Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа
Целью исследования: изучить влияние тревожности и депрессии на суицидальное поведение у лиц старшего подросткового возраста.
Задачи:
1)Изучить понятие суицида и суицидального поведения.
2)Определить причины суицидального поведения.
3)Ознакомиться с методами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду.
Введение ……………………..……………………………………………стр 2-3
Глава 1.Теоритическое изучение особенности суицидального поведения стр 4
1.1 Сущность суицидального поведения………………………………….стр 4-7
1.2 Типология суицидов…………………………………………………. стр 8-10
1.3 Возрастные особенности суицидального поведения ……………..стр 11-13
1.4 Суицидальная мотивация …………………………………………. стр 14-20
1.5 Психологическая помощь в случаях суицидально – ориентированного поведения ………………………………………………………………...стр 21-29
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….стр 30
Глава 2. Практическое исследование суицидального поведения ………..стр 31
2.1 Методики диагностики уровня тревожности ………………………....стр 31
2.2 Методики диагностики суицидального поведения у подростков и взрослых ……………………………………………………………………..стр 32
2.3 Анализ результатов исследования …………………………………стр 33-41
Вывод по главе 2 ……………………………………………………………стр 42
Заключение ………………………………………………………………стр 43-44
Список литературы ……………………………………………………...стр 45-47
Таб.5 Результаты по опроснику «Одиночества» С.Г Корчагиной.
Таб.6 Результаты по опроснику «Одиночества» С.Г Корчагиной
№ тестируемого |
Кол-во балов |
№ тестируемого |
Кол-во балов |
1 |
36 |
11 |
29 |
2 |
39 |
12 |
45 |
3 |
46 |
13 |
32 |
4 |
30 |
14 |
47 |
5 |
40 |
15 |
38 |
6 |
48 |
16 |
33 |
7 |
28 |
17 |
28 |
8 |
44 |
18 |
34 |
9 |
34 |
19 |
30 |
10 |
41 |
20 |
44 |
После получения результатов была проведена коррекционная работа по снижению уровня тревожности и снижению уровня депрессии. Проводилось индивидуальное консультирование и работа с тестируемыми, обучение аутотренингу, медитации и релаксации. После чего провели повторную диагностику. Получив следующие результаты.
Таб.7 Результаты по тест-опроснику самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
Таб.8 Результаты по тест-опроснику самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
№ тестируемого |
Кол-во балов |
№ тестируемого |
Кол-во балов |
1 |
20 |
11 |
17 |
2 |
30 |
12 |
29 |
3 |
32 |
13 |
24 |
4 |
22 |
14 |
33 |
5 |
24 |
15 |
29 |
6 |
31 |
16 |
17 |
7 |
18 |
17 |
20 |
8 |
30 |
18 |
25 |
9 |
27 |
19 |
23 |
10 |
34 |
20 |
29 |
Таб.9 Результаты по тест-опроснику «Шкала безнадежности Бека»
Таб.10 Результаты по тест-опроснику «Шкала безнадежности Бека»
№ тестируемого |
Кол-во балов |
№ тестируемого |
Кол-во балов |
1 |
0 |
11 |
0 |
2 |
3 |
12 |
1 |
3 |
4 |
13 |
0 |
4 |
1 |
14 |
3 |
5 |
1 |
15 |
2 |
6 |
3 |
16 |
0 |
7 |
0 |
17 |
0 |
8 |
2 |
18 |
0 |
9 |
2 |
19 |
0 |
10 |
2 |
20 |
1 |
Таб.11 Результаты по опроснику «Одиночества» С.Г Корчагиной.
Таб.12 Результаты по опроснику «Одиночества» С.Г Корчагиной.
№ тестируемого |
Кол-во балов |
№ тестируемого |
Кол-во балов |
1 |
12 |
11 |
12 |
2 |
17 |
12 |
16 |
3 |
21 |
13 |
13 |
4 |
13 |
14 |
26 |
5 |
12 |
15 |
19 |
6 |
26 |
16 |
12 |
7 |
12 |
17 |
12 |
8 |
23 |
18 |
15 |
9 |
13 |
19 |
14 |
10 |
18 |
20 |
21 |
После проведенной работы результаты по всем тестам стали ближе к норме, но только визуально. Необходимо провести проверку на значимость изменений.
Для этого выдвинем гипотезу:
Н0- уровень тревожности и депрессии влияет на склонность к суицидальному поведению.
Н1- уровень тревожности и депрессии не влияет на склонность к суицидальному поведению.
Для проверки мы будем использовать критерий Стьюдента.
Расчеты производились с помощью статистического он-лайн калькулятора.
Рис.1 Результаты по тест-опроснику самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
Рис. 2 Результаты по тест-опроснику «Шкала безнадежности Бека»
Рис.3 Результаты по опроснику «Одиночества» С.Г Корчагиной.
В результате проверки мы можем видеть, что подтвердилась гипотеза Н0 ,результаты значимы. Можно сделать вывод о том, что уровень тревожности и депрессия , влияют на склонность к суицидальному поведению.
Вывод по главе 2
Экспериментальное исследование завершено, по результатам которого
можно сделать выводы:
Заключение
Рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации
По данным Всемирной организации Воз в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.
В процессе исследования были выполнены следующие задачи:
Осуществлен теоретический анализ литературы по изучаемой литературе.
Были изучены особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение имеет сложный комплексный характер: проявляется в разных формах , включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.
Ознакомлены со способами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду. Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства.
Решены задачи теоретического и практического плана:
1)Изучено понятие суицида, суицидального поведения.
2) Практически рассмотрено
влияние развития уровня
3) Сделаны выводы по проделанной работе.
В результате нашего исследования гипотеза о том, что чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется психологическая особенность лиц склонных к суициду- подтвердилась
В работе были использованы методики:
1) Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина
2) Методика диагностики уровня депрессии «Шкала безнадежности Бека»
3)Опросник « Одиночества» С.Г Корчагиной
Сделаны выводы по главе 1, об многих исследователях проблем суицидального поведения, о разных факторах приводящих к суицидальному поведению. По главе 2, что уровень и характер тревожности напрямую связан с психологическими особенностями лиц со склонностями к суицидному поведению.
После окончания изучения первой главы, мы провели практическое исследование по влиянию тревожности и депрессии на суицидальное поведение у лиц старшего и подросткового возраста. Провели математическую обработку и анализ полученных данных и сделали вывод по 2 главе…
Список литературы
1)Амбрумова А.Г Индивидуально-
2)Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980.
3)Амбрумова А.Г. Методические
рекомендации по профилактике
суицидальных действий в
4)Амбрумова А.Г. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.
5)Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. - 1994. - №4.
6)Андреев И.Л. "Заказное"
самоубийство: Ритуальный уход из
жизни как социально-
7)Бачериков Н.Е., Згонников
П.Т.Клинические аспекты
8)Бек А. Методы работы
с суицидальным пациентом // Журнал
практической психологии и
9)Бердяев Н.А. О самоубийстве. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 23 с.
10)Богоявленский Д.Д. Российские
самоубийства и российские
11)Бойко О.В. Гендерные
различия суицидального
12)Вароткина Ж.Л. Самоубийства как социальная патология // Экология человека. - 2000. - №4.
13)Вроно Е.М. Научные и
организационные проблемы
14)Гилинский Я., Румянцева Г. Самоубийства в России // Мир России. - 1998. - Т.7, № 4.
15)Гилинский Я.И. Социологические
и психолого-педагогические
16)Данилова М.Б. Диагностика и профилактика суицидального поведения больных шизофренией. - М., 1987.
17)Железова Л.Я. Об особенностях
формирования суицидальных
18)Змановская Е. В. Девиантология
(Психология отклоняющегося
19) Зинков Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.