Сущность и особенности социально-психологических явлений в среде осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 14:07, реферат

Краткое описание

Формирование личности осуществляется в определенных условиях, которые постоянно воздействуют на нее, определяя характер и формы ее деятельности. Совокупность материальных условий и общественных отношений, активно взаимодействующих друг с другом, образует социальную среду. Она является объективным социальным окружением не только для отдельной личности, но и для групп. Социальная среда включает в себя и микросреду - совокупность ближайших материальных, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью. Необходимым условием возникновения и развития социальной среды является деятельность как способ социального бытия человека, а также прямое или опосредованное общение личности с другими людьми и группами.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Юр псих.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Формирование организованных общностей осужденных связано с воспитанием ответственности, самостоятельности, что предполагает преодоление "целесообразного" и "подлинного конформизма" См.: Ушатиков А.К, Казак Б.Б. Пенитенциарная психология (психология тюремной среды): Учебное пособие. Рязань, 1998.С. 54-58. .

"Целесообразный" конформизм - это внешнее согласие  осужденного с нормами и правилами поведения, вытекающим из тюремного закона, при внутреннем отрицании его требований.

"Подлинный" конформизм - бесконфликтное внешнее  и внутреннее согласие с принятыми  нормами, правилами, ценностными ориентациями, обычаями и традициями как результат действия механизма психической заразительности и повышенной внушаемости (Б.Д. Парыгин, 1971). В связи с этим в местах лишения свободы общение порой принимает самые дикие и уродливые формы, характерные для тюремного сообщества.

Наиболее действенными стимуляторами активности личности являются состязательность и соперничество. Однако в среде осужденных они нередко возникают на нездоровой основе, имеют асоциальную направленность и протекают в нравственно неприемлемых формах.

Существенное влияние на установление и поддержание взаимоотношений в общностях осужденных оказывает групповая совместимость, под которой понимается оптимальное сочетание индивидуально-личностных качеств членов группы, обеспечивающее их бесконфликтное общение. В отличие от нее групповая несовместимость может быть одной из причин конфликтов, драк. Несовместимость бывает физиологической (различие физических качеств) и психологической (несходство интересов, увлечений, привычек, черт характера).

В условиях ИУ люди с разными привычками характерами, увлечениями принудительно помещаются в закрытое сообщество, поэтому создается почва для возникновения взаимного недовольства, неприязни.

 

 

 

§ 3. Характеристика динамико-статичных и статичных социально-психологических явлений в среде осужденных

К динамико-статичным социально-психологическим явлениям относятся групповые мнения и настроения, которые характеризуются подвижностью и устойчивостью.

Групповое мнение осужденных имеет следующие признаки:

1) публичность высказываний, сообщений;

2) их пространственность;

3) подвижность суждений;

4) высказывания по значимым вопросам;

5) сложность и острота формирования  единого мнения. Оно детерминировано  социальными факторами: условиями  материальной и духовной жизни  людей, взаимоотношениями в различных  видах жизнедеятельности осужденных (быт, труд, отдых, режим). Групповое мнение регулирует поведение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы См.: Рабочая книга пенитенциарного психолога /Под ред. А.И. Мокрецова. М., 1998. .

Структура групповых мнений в среде осужденных отражает принципы "правильного поведения". Групповые мнения составляют заповеди осужденных: "не делай ничего такого, что может вредить всем, так как от этого страдает каждый", "не кради у ближнего", "не подглядывай за другими", "не доноси на других", "не обращайся к администрации за помощью при разрешении конфликтов", "не имей при себе ножи или все, что их может заменить, ибо у каждого есть право на неприкосновенность личности", "не покупай, не бери из столовой еды", "не устраивай разборки в пьяном виде и в больницах для осужденных", "не задавай лишних вопросов и не болтай лишнего", "всегда сохраняй достоинство", то есть не становись гомосексуалистом (при этом разрешается использовать "обиженных"-пассивных гомосексуалистов или тех, кто невольно сделался таковым), "не проигрывай лишнего в карты", "умей постоять за себя". Осужденный, о котором распространили ложный слух, согласно правилам должен постоять за себя, доказать, что это не так (избить или даже убить обидчика). Если же он не может этого сделать, то все, что говорится, - правда.

Групповые мнения распространяются на всех осужденных независимо от их стратификации. Большинство осужденных разделяют и поддерживают правила-заповеди. Эти нормы и правила характерны для колоний и тюрем различных стран (Д. Клеммер, 1950: Г. Шнайдер, 1994).

Следующая группа мнений регулирует: а) взаимоотношения тюремных "авторитетов" с администрацией учреждения и правоохранительными органами: не трудись, не сотрудничай с "мусорами", распространяй измышления о деятельности правоохранительных органов, клевещи на сотрудников органов, исполняющих уголовные наказания; б) взаимоотношения "авторитетов" с другими категориями осужденных: поддерживай справедливые отношения между осужденными, наблюдай, чтобы каждый подчинялся правилам-заповедям, и сам обеспечивай это, не допускай притеснения осужденных, не причиняй вреда своему сообществу, наоборот, покровительствуй ему - всегда пригодится. Все это составляет основу покорности большинства осужденных тюремным "авторитетам", так как "мужики" - заслуживающие покровительства со стороны "авторитетов" соблюдением "заповедей", на деле являются той рабочей силой, за счет которой и живет тюремная элита.

