Сущность и проблемы социально-психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:57, реферат

Краткое описание

Каждая из названных здесь черт научного исследования имеет специфику в социальной психологии. Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. В частности, для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.

Вложенные файлы: 1 файл

MSPI_sem_1.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому наряду с обеспечением надежности данных особо  остро стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности. Сама постановка этого вопроса связана  с двойственным характером социальной психологии. Если бы речь шла о ней только как об экспериментальной дисциплине, проблема решалась бы относительно просто: репрезентативность в эксперименте достаточно строго определяется и проверяется. Но в случае корреляционного исследования социальный психолог сталкивается с совершенно новой для него проблемой, особенно если речь идет о массовых процессах. Эта новая проблема – построение выборки. Условия решения этой задачи сходны с условиями решения ее в социологии.

Естественно, что  и в социальной психологии применяются те же самые нормы построения выборки, как они описаны в статистике и как они употребляются всюду. Исследователю в области социальной психологии в принципе даны, например, такие виды выборки, как случайная, типичная (или стратифицированная), выборка по квоте и пр.

Но в каком  случае применить тот или другой вид – это вопрос всегда творческий: нужно или нет в каждом отдельном случае делить предварительно генеральную совокупность на классы, а лишь затем производить из них случайную выборку, эту задачу каждый раз приходится решать заново применительно к данному исследованию, к данному объекту, к данным характеристикам генеральной совокупности. Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс людей, очень важно точно определить, по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.

Самой сложной  проблемой, однако, оказывается проблема репрезентативности, возникающая в  специфической форме и в социально-психологическом эксперименте. Но, прежде чем освещать ее, необходимо дать общую характеристику тех методов, которые применяются в социально-психологических исследованиях.

 

2. Этический  кодекс российского психологического  общества.

А) требования к заказчику услуг психолога

1. Заказчик всегда  явно или косвенно побуждает  Психолога к научно-практической  психологической деятельности. В  отсутствии Заказчика психологическая  наука, психологическая практика, сами Психологи становятся ненужными. Реальный Заказчик выступает в лице руководителя государственной, политической, общественной, коммерческой организации, обратившегося к Психологу за услугами психологического характера. Косвенный Заказчик в лице Общества, нуждающегося в новом психологическом знании, побуждает Психолога к научным исследованиям и открытиям. Государство неявно выступает в качестве Заказчика, когда к Психологу обращается за психологической помощью частное лицо, защищая интересы Клиента нормами Конституции и Закона. Нормы работа с Заказчиком – важнейший компонент психологической деятельности. 

2. Заказчик должен  самостоятельно или в сотрудничестве  с Психологом точно сформулировать  проблемы, которые побудили его обратиться к Психологу за психологическими услугами. Результатом сотрудничества Психолога с Заказчиком является Техническое задание, содержащее всю согласованную исходную информацию, которой достаточно для начала профессиональной работы Психолога. В Техническом задании оговариваются цели работы Психолога, методы его работы, ее предполагаемые результаты, сроки ее исполнения, гонорар Психолога и иные конкретные вопросы. Без согласованного с Заказчиком Технического задания любая психологическая деятельность становится бессмысленной. 

3. Заказчик в  своем взаимодействии с Психологом обязан руководствоваться Конституцией страны, ее Законами и настоящим Этическим Кодексом, с которым Психолог должен его ознакомить. Предложение Заказчика принимается Психологом в том случае, если Заказчик не просто ознакомлен с основными Принципами и Правилами Этического Кодекса Психолога, но и согласен с ними. Заказчик признается в таком качестве в том случае, если он не намерен и не может применить полученные психологические услуги для противоправных, аморальных, антинаучных, опасных действий в отношении частных лиц. Общества и государства. 

4. В качестве заказчика может выступать сам объект психологического исследования и воздействия, если на основе результатов исследования он намерен осуществлять в той или иной форме самосовершенствование (релаксацию, поведенческую модификации, изменения в системе отношений с другими людьми и организациями и пр.), или сам психолог, если ему поручено осуществление на основе результатов исследования психокоррекционного воздействия, или неявно общество, столкнувшееся с психологическими проблемами исторического масштаба (психологическая наука). 

Б) требования к результатам работы психолога

1. В качестве  Результатов исследования психолога  выступают все сведения о Клиенте,  сохраняющиеся на любых видах носителей информации, и на основании которых Психолог квалифицирует психологические характеристики Клиента, принимает решение о задачах и характере практического взаимодействия с ним и исполняет его. 

2. Результаты  исследования Клиента являются  обязательным условием любых  действий Психолога относительно Клиента. В Результатах исследования должна содержаться информация о том, на основании каких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия по консультированию или оказанию помощи Клиенту. Результаты Исследования должны быть представлены в форме научных документов, принятых в психологическом сообществе и содержать достаточные основания для работы с Клиентом. 

3. Результаты  исследования в случае их неконтролируемого  хранения могут представлять опасность как для Клиента, так и для Психолога и для Общества. В случае попадания Результатов исследования в руки случайных или злонамеренных людей, они приобретают статус лжеобвинителя, лжеразоблачителя, агрессора, которые не повинуются их создателям. Обращение с Результатами исследования должны быть жестко регламентированы. Применение записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры. 

В) нормы  отношений между психологом и  заказчиком

1. Психолог получает  заказ от Заказчика, составляет  и согласовывает с ним техническое  задание на работу, договаривается  о распределении прав и обязанностей между Психологом, Заказчиком и Клиентом, о процедурах хранения, применения Результатов исследования. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность. Наниматель должен быть снабжен текстом Этического Кодекса Психолога при приеме на работу последнего. Психолог должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных и непрофессиональных требований. 

