Судебно-психологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:34, реферат

Краткое описание

Построение правового общества, осуществление радикальной правовой реформы требует всемерной гуманизации права, надежного обеспечения принципов обоснованности и справедливости решений, максимальной индивидуализации ответственности и предусмотренных законом мер правового воздействия.
Одним из эффективных средств решений этих задач является совершенствование и создание новых видов судебных экспертиз, связанных с оценкой человеческого поведения: судебно психологической, комплексной психолого-психиатрической, психолого-почерковедческой, психолого-искусствоведческой и др.

Содержание

Введение
1. Предмет, объект и виды судебно-психологической экспертизы
2. Назначение судебно-психологической экспертизы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)
ign="justify">  Установить  субъективные особенности восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения  информации участниками уголовного процесса очень трудно. Судебно-психологическая  экспертиза может определить специфику отдельных этапов формирования показаний (получение, накопление, обработка информации, ее воспроизведение, словесное оформление и передача). Способность детей давать правильные показания становится объектом СПЭ в тех случаях, когда на этих показаниях строятся существенные основания обвинения.

  Особый  интерес представляют показания  несовершеннолетних, когда в них  проявляется склонность к фантазированию, конформизму, повышенной внушаемости  и т.д.

  Важно помнить, что судебно-психологическая  экспертиза при указанных обстоятельствах помогает следователю определить индивидуальные психологические особенности допрашиваемых лиц, но она не является экспертизой достоверности показаний. Этот принципиальный вопрос должен решить следователь, учитывая заключение судебно-психологической экспертизы.

  Вопрос  психологу-эксперту, по данному виду СПЭ, может быть сформулирован следующим  образом: мог ли подэкспертный правильно  воспринимать такие-то (указать какие  конкретно) имеющие значение для  дела обстоятельства в таких-то (назвать виды помех) условиях восприятия с учетом актуального состояния его познавательных процессов, особенностей личности (возрастных, болезненных или акцентуированных характерологических) или ее динамических состояний (назвать каких конкретно; аффективного напряжения, состояния опьянения, травматической оглушенности и др.)?

  4.      Судебно-психологическая экспертиза по вопросу определения эмоционального состояния лица в момент интересующий следствие.

  Эмоциональное состояние как объект СПЭ бывает представлено случаями, которые можно сгруппировать в следующих вариантах: состояние аффекта у обвиняемого; влияние душевного волнения на состояние потерпевшего; оценка депрессивности настроения потерпевшего как одного из моментов, причинно связанных с самоубийством.

  Душевное волнение обвиняемого, с учетом диапазонов воможных судебных решений о характере и степени вины, часто становится объектом СПЭ. Задача экспертов при этом состоит в том, чтобы в сопоставлении с характерологическими особенностями человека выявить признаки стрессового состоянью, то есть определить, насколько поведение человека в преступной ситуации зависело от внешних и насколько – от внутренних обстоятельств.

  Аффективное состояние – бурный эмоциональный  процесс, характеризующийся снижением  сознания и самообладания, нарушением волевого контроля над действиями.

  Физиологический аффект (или состояние сильного душевного  волнения) – сильная, но кратковременная  по времени эмоция, сопровождающая разнообразные эмоциональные переживания  и влияющая на сознательный контроль субъекта над своими действиями.

  Состояние физиологического аффекта определяется экспертами с учетом сложившейся  преступной ситуации, психологической  характеристикой личности.

  Вопрос  эксперту, при назначении данного  вида СПЭ может быть сформулирован так: находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых ему деяний в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, связанным с конфликтной ситуацией, которое могло заметно (существенно) повлиять на его поведение?

  Указание на ситуационный характер эмоциональных реакций, не носящих характера аффекта, необходимо. В соответствии со смыслом п. 5 ст. 38 УК РФ при достаточной глубине эти реакции, как и физиологический аффект, могут служить психологической предпосылкой констатации судом сильного душевного волнения.

  От  правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный  уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ  методов не ведет непосредственно  к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на взаимное дополнение получаемых данных и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим и во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений. Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования, недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.

  Одним из методологических принципов организации  и проведения СПЭ является метод реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.

  При назначении судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: находилось ли лицо при соответствующих обстоятельствах в состоянии физиологического (непатологического) аффекта? Если да, то как отразилось это состояние на способности лица в этих условиях осознавать свое поведение и руководить им? Находилось ли лицо в другом эмоционально-конфликтном состоянии и как это состояние повлияло на его возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими? Для психологической характеристики несовершеннолетних существенно выяснить, не характеризуется ли лицо отставанием в психическом развитии, умственной непатологической отсталостью? Не характеризуется ли лицо какими-либо аномалиями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Если да, то как могли эти особенности его психики повлиять на осознание им своих действий и способность руководить ими?

  В отношении свидетелей могут быть поставлены перед экспертом-психологом такие вопросы: могло ли лицо с  учетом его индивидуально-психологических  особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств). Обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации). При нарушении тех или иных органов чувствительности у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости.

  При выяснении сущности межличностных  конфликтов представляется возможным  выявление эмоциональных особенностей личности, ее доминирующих установок, иерархии ведущих мотивов.