Существуют разные формы проявления группового мнения осужденных:

1) осуждение, неодобрение, несогласие, протест;

2) совет, пожелание, одобрение, жалоба. Групповое мнение может оказывать  как положительное, так и отрицательное  воздействие на личность осужденного. Одни осужденные оценивают поступки  других лиц исходя из норм  права, морали и нравственности, другие - из норм и правил тюремного закона. В связи с этим часто (например, на собрании) обнаруживается два мнения: официальное (для администрации) и кулуарное, нередко более действенное. В зависимости от содержания групповое мнение осужденных может быть положительным и направленным на поддержание режима отбывания наказания или отрицательным, которое приводит к нарушениям режима. Последнее выражается в неодобрении деятельности администрации и поддержке норм, правил, обычаев и традиций, вытекающих из тюремной субкультуры, и как бы поощряет осужденных к антиобщественному поведению. Групповое мнение осужденных может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Отрицательное групповое мнение осужденных приводит к неадекватной оценке своего поведения, искажению нравственных ценностей, к одобрению того, что противоречит общечеловеческим нормам и правилам. Оно снимает у осужденных чувство вины за совершенные преступления, побуждает их к нарушениям режима, толкает на самоутверждение противоправным путем, делает из злостных нарушителей режима своеобразных тюремных "авторитетов" (В.Ф. Пирожков, 1991).

Для изучения мнений осужденных сотрудники применяют следующие средства:

индивидуальные и групповые беседы;

прием по личным вопросам;

вечера вопросов и ответов;

написание сочинений на определенные темы;

анализ корреспонденции осужденных;

проведение собраний бригад, отрядов осужденных;

изучение жалоб и заявлений, анкетирование и др.

Формирование положительного группового мнения и преодоление нездоровых тенденций в этой сфере могут осуществляться путем разрешения противоречий между мнениями различных групп, прежде всего признания положительного мнения; психологической изоляции носителей отрицательного группового мнения.

Важное место в изучении мнений занимает беседа сотрудника с осужденными, поскольку информация идет от осведомленного лица, а ее правдивость может подтверждаться диагностикой вербального и невербального поведения. При формировании группового мнения надо соблюдать определенные правила: а) не навязывать своего мнения, а убеждать; б) постепенно подводить осужденных к мысли, что они сами решили поступить так или иначе; в) обсуждать на заседаниях совета коллектива те или иные факты, в отношении которых должно быть сформировано коллективное мнение, выяснять отношение к ним членов актива; г) преодолевать отрицательное мнение с помощью психологической изоляции осужденных-носителей; д) готовить для выступлений на собрании отряда, бригады наиболее авторитетных осужденных, которые сумели бы дать правильную оценку явлению или факту, в отношении которого необходимо сформировать мнение; е) наряду с разъяснением необходимости позитивного, с точки зрения нравственности, мнения раскрывать аморальный характер безнравственного поведения тюремных авторитетов. Таким образом, одна из важнейших задач сотрудников - сделать мнение осужденного адекватным.

Групповое мнение часто существенно влияет на психическое состояние человека, его работоспособность. Например, в одной из женских колоний из вновь прибывших осужденных сформировали бригаду. Осужденные женщины, давно работавшие в цехе, сказали, что эти "одуванчики" не скоро научатся работать. И действительно, прошло четыре месяца, прежде чем производственный ритм наладился, хотя все новички были квалифицированными рабочими, а во главе бригады стоял опытный мастер. Так на них подействовало групповое мнение.

Важнейшей составной частью психологии сообществ осужденных помимо группового мнения, являются групповые настроения. Они обладают большой побудительной силой к деятельности. Положительные настроения (общий подъем, энтузиазм, увлеченность) - мощный источник активности и работоспособности, отрицательные (апатия, недовольство, неверие в достижение цели) - снижают результативность деятельности как отдельных осужденных, так и их социальных общностей.

Групповые настроения осужденных возникают гораздо легче, чем традиции и обычаи, и проявляются всюду. Групповые настроения отличаются особым динамизмом, который выражается в их способности: переходить из одной формы в другую - от бессознательной до отчетливо осознанной, от скрытой до открытой; быстро перерастать в действие; подвергаться колебаниям и перестраиваться коренным образом в кратчайшее время.

Чтобы успешно управлять групповыми настроениями осужденных, необходимо знать, на основе чего формируются групповые мнения и настроения, следить за колебаниями настроений в коллективе. При этом в одном случае надо сохранить возникший порыв, в другом - вызвать подъем энтузиазма, побудить инициативу, в третьем - не допустить появления отрицательных настроений. Важно также выяснить источники недовольства осужденных и устранять их, создать оптимальное коллективное настроение, способствующее трудовому успеху, исправлению и во многом зависящее от оптимизма сотрудников ИУ.

