Контроль и индивидуальная
работа с вновь прибывшими в ИУ осужденными,
их адаптация и сопровождение.
Разложение, переориентация
малых групп осужденных с отрицательной
направленностью.
Установление
гуманистических отношений, ориентация
отношений на абсолютные моральные ценности.
7. Выявление
структуры общения осужденных,
включая проблему группирования.
Подход, ориентирующийся
на позитивную переориентацию, строится
на предположении, что все социально-психологические
явления имеют естественную основу организации
жизненных отношений. Например, традиция
"прописки" является,
по сути дела, проблемой адаптации осужденных.
Проблема решается в процессе реализации
таких мероприятий как работа комиссий
по приему вновь прибывших осужденных,
организация карантина, привлечение шефов
из числа опытных, зарекомендовавших себя
положительно осужденных или сотрудников.
"Проводы" на свободу - созданием
"школ подготовки к освобождению",
организацией официальных проводов. "Общак"
- создание "фонда помощи освобождающимся
осужденным" и т.д.
Пресечение. Некоторые
действия, связанные с поддержанием
осужденными неофициальных отрицательных
традиции и обычаев подпадают по административную
или уголовно-правовую ответственность.
Например, поборы с осужденных в "общак"
могут квалифицироваться как "грабеж",
"хулиганские действия", "тяжкие
или менее тяжкие телесные повреждения".
Иногда пресечение может быть неэффективным.
Естественный
механизм пресечения - это торможение
в результате возможности лишения человека
определенных ценностей. Применение сотрудниками
различных санкций, ведет к некоторому временному
ухудшению качества жизни осужденных.
Неофициальные санкции, применяемые в
криминальном мире, иногда связаны с лишением
жизни. Несомненно, ухудшение отношений
предпочтительнее для осужденных лишению
жизни.
Существуют и
другие проблемы. Так, длительное лишение
возможности реализовать определенные
жизненные ценности адаптирует осужденного
к такому состоянию и прекращает действие
механизма торможения. По мнению А.В. Ратинова,
ценности для человека теряют свою субъективную
значимость. Становится безразлично, в
каких культурно-бытовых условиях жить,
как одеваться и т.п. В случае если лишение
ценности наносит тяжелую душевную травму,
может наблюдаться феномен "избегания
значимой ценности". Тогда по словам
осужденных, для них "тюрьма становится
домом родным", а значимую прежде ценность
- свободу - они пытаются избежать, совершая
различные преступления или имитируя
побег.
Важным направлением
в работе с негативными социально-психологическими
явлениями в среде осужденных является
интерпретация понятий. Например, слухи
- это, как правило, неофициальная, недостаточно
точная, умышленно искаженная информация.
Следовательно, слухи необходимо не просто
пресекать. На практике этого добиться
буквально невозможно. Своевременное
установление содержания информации,
которая неофициально циркулирует в среде
осужденных, и предоставление достоверной,
официальной информации способствует
нейтрализации слухов.
Манипуляция
- это общение, при котором конечные цели
скрываются либо неизвестны. Необходимо
прояснять цели криминальных сообществ,
их требования и результаты, к которым
они стремятся в общении. Для понимания
того, что основная функция традиций -
управление отношениями осужденных - необходимо
организовать достаточный уровень управления
со стороны сотрудников в местах лишения
свободы. Практика показывает, что негативные
традиции наиболее активно развиваются
там, где имеются пробелы в официальном
управлении - в так называемых "черных
зонах".
Заключение
Социальная среда
(микросреда), окружающая осужденного
в местах лишения свободы, диктует жестокие
правила и нормы поведения, традиции и
обычаи во всех сферах тюремной жизни,
формирует соответствующие групповые
мнения и настроения, слухи и тюремную моду. Таким
образом, тюремный закон находит отражение
в системе специфических социально-психологических
явлений, групповых обычаях и традициях,
групповых мнениях и настроениях осужденных,
в подражании и заражении, а также санкциях
в неофициальной системе. Своеобразное
"правовое" регулирование через "сходняк"
и материальное регулирование через "общак"
вызывают дальнейшую криминализацию личности,
усвоение норм преступного сообщества
и имеют тенденцию к распространению в
условиях свободы.
1. Абрамкин В., Чеснокова
В. Тюремный закон. М., 1993.
2. Анастасов
Е.В., Николаев В.А. Не допускать
возрождения пресловутых "традиций"
/ ИТУ. Вып.2.1982.
3. Андреев
Н.А. Социология исполнения уголовных
наказаний. М., 2001.
4. Анисимков
В.М. Антиобщественные традиции, обычаи и нормы
поведения осужденных в местах лишения
свободы: исторический аспект. М., 1992.
5. Антонян
Ю.М. Механизм преступного поведения.
М., 1981.
6. Башкатов
И.П. Психолого-педагогические особенности
возникновения, развития и функционирования
групп несовершеннолетних
осужденных: Автореф. дис. д-ра пед. наук.
М, 1991.
7. Вакутин
Ю.А. Словарь жаргонных слов и
выражений. Татуировки. Омск, 1979.
8. Васильев
В.А. Юридическая психология. СПб., 1997.
9. Верещагин
В.И. Типы взаимодействия осужденных
в отрядах ИТУ. Домодедово,
1990.
10. Воры сами
о себе // Преступление и наказание.
1997. № 9.
11. Гернет М.Н.
В тюрьме. Очерки тюремной психологии.
М., 1926.
12. Дановский
С.Л. Роль социальных ценностей
в групповых характеристиках
общности осужденных в ИТУ // Социальные проблемы исправления
и перевоспитания осужденных. М., 1984.
13. Детков М.Г.
Психолого-педагогические вопросы
деятельности ИТУ: Лекция. Домодедово,
1992.
14. Клименко
С.К. Нравственные основы взаимодействий
между сотрудниками и осужденными:
Лекция. М., 1986.
15. Методические
рекомендации о формах и методах
развенчания лиц, причисляющих себя
к "ворам в законе" и иных
лидеров уголовно-преступной среды
в ИТК.М., 1987.
16. Наприс А.В.
Социально-психологические явления
в среде осужденных. Лекция. Рязань:
Академия права и управления
ФСИН России, 2005.
17. Олейник
А.Н. Тюремная субкультура. М., 2001.
18. Основы психологической
коррекции в ИТУ, Рязань, 1996.
19. Пирожков
В.Ф. Криминальная психология. М., 2001.
20. Поздняков
В.М. Психология в пенитенциарной
практике зарубежных
стран в XX столетии. М., 2000.
21. Рабочая
книга пенитенциарного психолога
/ Под ред. А.И. Мокрецова. М., 1998.
22. Сухов А.Н.
Социально-психологические явления
в среде осужденных: Учебное пособие
- Рязань: РВШ МВД СССР, 1987.
23. Ушатиков
А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная
психология (психология тюремной среды):
Учебное пособие. Рязань, 1998.
24. Ушатиков
А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология:
Учеб.2-е изд., перераб. и доп. - Рязань:
Академия права и управления
Минюста России, 2003.
Размещено на Allbest.ru