Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:57, реферат
Каждая из названных здесь черт научного исследования имеет специфику в социальной психологии. Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. В частности, для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.
Поэтому наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности. Сама постановка этого вопроса связана с двойственным характером социальной психологии. Если бы речь шла о ней только как об экспериментальной дисциплине, проблема решалась бы относительно просто: репрезентативность в эксперименте достаточно строго определяется и проверяется. Но в случае корреляционного исследования социальный психолог сталкивается с совершенно новой для него проблемой, особенно если речь идет о массовых процессах. Эта новая проблема – построение выборки. Условия решения этой задачи сходны с условиями решения ее в социологии.
Естественно, что и в социальной психологии применяются те же самые нормы построения выборки, как они описаны в статистике и как они употребляются всюду. Исследователю в области социальной психологии в принципе даны, например, такие виды выборки, как случайная, типичная (или стратифицированная), выборка по квоте и пр.
Но в каком случае применить тот или другой вид – это вопрос всегда творческий: нужно или нет в каждом отдельном случае делить предварительно генеральную совокупность на классы, а лишь затем производить из них случайную выборку, эту задачу каждый раз приходится решать заново применительно к данному исследованию, к данному объекту, к данным характеристикам генеральной совокупности. Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс людей, очень важно точно определить, по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.
Самой сложной проблемой, однако, оказывается проблема репрезентативности, возникающая в специфической форме и в социально-психологическом эксперименте. Но, прежде чем освещать ее, необходимо дать общую характеристику тех методов, которые применяются в социально-психологических исследованиях.
2. Этический
кодекс российского
А) требования к заказчику услуг психолога
1. Заказчик всегда
явно или косвенно побуждает
Психолога к научно-
2. Заказчик должен
самостоятельно или в
3. Заказчик в своем взаимодействии с Психологом обязан руководствоваться Конституцией страны, ее Законами и настоящим Этическим Кодексом, с которым Психолог должен его ознакомить. Предложение Заказчика принимается Психологом в том случае, если Заказчик не просто ознакомлен с основными Принципами и Правилами Этического Кодекса Психолога, но и согласен с ними. Заказчик признается в таком качестве в том случае, если он не намерен и не может применить полученные психологические услуги для противоправных, аморальных, антинаучных, опасных действий в отношении частных лиц. Общества и государства.
4. В качестве заказчика может выступать сам объект психологического исследования и воздействия, если на основе результатов исследования он намерен осуществлять в той или иной форме самосовершенствование (релаксацию, поведенческую модификации, изменения в системе отношений с другими людьми и организациями и пр.), или сам психолог, если ему поручено осуществление на основе результатов исследования психокоррекционного воздействия, или неявно общество, столкнувшееся с психологическими проблемами исторического масштаба (психологическая наука).
Б) требования к результатам работы психолога
1. В качестве
Результатов исследования
2. Результаты исследования Клиента являются обязательным условием любых действий Психолога относительно Клиента. В Результатах исследования должна содержаться информация о том, на основании каких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия по консультированию или оказанию помощи Клиенту. Результаты Исследования должны быть представлены в форме научных документов, принятых в психологическом сообществе и содержать достаточные основания для работы с Клиентом.
3. Результаты
исследования в случае их
В) нормы отношений между психологом и заказчиком
1. Психолог получает
заказ от Заказчика,
2. Психолог должен
известить Заказчика о том,
что его деятельность подчиняет
3. Психологи могут прибегать к объявлениям только в случаях: 1) создание или изменение места работы психолога; 2) прекращение работы по болезни более чем за неделю; 3) при изменении часов работы или номера телефона; 4) фактическая информация о специальных мероприятиях с указанием места их проведения, времени, длительности и возможных участников.
4. Публикации в газетах о работе Психолога допускаются дважды в одной и той же газете. Сведения, сообщаемые о себе психологами в телефонных и специальных справочниках, должны быть сдержанными по изложению и содержать имя, место работы. Рекомендуется, однако, не упоминать профессиональную специализацию.
5. Психологи
не должны допускать
6. Психологи
находятся под запретом
7. Клиническим
психологам запрещается
8. Психологам
запрещается оказывать
9. Клиническим психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним пациентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. Не разрешается клиническим психологам принимать публичные похвалы за успешно оказанные услуги или допускать публикации, служащие фактически рекламным целям, в устном, письменном или изобразительном виде.
10. В области клинической
психологии запрещается
11. Вывеска является средством привлечения внимания к месту оказания психологических услуг. Разрешена всего одна вывеска. Вывески практикующих психологов должны быть выполнены в ненавязчивом стиле и не превышать размеров 35Х50 см. Позволяется указание на место профессиональной деятельности психолога. Клинические психологи указывают на вывеске характер своей деятельности и время работы. В дополнение к имени и ученой степени могут быть указаны часы работы и номер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; разрешено не более шести уточнений (специфическая группа пациентов или клиентов; специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи). Все требования к вывескам распространяются и на бланки, формы и штампы. Следует избегать излишней броскости.
12. Если несколько
психологов осуществляют свою
деятельность совместно как
Г) нормы создания, хранения и применения материалов психолога, отношение к результатам исследования
1. Психолог несет
ответственность за
2. Решение психолога
осуществить исследовательский
проект предполагает его
3. Для получения научных результатов высокого качества и соблюдения требований б1 и б2 следует рассматривать максимально возможное число применимых научных методик и из них выбирать наиболее подходящую. Если работа осуществляется на средства посторонней организации и распределение фондов не контролируется исследователем, последний должен обосновать соответствие проводимого исследования научным, профессиональным и этическим принципам настоящего кодекса.
4. Если персонал
или студенты выступают в
Отношение к результатам исследования
1. Психолог обрабатывает
первичные материалы, осуществл
Информация о работе Сущность и проблемы социально-психологического исследования