Групповые настроения всегда взаимосвязаны с групповыми мнениями и называются умонастроениями. Умонастроения выполняют ряд функций: отражательную, когда действительность выражается одновременно в виде мнений и переживаний; сигнальную; побудительную, когда мнения и настроения по-разному регулируют поведение осужденных.

Умонастроения могут иметь положительную и отрицательную (криминальную) направленность. Отрицательные настроения осужденных проявляются в форме недовольства, что может привести к нарушениям режима отбывания наказания, чаще всего групповым. В подобных ситуациях отрицательно настроенная часть осужденных использует недовольство других осужденных в корыстных и асоциальных целях. Знание групповых мнений и настроений, проявляющихся в умонастроениях осужденных, позволяет сделать вывод о состоянии режимно-оперативной обстановки в пенитенциарном учреждении. При формировании положительных умонастроений осужденных персоналу необходимо выяснить их нравственное содержание.

Среди явлений субкультуры немаловажное значение имеет мода, которая позволяет судить о статусе осужденного, указывает на его положение в группе. В одной из колоний для несовершеннолетних "пацаны" ("авторитеты") имели двойной каблук на ботинках. Когда администрация потребовала от них носить нормальный каблук, остальные воспитанники стали ходить вообще без каблуков. Последних стали называть "бескаблучниками". Это слово прижилось как кличка и означало самый низкий статус воспитанников колонии. Мода постоянно меняется, и осужденные пытаются показать, что не отстают от нее.

Мода, по мнению А.Н. Сухова, выполняет специфические функции: коммуникативную, компенсаторную, побудительную. Коммуникативная функция проявляется в манере говорить, увлечении жаргоном, блатной музыкой и стихами, нанесении татуировок. Компенсаторная функция есть средство восполнения неудовлетворенных или недостаточно удовлетворенных потребностей личности или группы. Побудительная функция моды подталкивает осужденных на совершение нарушений режима. Мода в среде осужденных тесно связана с их интересами и жизненными целями.

Слухи как одна из форм стихийно сложившегося, эмоционально окрашенного общественного мнения нередко выступают в качестве опаснейшего фактора, осложняющего оперативную обстановку в учреждении. Массовые беспорядки среди осужденных могут возникать на почве злонамеренных слухов и быть направлены против сотрудников ИУ. В связи с этим их изучение и умелый учет есть важное условие нормального функционирования колонии.

Причина возникновения слухов - недостаток либо полное отсутствие информации по интересующим осужденных событиям и фактам. При этом чем сильнее потребность в каких-либо сведениях и чем меньшей официальной информацией располагают люди, тем больше вероятность возникновения слухов. В таких ситуациях осужденные становятся неразборчивыми в оценке источников информации и их достоверности. Чем дольше циркулируют слухи, тем большими подробностями они обрастают.

Причины, способствующие распространению слухов, могут быть различными: компенсация эмоциональной недостаточности, склонность к утверждению о надежности источника слухов, стремление личности утвердиться в группе, разделить свое волнение с собеседником, желание предупредить других о грозящей опасности.

Степень искажения информации и скорость распространения слухов зависят от потребности и заинтересованности людей в данной информации, от содержания и особенностей самих слухов, а также от характера социальной среды, в которой они циркулируют (культурный и нравственный уровень людей, их моральное состояние, степень организованности и сплоченности, уровень внушаемости, склонность к сенсациям).

Порядок социально-психологического анализа условий зарождения и распространения слухов следующий См.: Олейник А.Н. Тюремная субкультура. М., 2001. :

1) возникновение слуха:

особенности социального, профессионального и возрастного состава осужденных;

условия режима;

событие, послужившее основой возникновения слуха;

степень правдоподобности слуха;

появление событий, якобы подтверждающих информацию, содержащуюся в слухе;

степень информированности осужденных о событии по официальным каналам;

2) влияние слуха на социально-психологическую  атмосферу в бригаде, отряде, колонии:

недоверие и подозрительность;

повышенный интерес к информации, касающейся слуха;

запуганность;

пессимизм;

повышенная нервозность осужденных;

3) влияние слуха на осложнение оперативной обстановки:

снижение производительности труда;

жалобы на неправомерные действия сотрудников;

активизация отрицательных малых преступных групп и группировок;

паника среди осужденных;

групповые эксцессы.

Меры противодействия слухам можно подразделить на две группы: профилактические мероприятия и активные контрмеры. Профилактические мероприятия сводятся к созданию такой эмоциональной атмосферы, которая затрудняла бы распространение слухов. Необходима хорошо налаженная система изучения проблем, способствующих появлению слухов, непрерывное исчерпывающее и убедительное информирование людей. Кроме того, важно уметь предвидеть возможность появления слуха в связи с определенными событиями в ИУ, затрагивающими интересы людей. Решающее значение в профилактике возникновения слухов имеют поддержание эффективного руководства на всех уровнях, доверие к руководству и официальной информации.

Информация о работе Сущность и особенности социально-психологических явлений в среде осужденных