2. Психолог должен  известить Заказчика о том,  что его деятельность подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу психолог должен оговорить, что он в пределах своей компетенции будет действовать независимо, и в особенности обратить внимание на обязательство хранить профессиональную тайну, чего от него требует Закон. Психолог должен оговорить, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только психологом. 

3. Психологи  могут прибегать к объявлениям  только в случаях: 1) создание или  изменение места работы психолога; 2) прекращение работы по болезни более чем за неделю; 3) при изменении часов работы или номера телефона; 4) фактическая информация о специальных мероприятиях с указанием места их проведения, времени, длительности и возможных участников. 

4. Публикации  в газетах о работе Психолога  допускаются дважды в одной  и той же газете. Сведения, сообщаемые о себе психологами в телефонных и специальных справочниках, должны быть сдержанными по изложению и содержать имя, место работы. Рекомендуется, однако, не упоминать профессиональную специализацию. 

5. Психологи  не должны допускать публикации  в справочниках материалов рекламного характера, например, содержащих фотографии или рисунки, описания излечиваемых ими болезней или применяемых методов лечения. Клиническим психологам запрещается использовать обсуждение психологических процедур, методик и других средств, а также примеров из своей практики в лекциях или публикациях с целью рекламы своей деятельности. 

6. Психологи  находятся под запретом организовывать  рекламу себе или какому-либо  определенному методу лечения.  Реклама в целях конкуренции  ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных клиентов. Не разрешается рекламировать в качестве специальности действия, рассматриваемые в профессиональных кругах, как сами собой разумеющиеся. Указания на характер психологической практики не должны содержать предложения неприемлемых для психолога услуг. 

7. Клиническим  психологам запрещается предлагать  свои услуги клиентам без просьбы  последних. Им запрещается в  целях рекламы использовать имя  или репутацию лица, с которым  они связаны профессионально или лично. Им также запрещается, кроме как в кругу коллег, использовать отзывы, сертификаты или рекомендации, данные им экспертами или со ссылкой на них. 

8. Психологам  запрещается оказывать профессиональные  услуги бесплатно или дешевле  установленных расценок: этот запрет не распространяется на родственников и коллег, а также на пациентов или клиентов, которые не могут оплатить услуги из-за своего низкого социального статуса и когда оплата не может быть возложена на третьих лиц. Не разрешается предлагать, объявлять и распространять подарки в целях рекламы, за исключением случая предметов незначительной ценности. Не разрешается требовать оплаты за не оказанные услуги, за исключением случая законно предусмотренной замены услуги на другую. 

9. Клиническим  психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним пациентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. Не разрешается клиническим психологам принимать публичные похвалы за успешно оказанные услуги или допускать публикации, служащие фактически рекламным целям, в устном, письменном или изобразительном виде. 

10. В области клинической  психологии запрещается обнародование  любых сведений, которые могли  бы обеспечить преимущественное  обращение к данному специалисту  (названия типа “услуги консультанта”, “руководитель”, “центр”). Наименование “институт” или другое аналогичного статуса может применяться только в том случае, если ему соответствует персонал, оборудование и применяемые методики. 

11. Вывеска является  средством привлечения внимания к месту оказания психологических услуг. Разрешена всего одна вывеска. Вывески практикующих психологов должны быть выполнены в ненавязчивом стиле и не превышать размеров 35Х50 см. Позволяется указание на место профессиональной деятельности психолога. Клинические психологи указывают на вывеске характер своей деятельности и время работы. В дополнение к имени и ученой степени могут быть указаны часы работы и номер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; разрешено не более шести уточнений (специфическая группа пациентов или клиентов; специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи). Все требования к вывескам распространяются и на бланки, формы и штампы. Следует избегать излишней броскости. 

12. Если несколько  психологов осуществляют свою  деятельность совместно как компания, подчиняющаяся соответствующим требованиям законодательства, они должны обозначить себя как “Совместная практика”. Имена коллег, отошедших от дел или умерших, могут сохраняться преемником на вывеске не более чем 12 месяцев, при условии согласия заинтересованных лиц. Информация о смерти одного из партнеров должна быть сообщена в достойной манере. В случае переезда психолог может в течение 6 месяцев сохранять вывеску с указанием о прекращении своей работы по прежнему адресу. 

Г) нормы  создания, хранения и применения материалов психолога, отношение к результатам  исследования

1. Психолог несет  ответственность за адекватность  задаче работы с Клиентом избранных  им теоретической концепции, методов работы, конкретных методик работы с Клиентом, способов обработки первичных данных. Выбор методов работы Психолога требует добросовестного соотнесения научных и вненаучных задач, в частности, соблюдения гуманитарных, экономических и культурных интересов Клиентов или экономного расходования материальных ресурсов. 

2. Решение психолога  осуществить исследовательский  проект предполагает его ответственность  за его предвидимые научные  и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. 

3. Для получения  научных результатов высокого качества и соблюдения требований б1 и б2 следует рассматривать максимально возможное число применимых научных методик и из них выбирать наиболее подходящую. Если работа осуществляется на средства посторонней организации и распределение фондов не контролируется исследователем, последний должен обосновать соответствие проводимого исследования научным, профессиональным и этическим принципам настоящего кодекса. 

4. Если персонал  или студенты выступают в качестве  экспериментаторов в проведении  психодиагностических процедур, преподаватель должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям. 

Отношение к результатам исследования

1. Психолог обрабатывает  первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам, влияющим на производственную, учебную, личную жизнь Клиента. Психологи могут использовать свои профессиональные звания, публично выступая в качестве авторов, докладчиков и т. п. В этих ситуациях они должны ограничиваться сообщением фактических данных и избегать любого подобия саморекламы. 

Информация о работе Сущность и проблемы социально-психологического исследования