достичь не путем критики старых способов взаимодействия, а путем рекомендации новых позитивных и действенных (таких, для создания которых семья обладает потенциальными возможностями) альтернативных способов взаимодействия.
В стремлении побудить семью к изменению структуры психолог должен убедиться, сможет ли она измениться. Ввиду того, что психолог сам является даже очень важной составной частью структуры семьи, занимает место лидера, он и сам должен верить в возможность роста семьи. Эта внутренняя убежденность часто заменяет собой опыт и знание средств психологического воздействия. Понятно, опыт и знания никогда не мешают, а помогают наметить цели отдельных встреч с семьей. Они могут быть различными, однако по направленности должны служить созданию новой структуры семьи.
Как возможные цели отдельных встреч в структурной модели указываются такие: установление дистанции между субсистемами (например, раздельные встречи с родителями или детьми), увеличение частоты контактов между членами семьи, помощь парам (супружеской, матери и сына и т.д.).
При решении своих проблем без поддержки со стороны других членов семьи, ознакомление семьи с теистическими предпосылками структурной модели семьи, обсуждение необходимости и целей психологического консультирования семьи, анализ индивидуальных перспектив членов семьи, нарушение взаимодействия в семье с помощью парадоксов.
Вывод: В обобщение обзора этой модели консультирования можно отметить, что она предлагает достаточно четкое понятие преследуемой цели и достаточно ясный путь к новой структуре семьи. Роль психолога тоже ясно охарактеризована. Отсутствие специальных, характерных только для данной модели средств воздействия на семью, возможно, оценивать и как ее достоинство, и как недостаток. Достоинство состоит в том, что исключается механическое, непродуманное применение средств, что само собой предъявляет более высокие требования к личности, знаниям и опыту психолога, консультирующего семью. Недостаток заключается в том, что объективно оценить знания и опыт, а в особенности способность их использовать при консультации конкретной семьи труднее, чем оценить способность применить специфические процедуры.
Информация о работе Структурная модель консультирования семьи