  Для выявления психорегуляционных особенностей индивида при его взаимодействии с техникой могут быть поставлены следующие вопросы: находилось ли лицо в каком-либо конфликтном эмоциональном состоянии (стрессе, фрустрации, аффекте) во время интересующего суд события (указывается конкретное событие). Как могло отразиться это состояние на его способности сознательно руководить своими действиями. Могло ли лицо действовать соответственно требованиям ситуации. Каковы особенности психомоторных реакций данного лица. Не превышает ли ситуация психофизиологические возможности данного лица.

  Для постановки определенных вопросов эксперту-психологу  суд должен быть способным к первичной  элементарной ориентации в психических  особенностях индивида. У суда должны возникнуть обоснованные сомнения в  адекватности поведения соответствующего субъекта гражданского процесса. Суд должен четко дифференцировать ситуации, требующие назначения психологической, а не психиатрической экспертизы. Психические аномалии не следует смешивать с психопатологическими явлениями. Патологические изменения психики связаны с общей личностной деформацией. Эти изменения – предмет психиатрического исследования. Психологические же аномалии связаны лишь с неадекватностью поведения в отдельных ситуациях, временной неадекватностью в экстремальных ситуациях. Эксперт-психолог выявляет индивидуально-психологическую значимость ситуации, соответствие ее психическим возможностям индивида.

  В случае кратковременных психических  расстройств может быть назначена  комплексная психолого-психиатрическая  экспертиза.

Необходимость назначения судебно-психологической экспертизы зависит и от конкретной нормы права – психологический элемент, содержащийся в этой норме, должен иметь самостоятельное значение. На основании этого критерия выделяются следующие группы гражданских дел, при рассмотрении которых возможна судебно-психологическая экспертиза: 

  - дела о признании недействительными  сделок, заключение которых связано  с пороками воли;

  - дела по спорам о праве на  воспитание детей и другим  делам, связанным с личными  семейными отношениями;

  - дела о причинении вреда гражданином,  не способным понимать значения  своих действий или руководить  ими, о возмещении вреда при  решении вопроса о грубой или  простой неосторожности как потерпевшего, так и причинителя, дела по  регрессным искам о возмещении вреда.

  Если  участниками указанных категорий  дел являются несовершеннолетние (в  случае их самостоятельного участия  в процессе) и лица с сенсорными нарушениями, назначение судебно-психологической  экспертизы обязательно.

  Рассмотрим  некоторые судебно-психологические проблемы, возникающие в пределах выше обозначенных категорий гражданских дел.

  Как уже отмечалось, в гражданском  праве предусмотрен ряд психологических  оснований признания судом недействительности сделок: неспособность дееспособного  субъекта понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки, заблуждение, обман, насилие, угроза, злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной, стечение тяжелых обстоятельств.

  Все указанные психические явления  называются в юриспруденции «пороком воли», обозначающим неполноценность волевой регуляции правозначимого поведенческого акта, неспособность субъекта осознавать значение совершаемых действий и руководить ими. Однако среди вышеуказанных психологических факторов упомянуты явления разного порядка. Одни из них являются причиной волевой деформации, другие – следствием.

  Нарушение волевой, сознательной саморегуляции  имеет двойственный характер: оно  происходит либо как несоответствие воли (цели) волеизъявлению, ее внешнему выражению, либо как неадекватное формирование самой цели – психической модели желаемого результата. В последнем случае дефектна интеллектуальная сторона волевой регуляции.

  В сделке, совершенной под влиянием заблуждения, воля и волеизъявление субъекта совпадают. Однако при этом происходит неадекватное отражение условий формирования цели, представление о цели формируется искаженно, под влиянием ошибочных представлений о ней.

  Разделение  в доктрине гражданского права интеллектуального  и волевого признака с позиций научной психологии необоснованно. Способность руководить своими действиями всецело зависит от способности субъекта понимать значение своих действий. Свобода воли, ее неограниченность означает возможность действовать со знанием дела.

  Деформации  волевой регуляции могут быть вызваны как внутренними, так и внешними причинами. Причины деформации волевой регуляции субъекта индивидуальны. В сложной системе звеньев волевой регуляции может быть нарушено лишь одно какое-либо звено (неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирования системы действий, исполнительских механизмов, неправильность итоговой оценки достигнутого результата). Наличие «порока воли» нельзя установить без выявления конкретного механизма волевой деформации у данного индивида. Все невротические, истерические, астенические типы личности проявляют склонность к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях. Причиной заблуждения могут быть и повышенная внушаемость (суггестивность), и неадекватная антиципация (неадекватное предвосхищение будущей ситуации), разное понимание содержания и объема используемых в межличностной коммуникации понятий, и ошибки восприятия, обусловленные сенсорной недостаточностью.

  Установление  конкретного «порока воли» должно быть предметом специального доказывания. Во многих случаях здесь нужна  судебно-психологическая экспертиза.

  Что может вызвать неспособность  дееспособного лица понимать значение своих действий и руководить ими. Это один из сложных вопросов современной теоретической и диагностической психологии. На него нельзя правильно ответить исходя лишь из житейской мудрости. Необходимы широкие познания в области аномальных психических состояний, познания специалиста-психолога.

  Наличие «порока воли» устанавливает  суд, однако свое решение он должен принимать на основе доказательств, в частности на основе материалов судебно-психологической экспертизы. Поводом для ее назначения служат обоснованные сомнения в возможностях стороны правильно понимать существенные элементы сделки при ее совершении.

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза