Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, практическая работа
Супруги, особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из такой ситуации – развод. Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.
Глава 1. Теоретические основы проблемы.
1.1 Супружеские конфликты и ссоры.
1.2 Причины семейных конфликтов.
1.3 Функции семьи.
1.4 Структура семейных ролей.
1.5 Внешние и внутренние границы.
1.6 Семейные правила.
1.7 Диагностические материалы для использования психологом.
Глава 2. Программа помощи семье.
2.1.1 Помочь супругам осознать функции, правила, роли семьи;
2.2.1 Беседа;
2.2.2 Анкета «Семейные роли»;
2.2.3 Опросник ролевые ожидания и притязания в браке.
2.3 Психотерапия и психокоррекция:
2.3.1 Инсценировка.
2.3.2 «Семейная скульптура» и «Семейная хореография».
2.3.3 «Ролевая карточная игра»
Ролевая техника позволяет увидеть распределение обязанностей в семье и представить их в графическом виде. Такой подход отличается от вербального способа обсуждения семейных ролей, когда члены семьи начинают спорить и выяснять отношения. Данная методика дает возможность членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. После проведения игры возможно обсуждение, в котором исследуются умения семьи; негативные механизмы, которые проявляются; семейная динамика.
Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.
Цель структурных методик — так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.
Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы.
Главное для психолога в данной системе — присоединиться к системе и одновременно не быть поглощенным ею.
Работа с семьей как с системой создает новую систему — психокоррекционную, что включает в себя:
структурирование процесса (правил игры);
эмпатию (соглашение по поводу того, как будет работать новая группа семья + психолог).
Психолог дает клиентам знать, что он их слышит, понимает и ценит самих по себе, что они самоценны и самодостаточны.
Структурные методики используются для решения следующих задач:
Создание движения. Клиенты чувствуют, что они «застряли» в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации. Это поощряет клиента к дальнейшему движению.
Изменение перспектив. Играя новые роли, клиенты занимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.
Перераспределение власти. Присоединяясь к различным субсистемам, психолог может увеличить значимость одного супруга для другого, преодолеть неравенство или разрушить тупики, к которым привела конфронтация
Формирование новых альянсов. Клиентам можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, родителям помогают достичь соглашения по поводу распределения функций в семье.
Изменение семейной системы, работая с одним из ее членов. Если верно предположение о том, что изменение одним человеком своего положения в системе приводит к тому, что вся система должна к этому изменению приспособиться, то в таком случае психолог может способствовать изменению семейной системы, поддержав изменение положения одного из ее членов.
Одним из методов осуществления структурных изменений в семейной системе является метод «семейный ритуал». Это методика, призванная изменить правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Данный вариант методики разработан Миланской школой семейной терапии (1977-1978).
Семья принимает ритуал и начинает его соблюдать. Например, «ремонтом вещей в доме занимается муж» и т. д..
Список литературы:
1. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. - М.: Класс, 1994. – 257 с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
4. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. - 2-е изд. - М.: Профиздат, 1991.-175с.
5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. - 144 с.
6. Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - С.62-69.
7. Жигалова И.В. Конфликты в молодой семье // Актуальные проблемы семьи и детства сегодня: Сб. диплом. работ выпускников Высш. шк. коммерции и упр. ПГУ со спец. "Социал. работа". - Петрозаводск: ПГУ, 1994. - С. 25-37.
8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
9. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. - М.: Сфера, 2000. - С.439-484.
10. Пэйдж С. Супружеская жизнь: Путь к гармонии /Пер. с англ. - М.: МИРТ, 1995, - 416 с.
11. Сатир В. Как строить себя и свою семью /Пер. с англ. - улучш. изд. - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.
12. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель - Пресс, ЭКСМО - Пресс, 2000, - 512 с.
13. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. - Мн.: Университетское, 1989. – 80 с.
14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 192 с.