Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:28, контрольная работа
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления.
С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
1. Введение ……………………………………………………………………..…3
2. Сущность воображения. …………………………………………………….....4
3. Виды воображения ………………………………………………………….…5
4. Воображение у детей. ………………………………………………………....7
5. Функции воображения и его развитие …………………………………….…9
6. Значение воображения в жизни человека …………………………………..11
7. Заключение…………………………………………………………………….12
8. Список литературы……………………………………………………………13
Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил , что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С.Выготский вывел “закон общего эмоционального знака”, суть которого выразил словами: «всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству...». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.
Второй закон, выведенный Л.С.Выготским, называется “законом эмоциональной реальности воображения”. Он говорит о том , что “всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства , и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным , реально переживаемым , захватывающим человека чувством”. С проявлением обоих законов связаны многие “странности” в поведении детей. Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные “страшилки”. Нередко это кончается испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои для ребенка превратились в фантастическую реальность.
Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.
Итак, мы можем сделать вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.
Воображение тесно связано с интересами.
Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.
И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры
головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.
Следует отметить, что для ребенка вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему интересно все. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности.
Однако реально узнать, увидеть, “попробовать все” не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него проявление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения
человек может управлять
Рис.2 Специфические функции воображения
При помощи специальных упражнений
и приемов можно развивать
воображение. В творческих видах
труда – наука, литература, искусство,
инженерия и т.п., развитие воображения,
естественно, происходит в занятиях
данными видами деятельности. В аутогенной
тренировке нужный результат достигается
путем специальной системы
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться не представляя себе конечного и промежуточных результатов.
Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Все школьные предметы не могут усваиваться полностью без деятельности воображения.
Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика – критерий правильности образов воображения, она позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.
Заключение
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Основная роль в плане осуществления развития творческих способностей принадлежит, в первую очередь, родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребенком постоянно.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.
Список литературы:
1. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
3. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 989.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
5. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. - Изд. 17-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 672 с.